a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки" (доклад на семинаре г.Абакан 15.02.2019

Автор: Семенюк Анастасия Григорьевна Опубликовано: 2019-02-17 19:59:04

Семинар 15. 02. 2019г Абакан Тема. Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки глухих учащихся. Семенюк А. Г. - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятн о видеть вас в этой аудитории. Слайд№1- Хочу представить вашему вниманию доклад на тему « Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки глухих учащихся» Успех ребёнка в учебной деятельности напрямую связан с развитием у него действий самоконтроля и самооценки. Самооценка обучающимися и самоконтроль своей деятельности относятся к регулятивным универсальным учебным действиям. Эти умения можно формировать у младших школьников на каждом уроке Слайд №2. Самоконтроль это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. По предположению Д. Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении частных практических задач.   Л. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать( и рассматривать) в комплексе. Слайд №3. Р ассмотрим виды СК: 1. Контроль по результату или так н азываемый итоговый контроль( сличении результата с заданным образцом. ) 2. Пошаговый или пооперационный( функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий на каждом этапе. Используются алгоритмы выполнения, памятки «Как решать задачу», «Как выучить стих») 3. Предваряющий( прогнозирующий) контро ль( дает учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя во зможные результаты деятельности) По формам организации учебной деятельности учащихся СК можно разделить на 3 группы: 1. Ф ронтальная проверка( проводится коллективный разбор выполненного упражнения, задачи. У чащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Такая форма является наиболее простой и применяется для начального обу чения учащихся самоконтролю) 2. В заимная проверка( проводится при проверке письменных и графических работ. Учащиеся обмениваются работами отме чают допущенные их товарищем ошибки, объясн яют их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Это более высо кая форма действия контроля) 3. И ндивидуальная проверка( относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно) Слайд №4 Среди основных методов и приемов можно выделить: - сверка с образцом; - коллективное выполнение задания и коллективная проверка; - проверка по инструкции; - взаимопроверка с товарищем; - сочетание коллективной и индивидуальной работы; - выполнение задания по алгоритму; - проверка с помощью сигнальных карточек; - подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального. Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей учебной деятельности. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется люб ое незначительное достижение.   Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны, определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Самооценка ученика должна складываться из оценок своей работы по целому ряду критерие в. Критерии оценки должны быть о днозначными и предельно четкими. На первом этапе они должны быть спущены сверху, а потом выраб а т ываться учащимися совместно с учителем. Когда мы говорим самоконтроль, самооценка, то мы говорим- р ефлексия. В соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия является обязательной и проводить её можно на любом  этапе урока. Слайд № 5. Что такое рефлексия? Рефлексия — это самоанализ, самооценка, " взгляд внутрь себя" . Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Виды рефлексии. I.   По содержанию: символическая, устная и письменная. II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. III. По цели: Слайд № 6 Эмоциональная( Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.   Это рефлексия из категории" понравилось/ не понравилось" , " интересно/ скучно" , " было весело/ грустно" . Проводится в начале урока и в конце деятельности. Слайд № 7. рефлексия деятельности( Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы) . Слайд № 8. рефлексия содержания материала( Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке) Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:   1. посередине чистого листа( классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;   2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;   3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.   Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Приём- «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

Оставить комментарий: