a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект " Волшебная бумага"

Автор: Яхонтова Екатерина Игоревна Опубликовано: 2019-01-30 08:12:02

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы.

Сроки выполнения проекта: две недели.

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе эксперимента.
  • Познакомить детей со способом производства бумаги.

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику руки.
  • Развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Тип проекта: исследовательский, групповой.

Презентация  проекта:

  1. Создание коллекции «Какая разная бумага!»
  2. Создание картотеки «Опытно – экспериментальная деятельность с бумагой».
  3. Выставка детских рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования (рисование мятой бумагой, рисование на мокром листе бумаги)
  4. Открытое занятие для педагогов ДОУ "Удивительная бумага"

     

                                           Ход проекта

Проблематизация. В старшей группе дети активно работали над проектной деятельностью «Семейное чтение», целью организации которого  было уточнение представлений детей о книгах, о  том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека. Проблемными вопросами проекта стали следующие: какие бывают книги? Какие книги были раньше? Из чего сделаны книги?  Кто делает книги? Дети очень заинтересовались тем, как появилась бумага, а также ее производством и способами применения, разнообразием ее видов.

Целеполагание. Дети решают путем опытно – экспериментальной деятельности исследовать свойства и качества бумаги.

Работа над проектом включала в себя три этапа.

Первый этап (подготовительный).  В ходе подготовительного этапа была подобрана литература, продумана тематика детской деятельности, проведена диагностика знаний детей по теме проекта.

Второй этап (основной). В ходе работы над проектом  осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познание». Беседы на темы: «Откуда пришла бумага?», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Профессии людей, создающих бумагу».  НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги». Создание коллекции «Какая разная бумага!».  Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой:

  • Опыт №1 «Волшебная бумага»
  • Опыт №2 «Сминание бумаги»
  • Опыт №3 «Сравнение бумаги»
  • Опыт №4 «Разрывание бумаги»
  • Опыт №5 «Вода и бумага»
  • Опыт №6 «Поющая бумага»
  • Опыт №7 «Склеивание бумаги»
  • Опыт №8 «Бумага гнется»
  • Опыт №9 «Летающая бумага»
  • Опыт №10 «Бумага впитывает масло»

 

Эксперименты с бумагой:

  • «Танцующая фольга»
  • «Секретное послание»
  • «Бумага – силач!»

Дидактические игры: «Найди, что из бумаги», «Мой, моя, мое, мои…», «Волшебный мешочек» и др. (см. в Приложении).

«Физическая культура»,  «Здоровье». С детьми проводились комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.

«Чтение художественной литературы», «Развитие речи». Изучение литературы по теме проекта, чтение русских народных пословиц, поговорок, загадок на тему «Бумага». Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Простой бумаги свежий лист!..». Внесение в центр развития речи лексических игр и упражнений на темы: «Какая бумага?», «Опиши предмет из бумаги».

«Художественное творчество», «Продуктивная деятельность». Проводилась образовательная деятельность по рисованию на темы: «Рисование радуги на мятом листе бумаги» (нетрадиционная техника рисования),  «Рисование на мокром листе бумаги. Васильки» (нетрадиционная техника рисования).  «Подснежники. Рисование мятой бумагой». Ручной труд: изготовление поделок из бумаги.

«Социализация». В ходе работы над проектом были поставлены цели: развитие дружественных качеств, умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности.

«Безопасность». С детьми была проведена беседа на тему: «Правила поведения  в лаборатории центра исследовательской деятельности», «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов».

 Работа с родителями.

  • Привлечение родителей к сбору информации и проблеме проекта.
  • Проведение консультации для родителей на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей в детском саду и дома».
  • Анкетирование родителей на тему «Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности детей в домашних условиях».

 

Презентация проекта.

  1. Создание коллекции «Какая разная бумага!».
  2. Создание картотеки «Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой».
  3. Выставка детских рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования (рисование мятой бумагой, рисование на мокром листе бумаги).

 

Опыты с бумагой

«Волшебная бумага».

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

 

«Сминание бумаги».

Знакомство со свойствами бумаги – бумага мнется. Неоюходимо взять несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробовать ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

 

«Сравнение бумаги».

Предложить детям два вида бумаги: картон и простая альбомная бумага. Попробовать с детьми разрезать ножницами сначала простую бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага.

 

«Разрывание бумаги».

Предложить детям два вида материала: бумагу и ткань. Предложить разорвать бумагу. Бумага рвется быстро и легко на полоски. Затем предложить разорвать ткань. Дети с этой задачей не справятся.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

 

«Вода и бумага».

Для опыта нужны: бумажные салфетки, альбомные листы бумаги. Необходимо все материалы для опыта положить в ванночки с водой. Салфетки тут же размокнут, будут рваться в руках детей. Во второй ванночке бумага намокнет, но не разорвется.

Вывод: бумага боится воды. Все виды бумаги портятся от контакта с водой – бумажный материал не прочный.

 

«Поющая бумага».

Для этого опыта нужно взять разноцветную бумагу и выполнять движения «стирка белья». Бумага будет шуршать, скрипеть.

Вывод: при сминании, трении бумага издает звук.

 

«Склеивание бумаги».

Для данного опыта понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей. Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Нужно предложить взять клей и склеить части листа бумаги.

Вывод: бумагу можно склеивать.

 

«Бумага гнется».

Для данного опыта понадобятся: листы бумаги разного цвета и плотности. Нужно сложить лист на два прямоугольника, четко выделить линию сгиба, а потом развернуть лист и попробовать удалить линию сгиба. Получится ли это? Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

«Летающая бумага».

Для этого опыта  понадобятся полоски фольги. Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Фольга при этом разлетится по столу.

Вывод:  бумага разлетается от дуновения ветра, потому что она очень легкая.

 

«Бумага горит».

Этот опыт проводит только воспитатель, объясняя детям правила пожарной безопасности. Воспитатель поджигает бумагу. Лист бумаги сгорает.

Вывод: бумага горит.

 

«Бумага впитывает масло».

Для данного опыта нам понадобятся: бумага и растительное масло. Нужно нанести на лист бумаги каплю масла ваткой. Масло тут же впитается в бумагу, оставив на поверхности листа жирное пятно, которое нельзя удалить.

Вывод: бумага впитывает масло.

 

 

 

Эксперименты с бумагой.

«Танцующая фольга».

Нарезаем алюминевую фольгу очень узкими и длинными полосками. Проводим расческой по волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам бумаги. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

 

«Секретное послание».

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком или лимонным соком, либо столовым уксусом. Затем нужно нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и тогда будет видно, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное послание можно будет прочитать.

 

«Бумага – силач!»

Для проведения опыта понадобятся: две жестяные банки, лист бумаги, пустая стеклянная банка. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик». Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага  не выдержит веса банки и прогнется вниз. Теперь сложим лист бумаги «гармошкой», положим на его на две жестяные банки и поставим на «мостик» стеклянную банку. «Гармошка» не прогибается!

 

 

Дидактические игры с бумагой

«Найди, что из бумаги». Дети ищут и находят предметы из бумаги, расположенные в группе.

«Мой, моя, мое, мои…» У каждого из детей в руках предмет из бумаги. Воспитатель произносит слово – у кого из детей подходит предмет под описание, тот поднимает его вверх. Моя…(салфетка, книга, открытка…), мой…(блокнот, лист), мое…(письмо…), мои…(тетради, фантики…).

«Бумага какая?»  Дети подбирают слова-признаки (плотная, рыхлая, мягкая, цветная, тисненая, чистая, исписанная, белая, цветная, рваная, мятая, сухая, мокрая…)

«Что можно сделать с бумагой?» дети подбирают слова-действия (рвать, мять, складывать. Поджечь, намочить, высушить, прогладить, разрезать, скрутить, скомкать, подбрасывать…)

«Что можно сделать из бумаги?» Дети подбирают слова-действия (конструировать, складывать, скатывать, выкладывать, вырезывать…)

«На бумаге можно…» (писать, рисовать, наклеивать, печатать…)

«Бумага нужна для того, чтобы…» (писать, рисовать, вытирать, подкладывать, переводить рисунки, наклеивать, конструировать, оформлять, упаковывать…)

«Из бумаги можно сделать…» (коробку, игрушку, книгу, тетрадь, блокнот, газету, папку, конверт, плакат, цветок, стаканчик, шапку…)

 

Предметно – пространственная развивающая среда.

В нашей группе центр познавательной и исследовательской деятельности расположен  в рабочем секторе группы и пользуется неизменной популярностью у детей. Наш центр познавательно-исследовательской деятельности совмещен с центром природы, что допускается по ФГОС. Задача данного центра – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счете обеспечит успешное интеллектуальное личностное развитие ребенка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, семена зерновых культур (пшеница, рожь, греча, рис),  кожа, мех, шелуха лука, скорлупа орехов, кожура апельсина, соль, сахар, лимонная кислота, мята, лук, чеснок, желуди, шишки, пенопласт, поролон, стекло, дерево, пластмасса, металл, вата. Также необходимо лабораторное оборудование для мини-лаборатории – все это вызывает у детей особый интерес. В нашей мини-лаборатории имеются: емкости для измерения, пересыпания, переливания, исследования, хранения, подносы, клеенки, материалы для пересыпания и переливания, трубочки для продувания, мыльные пузыри, магниты, бумага (различная по фактуре, толщине, цвету и форме), фольга, губки, набор для экспериментирования с песком, увеличительное стекло, кружки, стаканчики, песочные формочки, деревянные и пластмассовые палочки, сито, линейки, салфетки, бинты, лейки, пульверизаторы. Для познавательного развития детей нами была подобрана специальная детская  литература: серия энциклопедий «Окно в мир», альбомы «Птицы», «Ягоды», «Насекомые», «Животные», «Цветы» и т. д., книга «Путешествие по родной планете», демонстрационный материал «Деревья наших лесов», «Строительные материалы», энциклопедия «Книга ответов для почемучки». Также были составлены пооперационные карты, картотека опытов и экспериментов.

Конспект открытого занятия «Удивительная бумага»

  1. Программное содержание. Формировать представления де­тей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внима­ние, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окру­жающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

    Оборудование. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

     Ход занятия

    1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

    Я белая, как снег, дружу с карандашом.

    Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

    2. Беседа о бумаге

    — Для чего нужна бумага?

    — Как вы думаете, бумага была всегда?

    — На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

    Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фаб­рике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

    – Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

    Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

    Ребята, почему нужно экономить бумагу?

    Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

    Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

    3. Экспериментальная деятельность

    Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лаборато­рию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, про­водя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

    Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

    Физминутка.

    Мы бумагу рвали, рвали

    Мы бумагу мяли, мяли

    Так, что пальчики устали

    Мы немножко отдохнём

    И опять её порвём.

    4. Практическая часть.

    Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

    Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

    5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

В ходе проекта дети знакомятся историй возникновения бумаги, способом ее производства, самостоятельно изучают свойства и качества бумаги экспериментально-опытным путем.

 

Оставить комментарий: