a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей Взаимодействие воспитателя по физической культуре и воспитателя при организации ООД в рамках ФГОС

Автор: Лугаськова Наталья Александровна Опубликовано: 2019-03-09 21:37:11

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество воспитателя по физической культуре и воспитателя.

В дошкольных учреждениях организация ООД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на ООД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения ООД и физкультурно-оздоровительных мероприятий в связи со своим непрофессионализмом.

Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя - является рациональность организации взаимодействия воспитателя и воспитателя по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе ООД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к ООД по физической культуре

  • При подготовке к ООД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к ООД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном воспитателем по ФИЗО месте.

 

Рекомендации по совместной работе воспитателя по физической культуре и воспитателя в процессе ООД по физкультуре

Части ООД

 

Деятельность воспитателя по физической культуре

Деятельность воспитателя

Мотивационный этап

 

Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

 

Вводная часть

3 мин.-20% от всего занятого времени

1.       Устанавливает контакт с группой.

2.       Мобилизует внимание.

3.       Повышает эмоциональный настрой.

4.       Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части ООД.

5.       Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.

1.       Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.

2.       Следит за качественным выполнением построений и перестроений.

3.       Контролирует дистанцию во время движения.

4.       Следит за осанкой и внешними признаками утомления.

5.       Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)

6.       Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.

Содержательный этап

 

(Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части ООД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

 

Основная часть

от10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

1.       Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.

2.       Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.

3.       Развивает физические качества.

4.       Тренирует различные мышечные группы.

1.       Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.

2.       Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.

3.       Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.

4.       Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).

5.       Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.

Рефлексивный этап

(рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к ООД. Мотивация детей на перспективу ООД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительная часть

2 мин.-12% от всего занятого времени

1.       Постепенно снижает уровень физической нагрузки.

2.       Уменьшает двигательное возбуждение.

3.       Сохраняет эмоциональный настой детей.

1.       Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.

 

Способы организации дошкольников в процессе ООД физическая культура

СПОСОБЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ООД

ВОСПИТАТЕЛЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ВОСПИТАТЕЛЬ

Фронтальный

Применяется только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях ООД. Характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.

 

Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь.

 

Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.

Групповой (подгрупповой)

Организация детей предусматривает,

распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

(Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

 

Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Посменный

Разновидность подгруппового способа, дети выполняют одно движение сменами (одновременно

3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

Обеспечивает отработку качества движений.

Исправляет неточности двигательного действия.

 

Контролирует поведение детей.

Поточный

Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.

Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.

Индивидуальный

Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

 

Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.

Круговой тренировки

Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

(это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

Педагоги делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

И ещё раз отметим – на ООД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на ООД рекомендуется воспитателю по физической культуре консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на ООД, за сохранение дисциплины.

Оставить комментарий: