Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №15(МБДОУ «Детский сад № 15)
Принята На заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 15» от______августа 2018 г.№1 |
Утверждена Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 15» ________________Г.Н. Стаканова От______августа 2018 г.№ П
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Белая ладья»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Михайлова Марина Васильевна
г.Саров, 2018 г
Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Отличительные особенности программы
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей пограммы
2.3. Характеристики основных форм и методов реализации программы
- Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Кадровое обеспечение
3.3. Информационно-методическое обеспечение программы
3.4. Календарный учебный график
3.5. Перечень методических пособий
1.Целевой раздел
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
- Пояснительная записка
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа реализуется посредствам систематических занятий 1 раз в неделю во второй половине дня в кабинете конструирования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - создавать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через художественно-эстетическую деятельность; развивать у детей художественно - творческие способности, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
Задачи :
а) образовательные:
-Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
-Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
-Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
-Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
б) развивающие:
-Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
-Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; -Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
в) воспитывающие:
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Программа осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Изложенные выше принципы интегрируют современны.
1.3. Отличительные особенности программы
Дополнительная образовательная программа «Белая ладья» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Так же использовались методические разработки следующих авторов, как: Позин С.Б. «25 уроков шахмат», Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» ,Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам», Костров В.В., Давлетов Д.А. «Шахматный учебник».
Реализация программы планируется на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 30 минут. Максимальное количество детей в группе 12 человек. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
К концу обучения дети должны:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи;
- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры;
- знать имена нескольких выдающихся шахматистов ;
- знать шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование занятий
первого года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Теоретических |
Практических |
Всего |
||
1. |
Историческая справка |
1,5 часа |
1,0 часа |
2,5 часа |
2. |
Работа с игровым полем |
0,5 часа |
1,5 часа |
2,0 часа |
3. |
Работа с фигурами |
0,5 часа |
3,0 часа |
3,5 часа |
4. |
Работа со схемами, диаграммами |
1,0 часа |
2.0 часа |
3,0 часа |
5. |
Начальное положение фигур |
0,25 часа |
1,0 часа |
1,25 часа |
6. |
Возможности шахматных фигур |
0,25 часа |
2,25 часа |
2,5 часа |
7. |
Отработка практических навыков |
1,0 часа |
5,0 часа |
6,0 часа |
8. |
Шах |
0,25 часа |
1,0 час |
1,25 часа |
9. |
Мат |
0,25 часа |
1,0 часа |
1,25 часа |
10. |
Рокирова |
0,25 часа |
1,0 часа |
1,25 часа |
11. |
Защита |
0,5 часа |
1,0 часа |
1,5 часа |
Итого: |
|
26 часов |
- Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Кол-во часов |
|
Октябрь |
|||||
1 |
«В стране шахматного королевства» |
Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», историей возникновения игры; способствовать развитию интереса к игре в шахматы. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. |
Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце» Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой, Леной и Алешей |
1 |
|
2 |
«Знакомство с шахматными фигурами»
|
Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами. |
Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию; Д/и «Узнай и назови», рисование по сказке. д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка» |
1 |
|
3 |
«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)
|
Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.
|
д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»
|
1 |
|
4 |
«Волшебная доска» |
Знакомить детей с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Развитие тонкой моторики, счетных навыков |
Слушание сказки«Волшебная доска» выполнение практических заданий предусмотренных содержанием; Шахматные задачи-шутки. |
1 |
|
Ноябрь |
|||||
5 |
«Начальное положение» |
Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
|
д/и «Путаница», «Кто быстрее расставит», Д/и «Горизонтально-вертикальная игра» |
1 |
|
6 |
«Ладья» |
Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. Воспитывать доброжелательные отношения в игре.
|
Чтение дидактической сказки «Как ладья похудела» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» |
1 |
|
7 |
«Слон» |
Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. Отработка практических навыков. |
Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические игры «Чудесный мешочек» |
1 |
|
8 |
Шахматная фигура «Пешка»
|
Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
|
Упражнение «Цепочка», слепить шахматную фигуру пешку, заучивание стихотворения «Пешка»
|
1 |
|
Декабрь |
|||||
9 |
Шахматная фигура «Пешка» |
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка, вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр |
Работа с диаграммой, указать правильное решение позиции (ход белой пешки), д/игры: «Пешечная эстафета», «Игра на уничтожение». |
1 |
|
10 |
Шахматная фигура Пешка и ладья (игровая практика)
|
Повторить и закрепить знания детей о шахматной фигуре пешка и ладья.
|
Д/игры: «Обжорный ряд», «Игра на уничтожение».
|
1 |
|
11 |
Шахматная фигура «Король»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля начальной позиции. Ход короля. Взятие Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. |
«Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение сказки «Лена, Оля и Баба Яга» |
1 |
|
12 |
Шахматная фигура «Король»
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король». Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Развивать внимание.
|
Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», блиц-опрос.
|
1 |
|
Январь |
|||||
13 |
Шахматная фигура «Король» и «Пешка».
|
Знакомство с возможностями защиты и нападения. Упражнять детей в игре с королем и пешками против короля.
|
Д/игры «Штаны», «Юбка», «Шорты». |
1 |
|
14 |
"Ладья против слона" (игровая практика)
|
Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске.
|
Д/игры: «Кто быстрее «срубит» все фигуры?»
|
1 |
|
Февраль |
|||||
15 |
«Шахматная фигура ферзь»
|
Познакомить детей с новой шахматной фигурой «ферзь». Путем анализа и сравнения подвести к пониманию относительной силы фигуры. Упражнять в ориентировки на плоскости. Активизировать мыслительную деятельность при решении шахматных задач.
|
Д/ игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Кто быстрее «срубит» все фигуры?» Прописи по шахматам. «Разыгрывание позиции»
|
1 |
|
16 |
«Шахматная фигура конь»
|
Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
|
прописи по шахматам, д/игры: «Цветочки», «Гости», «Джигитовка»
|
1 |
|
17 |
«Шахматная фигура «Конь» (игровая практика)
|
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. |
Д/игра «Цепочка», задание (белым конем добраться до пешки за два хода, за три хода и т. д.)
|
1 |
|
18 |
«Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха»
|
Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать.
|
Загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами.
|
1 |
|
Март |
|||||
19 |
«Шах. Открытый шах. Двойной шах» |
Учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
|
«Дай открытый шах», «Дай двойной шах». «Первый шах».
|
1 |
|
20 |
«Мат»
|
Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
|
Дидактическое задание «Мат или не мат» |
1 |
|
21 |
«Мат в один ход»
|
Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.
|
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». |
1 |
|
22 |
«Ничья, пат» |
Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Воспитывать самостоятельность в выполнении учебной задачи. Задание «Пат или не пат».
|
Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат». |
1 |
|
Апрель |
|||||
23 |
«Рокировка» |
знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческое мышление, логического мышления |
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка» |
1 |
|
24 |
«Непобедимый» |
Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей |
Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови» |
1 |
|
25 |
«Сицилианская защита» |
Формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта; и важности первых ходов Закрепление знаний правил ведения шахматной партии |
Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» |
1 |
|
26 |
«Шахматная партия»
|
Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий. |
Д/игра «Два хода», работа с диаграммами, партии |
1 |
|
2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
Реализуемая программа подразумевает наблюдение и анализ продуктов деятельности детей. Результаты фиксируются в картах индивидуального развития ребёнка.
Формы контроля: наблюдение за деятельностью детей и анализ продуктов их деятельности.
СФ : ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
ЧСФ: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
НСФ: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
№ |
Фамилия Имя ребёнка |
Знание шахматных фигур |
Знание шахматных терминов |
Правильное расположен ие доски м/у партнерами |
Решает шахматные задачи в 1-2 хода |
Правила хода и взятия каждой фигурой |
Знает имена выдающихся шахматистов |
Разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры |
Кол-во баллов |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Характеристики основных форм и методов реализации программы
Методы :
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
- При знакомстве с шахматными фигурами.
- При изучении шахматной доски.
- При обучении правилам игры;
- При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Бол?