Самообразование "Д.И. электронные игры"
Документы для скачивания
САМООБРАЗОВАНИЕ Тема «Познавательное развитие детей подготовительной группы через использование электронных дидактических игр». Подготовила: воспитатель Гусейнова Улдуз Расимовна 2018- 2019 г. Содержание: Актуальность опыта Условия возникновения опыта Цель и задачи Новизна Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения. Дидактические принципы Результативность Трудоёмкость опыта План( Картотека) интерактивных дидактических игр. Литература Актуальность опыта Социально- экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно- техниче ским прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учр еждений. Учебно- воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Разработки и внедрение ФГОС ДО предъявляет определенные требования к выполнению ОП ДОУ. Условия возникновения опыта. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми. Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детс ком саду, которую я использую в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого- педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Одним из самых популярных програ ммных средств, используемых мною на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа Mimio. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Mimio одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера. Первоначальн о я использовала готовые игры с интернета – сайт « Mimio в России для дошкольников». Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности дл я эффективной творческой работы Новизна В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательной- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для подготовительной групп ы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Цель моей работы: Поиск информацио нно- коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста. Задачи: Внедр ить в познавательн о – игровую деятельность детей дошкольного возраста ИКТ; Использовать ИКТ в воспитательном- образовательном процессе; Создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников. 5. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения. В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Противоречия, препятствующие достижению цели Пути решения противоречий Большая нагрузка на глаза Воздействие электромагнитного излучения монитора Психическая нагрузка Компьютерная зависимость Нарушение осанки детей Использование гимнастики для глаз Соблюдение максимальной работы по СанПину в каждой возрастной группе Соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей Замена различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно- ролевыми играми, настольно- дидактическими играми и т. д. Применение здоровье сберегающих технологий( физминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину) Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положитель ные и отрицательные стороны. Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ. 6. В своей работе я руководствовалась след ующими дидактическими принципами: Принцип доступности. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям. Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом. Принцип научности. Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы( репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи) . Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала. Принцип творческой активности. П ринцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно- образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры. Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного раз вития являе тся игровая мотивация. Работа с детьми построена по следующим направлениям: 1. Интеллектуальное развитие; 2. Развитие внимания; 3. Развитие восприятия и памяти; 4. Развитие речи. В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учат ся классифицировать, сравнивать и обобщать. Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать с пособы выполнения деятельности. Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тя желый отпечаток на его характер. В процессе электронно- дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. 7. Результативность В результате анализа диаг ностических исследований познавательного развития детей можно про следить динамику развития детей, и сделать следующие выводы: Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала. Уровень речевого развития – увеличился словарный запас. Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания. Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация. 8. Трудоемкость работы заключается: в р азработкеэлектронных дидактических игр, конспектов занятий для познавательного развития, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач. Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется использование ИКТ. Вывод: Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний. 9. План интерактивных дидактических игр. 1. «Помоги Тане и Саше собрать овощи и фрукты в корзину» 2. «Овощи и фрукты» 3. «Незнайка в большом городе» 4. «ПДД» 5. «В мире животных» 6. «Культура поведения за столом» 7. ФЭМП «Маша и медведь» 8. ФЭМП 9. «Игры со смешариками » 10. «Количество и счет» 11. «Назови предметы, одним словом» 12. « Фиксики вперед» ФЭМП 13. «Витаминные домики» 14. «Правильное питание» 15. « Федорино горе» 16. «Развитие речи» 17. Игра- тренажер по развитию речи «Куда? » 18. «Времена года» 19. «Весна пришла! » 20. «Осенние загадки» 10. Литература 1. Дошкольник и компьютер/ под ред. Л. А. Леоновой- М. , 2004. 2. Информационные технологии в образовании/ под ред. И. Г. Захаровой- М. , Академия, 2003. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2003 4. http: / / www. igraemsa. ru/ 5. http: / / mimio- edu. ru/