a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Практикум «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сенсорным эталоном (величиной)»

Автор: Пшеничникова Юлия Александровна Опубликовано: 2019-02-05 22:19:31

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка. 442539, Пензенская область, город Кузнецк, улица Железнодорожная, дом № 1 В. т. ( 8- 841- 57) 7- 18- 93 Практикум: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сенсорным эталоном( величиной) » Подготовила: воспитатель Черемина М. Б. Кузнецк, 2018 П ри о знакомлении детей старшего дошкольного возраста с сенсорным эталоном( величиной) я предлагаю развивать через все виды деятельности и использовать игровые технологии в педагогическом процессе для наибол ее эффективного усвоения детьми. ( с л. 1) ( сл. 2) Я поставила перед собой цель, которую вы видите на экране( формировать представления о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста при условии систематического использования игровых упражнений в соответствии с предметно- развивающей средой, используя все области развития. ) Как вы видите знакомство с величиной я провожу через все области развития( сл. 3) Обогащённая предметно- пространственная среда является непременным условием при знакомстве ребёнка с величиной, а также применение игр для активного проявления познавательной самостоятельности у детей. В своей группе я создала центр «занимательной математики», который соответствует всем требованиям и содержание его постоянно обновляется, поэтому центр, активно используется в организации самостоятельной деятельности ребят и способствует развитию логического мышления детей. Особенно привлекает внимание лэпбуки «Все о величине» и игра – к вест «Веселая математика», где дети выполняют разные задания. Среди заданий- логические блоки « Дьенеша », палочкам « Кюизенера ». Эти игры помогают устанавливать тождество, проводить мыслительные операции, работать с символами. ( сл. 4) Приобретенные на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений знания и навыки измерения следует закреплять на других видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в процессе труда, в быту и т. д. ( сл. 5) Например: В познавательно- исследовательской деятельности дети проводят опыты и узнают, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов их масса может быть различной. Например, взвесить на весах коробку, наполненную ватой, и такаю же, но наполненную песком. Сравнить предметы одинакового объема, но разной массы или, наоборот, разного объема, но одинаковой массы. Данные упражнения способствуют возникновению представлений о независимости массы от объема и размера предмета. ( сл. 6) Этот эксперимент можно провести на руках, где дети в одной руке держат в корз ине вату, в другой песок, на прогулке( лед тяжелее снега) . Т аким образом, формируются представления о том, что каждый предмет обладает той и ли иной массой, происходит знакомство с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания на руках и весах. ( сл. 5) При ознакомлении с миром природы я использую измерение и сравнение высоту деревьев, толщину стволов, длины веток, глубину сугробов. ( с л. 7) ( сл. 8) Хочу отметить, что социально коммуникативное развитие проходит через все образовательные области, например: ( сл. 9) п отребность в простейших измерениях возникает у детей в трудовой деятельности: сделать одинаковые по длине и ширине грядки, в ремонте книг( процесс ручного труда) , чт обы не испачкать стол( при рисовании) , надо постелить клеенку. Клеенка должна покрыть весь стол и не свисать с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой – длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера. ( сл. 10) В процессе обучения измерению использую разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная. Они зависят от степени сформированности измерительных навыков и умений, характера привлекаемого материала. Когда сформированы некоторые навыки, выполнение одного з адания поручаю нескольким детям. В распределение групп использую разнообразные фишки с символами. ( сл. 11) Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущая в дошкольном возрасте. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают сами или вместе с родителями разнообразные продукты в магазине. Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей, отражая труд взрослых в сюжетно- ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др. , дети воспроизводят и действия измерения. Игра помогает им делать умозакл ючения и отождествлять предметы, а и змерительная деятельность обогащает содержание детских игр. ( сл. 5) Решаем задачу и через физкультурную деятельность, например: встать друг за другом по росту, кто дальше прыгнул, использование спортивного инвентаря( большой мяч, поменьше, маленький) и т. д. ( сл. 5) Знакомство с понятием величина, прослеживается в изодеятельности через работы детей. ( сл. 5) А в музыкальной деятельности развиваю эстетическое восприятие чувство ритма: короткие и длинные хлопки. Наиболее часто требуется произвести измерение для выполнения различных заданий конструктивного характера, в строительных играх. ( сл. 12) Например, ч тобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ей при строительстве, контролируя высоту дома меркой. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать, чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве. ( сл. 13) Само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, мы предпочитаем пользоваться словами( одинаковый, такой же) которые многозначны( например, одинак овый по цвету, форме, величине) . П оэтому я предлагаю дополнять словами, обозначающие признаки, по которым сопоставляются предметы( найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д. ) . Постепенно приучаю детей давать словесный отчет о выполненном измерении, самостоятельно характеризуя объект, средство и результат, запоминая их количественные характеристики, используя словесные игры( игра с залом «Продолжить») : Ствол бывает тонкий –( ответ толстый, высокий- низкий) Дом высокий –( низкий, большой- маленький) Волосы короткие –( длинные) Коридор широкий –( узкий) Очень часто дети вместо слов узкий и низкий употребляют слово маленький. ( сл. 14) С целью закрепления навыков даю рекомендации родителям, чтобы они проводили совместно с детьми измерения объектов. Предварительно знакомлю их с возможностями дошкольников в этом плане, доказываю, что практическая и игровая деятельность детей, и хозяйственная деятельность взрослых – основа для ознакомления с простейшими способами измерения. Чтобы этот прием не был формальным, я всегда интересуюсь в выполнении задания. В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Для того, чтобы придать деятельности дошкольников определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь конкретн ую направленность на результат. Как это сделать я покажу вам сейчас на практике. «Путешествие к Деду Морозу» Развивать глазомер умение находить предметы длиннее( короче) , шире( уже) . Закрепля ть умение измерять длину и ширину с помощью условной меры, и делать вывод, что результат измерения зависит от величины условной меры. Сравнивать вес предмета( тяжелее- легче) путем взвешивания на ладонях. Систематизировать предметы, располагая их в возрастающем( убывающем) порядке по величине. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться помогать друг другу. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт. На фоне темных елей переплетается тонкое кружево оголенных осиновых ветвей. Под ногами мягко хрустел снег. Интересно, а в Великом Устюге у Деда Мороза то же такая красота? А не отправиться ли нам в путешествие к Деду Морозу? Чтобы попасть к Деду Морозу, нужно выбрать самую короткую тропинку. Выполнить задание нам помогут фишки, на которых вы увидите, через какой лес будет лежать ваш путь, с кем вы будете работать, и что может служить для вас меркой( варежки Снегурочки, Деда Мороза и шарф Снеговика) ( работа детей) Вы справились с заданием, и мы добрались до сказочной реки. Небольшая речушка протекала между полем, спокойно спящим под снежной шубой и сосновым бором. Она сверкала своим пышным убранством, переливаясь жемчужными россыпями искрящихся снежинок. Какая интересная река: в одном месте она широкая, потом становится узкая. Как нам перебраться через реку? По льду ходить нельзя. Почему? ( нужно построить мост) А что нужно для этого знать? ( ширину реки) Для чего? ( для того, чтобы через узкую реку построить короткий мост, а через широкую- длинный мост) Посмотрите на речку( макет на полу) и определите, в каком месте река узкая, в каком – широкая, и подберите необходимые детали. Для короткого моста длинные и широкие прямоугольники. Для длинного моста, короткие и узкие прямоугольники. ( работа детей) Теперь все мосты в порядке, может любой переходить через реку и не бояться. Через какой вы хотите перейти мост? Чтобы перейти через мост нужно построиться от самого высокого, до самого н изкого и идти широким шагом. ( Какими шагами идем? Почему? Почему ты стоишь первый? Почему ты стоишь последний? ) Вот перешли мы через мосты и оказались в волшебном лесу. Какой волшебный, дивный лес похож на заколдованное царство Снежной королевы. В етки замерзших деревьев иногда скрепят и трещат от мороза. Не порядок у Деда Мороза в лесу. Скоро новый год, а елки не наряжены. Чем можно в лесу украсить елку? Отгадайте. - Если снег под солнцем тает, То сестрицы вырастают. Это зимние сестренки Холодны, прозрачны, звонки, А растут макушкой вниз. Ты под них не становись! А можно в лесу сделать сосульки? Как вы думаете, одинаковое количество воды в этих сосудах? А что нужно сделать, чтобы узнать? ( вылить в емкость из одной емкости, потом из другой и сравнить) ( работа детей) Вывод – объем воды не зависит от сосуда. Для изготовления сосулек разной формы, будем использовать одинаковое количество воды. Мы их поставим под елку, пусть замерзают. Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся дальше. И вот посреди леса возник сказочный терем. Именно здесь летом и зимой живет главный волшебник России. Кто же он? ( голос за кадром – Дорогие друзья, помогите, я попал в беду. Снежная королева пролетала мимо терема и смахнула рукавом все снежинки, которые защищали мое царство. ) Ребята, поможем Дедушке вернуть снежинки на ме сто. Хочу напомнить вам, что за линией горизонта все предметы кажутся маленькими, чем ближе к земле- они становятся крупнее. Для этого нужно снежинки измерить. ( работа детей) Какую снежинку ты взяла? ( бол ьшую, поменьше, маленькую) Почему именно эту снежинку ты поместила сюда? Какими ты видишь предметы на линии горизонта? ( Выход Деда Мороза: - Спасибо, дети, что вы расколдовали мой терем и вернули моих подружек – снежинок. За это я вам подарю подарки. Только они у меня разные. Выбирайте. ) Выводы детей: У меня подарок большой, но легкий. А у меня маленький, но тяжелый. ) Правильно, ребята, не всегда размер зависит от веса. На этом наше путешествие закончилось. ( звуки снежного лес) слайд №1 – Как я уже говорила, м ои дети знакомы с этим способом распределение по группам и чтением условных знаков, которые используем в разных видах деятельности. Поэтому сейчас я не акцентировала на этом внимание. Слайд №2- Дети не всегда применяют условную мерку, используют глазомер Слайд №3 Можно использовать и компьютерную технологию. Например: игра «Найди нужную деталь и дострой мост» Для голубого моста детали должны быть большого размера и с углами. Для золо того моста детали должны быть маленького размера и без углов. Подвижная игра «Перейди через мост» Слайд №4 Показываю 2 колбы разной формы, но с одинаковым количеством воды. Такие эксперименты дают возможность детям рассуждать и делать выводы. Эту задачу можно усложнять дать разное количество воды, но одинаковые емкости, закрасить воду разным цветом и т. д. Слайд №5 Слайд №6

Оставить комментарий: