«Игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
Педагогическая мастерская
«Игровой стретчинг
в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Инструктор по Ф.К.
первой квалификационной категории
Соина И.А.
с. Каскара 2019 г.
Цель: Познакомить с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и его значение на систему оздоровления дошкольников.
Задачи:
- Познакомить с теоретическими основами и технологии игрового стретчинга.
- Отработать с педагогами ряд упражнений в рамках технологии игрового стретчинга.
Стретчинг - это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.
Актуальность: Физическое развитие и здоровье детей из-за чрезмерных нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом. Создавая тенденции к улучшению, воспитатель закладывает азы физической подготовки и формирует у детей стимул к занятиям физической культуры и спортом, к здоровому образу жизни. Именно здоровье является непременным условием успешного роста и развития личности, ее гармоничного духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Методика «игрового стретчинга» доступна в любом возрасте. Она подводит детей, особенно в раннем возрасте, к пониманию и правильному в дальнейшем выполнению физических упражнений. Способствует постепенной подготовки организма ребенка к физическим нагрузкам, учит чувствовать свое тело, способствует формированию правильной осанки, развитию гибкости, гармонично и естественно развивает и укрепляет системы и функции организма.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги как вы думаете, с чем же связан рост человека? (Организм растёт, удлиняются туловище, ноги, рук). Мышцы…растягиваются, то есть происходит – растяжка (Значит, рост человека связан с растяжкой).
«Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжка – это гибкость. Гибкость – это молодость» (Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»).
Есть четыре основных фактора, которые влияют на степень гибкости и растяжки:
- это возраст;
- пол;
- тренировки;
- температура разогрева мышц (Разогретые мышцы являются более гибкими, повышение температуры сокращает мышечное сопротивление, расширяет диапазон подвижности)
Также существует четыре основных принципа растяжки:
Частота:
Чем чаще мы занимаемся, тем быстрее наращивается гибкость. (Рекомендуется растягивать ежедневно или, по крайней мере, минимум 3-4 раза в неделю.)
Интенсивность:
Растяжка должна происходить медленно, в устойчивом положении до стадии "среднего дискомфорта". (Если ты чувствуешь боль, значит растяжение чрезмерно)
Время:
Большинство сходится в том, что идеальное количество времени для занятий - порядка 10-15 минут в день. (Каждое упражнение должно длиться 15-30 секунд и повторяться 2 или 3 раза в зависимости от своего самочувствия)
Тип: Существует несколько различных типов растяжки:
Статическая - это очень медленные движения, при помощи которых принимается определенная поза и удерживание ее в течение 10-30 секунд.
Динамическая - это медленный, плавный переход от одного упражнения к другому.
Баллистическая - это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью.
Самая безопасная и полезная для здоровья, …. статическая растяжка.
Именно статические упражнения с растягиванием мышц получили название стретчинг. Я думаю, что вы без труда скажете мне, что оно означает это слово. Тем более мы постоянно встречаемся с этим словом в повседневной жизни – растяжка, растягивание.
Стретчинг – это работа над приобретением необходимой гибкости и подвижности всех суставов рук и ног, и что самое главное, опоры всего тела и источника силы – позвоночника.
Именно статическое растягивание является наиболее эффективным в работе с детьми .
Техника стретчинга очень проста. Все движения выполняются в спокойном и медленном темпе, при этом большую часть времени мышца неподвижна и сохраняет максимальную длину.
И сегодня я предлагаю вам заняться статическим стретчиногом. Но прежде чем приступить к стретчингу, нам необходимо разогреться. Разогрев мы будем проводить на основе ритмических движений. Я предлагаю всем, кто сегодня хоть раз улыбнулся, встать и немножко размяться.
(разминка – 5 минут)
Восстановление дыхания (упражнение на дыхание)
Мы разогрелись. Почувствовали тепло в своих мышцах и переходим к растяжке. Всех, кто себя считает молодым душой и телом, я приглашаю выйти и помочь мне на середину зала, ну, а остальным предлагаю попробовать выполнить некоторые упражнения на своих местах.
Прежде чем мы займёмся стретчингом, необходимо запомнить, что в исходном положении делается вдох, а на выдохе выполняется растяжка. Во время растягивания мы дышим ровно и спокойно.
Чтобы детям не было скучно заниматься стретчиногом, вводится в него игровой момент.
Сегодня мы с вами коллеги изобразим своими движениями сказку «Девочка и Лесовички»
Жила в одной деревне девочка. Мамы у нее не было, а мачеха, ее не любила - заботилась
только о своей дочери-лентяйке. И однажды, чтобы избавиться от девочки, мачеха послала ее в лес зимой и велела принести земляники. Дала ей в дорогу огромную корзину и кусок черствого хлеба Идет девочка, замерзла. (ходьба). И.п.: сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носочки натянуты, руки в упоре сзади
- притянуть стопу к себе. 2. поменять
У нее даже пальто не было, только старый дырявый платок. Долго она шла, видит: стоит в лесу избушка. Постучала девочка, никто не отвечает.Тогда решила она зайти в избушку и согреться. Открыла дверь (книжка). И.п.: сесть в позу прямого угла (ноги вытянуты), руки подняты вверх, ладонями вперёд1. не сгибая ног, нагнуться вперёд, стараясь коснуться руками пальцев ног. Задержаться нужное время.2 . вернуться в и.п. Осмотрелась – нет никого. Села тихонечко на скамеечку, отдыхает, ничего не трогает. А это был домик трех лесовичков, которые, если хотели, могли превращаться в кого угодно. Первый лесовичок решил проверить девочку. Превратился он в змею и пополз прямо на нее (змея). Исходное положение (и.п.): лечь на пол ничком, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.1. медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться на сколько возможна ,не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время.2. медленно вернуться в и.п.
Но девочка не испугалась, даже поздоровалась со змеей – решила, что это ее домик. Тогда, другой лесовичок превратился в огромного паука. Качается на своих лапках, смотрит на девочку (паучок). И.п.: встать, расставив ноги как можно шире, согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд.1 согнуть правую ногу в колене, перенести тяжесть тела на
неё. Задержаться нужное время.2 . не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить. Задержаться нужное время.
Но и с ним поздоровалась девочка и не испугалась. Третий лесовичок превратился в ящерицу, поднял высоко хвостик и подполз к девочке. И ящерицы не испугалась девочка, не обидела ее (ящерица). И.п.: лечь на пол ничком, руки расположены вдоль тела, ладони
положить на пол.1. поднять прямые ноги насколько можно вверх, опираясь о пол руками,
грудью и подбородком. Задержаться нужное время.2. медленно вернуться в и.п.
Достала девочка свой кусок хлеба, отломила и змейке, и паучку, и ящерице, и сама
стала есть. Лесовички увидели, что девочка очень добрая и вежливая, превратились обратно в лесовичков и спросили, зачем она в лес пришла. Она им и рассказала. Дали ей лесовички метлу и сказали, чтобы подмела она снег под старой елью, что на горке растет (гopкa). И.п.: сесть в позу прямого угла (ноги вытянуты), носки натянуты, руки в упоре сзади или на поясе.1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться подбородком колени. Задержаться нужное время.2 . вернуться в и.п.
Вышла девочка на мороз, холодно, снегу много. Да что поделаешь. Стала она подметать. Где взмахнет метлой, там снег тает, травка появляется, а в ней ягоды (маятник). И.п.: лечь на спину, ноги выпрямить, носки натянуть, руки в стороны ладонями вниз.1. не разводя ноги и не сгибая их в коленях, поднять ноги вертикальное положение, затем наклонить вправо до касания пола. Задержаться нужное время.2 . поднять ноги вертикальное положение и наклонить их влево до касания пола.
Насобирала девочка целую корзину ягод, поклонилась лесовичкам, поблагодарила их. А лесовички решили сделать ей подарки: один пожелал, чтобы она с каждым днем становилась красивее, другой, чтобы она стала самой умной и доброй, а третий, чтобы вышла за принца замуж, когда вырастет. Дали ей самоходные санки, и девочка понеслась в них домой, как на лодочке (лодочка). И.п.: лечь на пол ничком, руки сложить за спиной, сложив кисти на крестцы. Ноги вместе, носки натянуты.1. поднимая голову, грудь и ноги, прогнувшись при этом насколько возможно. Покачаться на животе. 2. медленно вернуться в и.п.
А когда она выросла ,стала красивой, доброй, умной и трудолюбивой. Вышла замyж за принца и часто приезжала к лесовичкам в гости. Домик их она находила по самой старой и высокой ели в лесу.
Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности. Таким образом, можно сделать вывод, что «Растяжка – это важный аспект развития организма человека, влияющий на его здоровье»