Консультация на тему: "Учим с детьми стихи".
С первыми стихами малыш начинает знакомиться сразу же после рождения, когда мама убаюкивает или успокаивает его. Это и колыбельные песенки, и небольшие стишки с ритмичной рифмой, которые завораживают ребёнка. Он с радостью слушает понравившиеся строки, даёт эмоциональный отклик на них, а через небольшой промежуток времени начинает и сам повторять несложные слова.
Очень часто от родителей моих воспитанников я слышу, обязательно ли надо учить с детьми стихи или это бесполезное занятие. Как педагог, я вижу необходимость доказать им, что стихи учить не только нужно, но это просто необходимо делать.
Уже с первых дней жизни малыш начинает познавать окружающий мир. Зрение, слух, осязание – вот основные каналы, по которым информация о внешнем мире попадает в мозг маленького исследователя. Ребёнку очень интересно всё рассматривать, будь то новая игрушка или книжка с яркими картинками. Не просто так непоседы пытаются забраться в труднодоступные места, чтобы добраться до «залежей» различных предметов и лично перебрать их.
Однако именно звуки являются источником необходимой информации. В самом раннем возрасте малыш начинает прислушиваться, реагировать на музыку, двигать в такт ручками и ножками. Ему нравится, когда взрослые читают сказки, стихи, общаются с ним. Такие дети обычно раньше начинают разговаривать. Часто встречаются ребята, которые говорят сами с собой. В таких случаях взрослый может составить им компанию, если это не будет вызывать у них протеста.
Стихи, песенки способствуют развитию мыслительной деятельности детей, в результате чего расширяется их кругозор, увеличиваются потребности, происходит накопление и обогащение словарного запаса. Помимо этого, ребёнок слышит образцы правильно построенных предложений, что в дальнейшем будет способствовать развитию правильной и грамотной речи. Заучивая с детишками стихотворения, мы помогаем тренировать их память, что благотворно влияет на развитие интеллекта. Именно памяти отводится огромная роль при запоминании, накапливании и сохранении информации, использовании своего и чужого опыта в дальнейшей жизни. Так же знание различных стихов формирует культурный уровень детей, помогает развивать творческие способности, учит любить поэзию, повышает эмоциональный уровень.
Так с какого же возраста можно начинать учить стихи? Ряд специалистов считает, что уже в утробе матери малыш всё слышит, поэтому именно тогда и надо начинать читать вслух стихи, слушать детские песенки. Мелодичность и ритмичность слов убаюкивает ребёнка, создаёт благоприятный позитивный фон.
Читая ребёнку стихи на прогулке, качая его на качелях или делая что-то по дому, взрослый должен понаблюдать, какие стихи больше всего нравятся малышу, так как понравившиеся строчки дети любят слушать довольно часто, поэтому, периодически возвращаясь к ним, мы не заметим, как ребёнок начнёт их повторять вместе с нами. Главное, не надо торопиться и не заставлять заучивать большое количество слов, чтобы не отбить у ребёнка охоту. Если малыш легко может запомнить прочитанное, проявляет к нему интерес, можно попытаться выучить чуть больше слов. И если в 2 – 3 года это будут окончания строчек или простые двустишия, то к 4 – 5 годам, когда наблюдается активное развитие памяти вследствие накопления жизненного опыта, это будут уже четверостишия. У всех детей это происходит по-разному, главное это то, что у взрослого и ребёнка должны всегда присутствовать желание и интерес.
Перед тем, как начинать учить с ребёнком стихи, надо их правильно подобрать. Все стихи должны соответствовать возрасту малыша, их смысл должен быть для него понятен. В своей практике я очень люблю использовать стишки из детского фольклора, различные считалочки, поэзию детских классиков А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и других. Сначала я детям читаю всё стихотворение целиком, затем мы находим непонятные им по смыслу слова, я объясняю их значение, привожу примеры. Далее, как можно более эмоционально, с выражением, я читаю это стихотворение два – три раза, стараясь дать ребятам возможность уловить его ритм. Только после этого мы приступаем к заучиванию.
Из множества существующих методов заучивания стихов, в работе с маленькими детьми мне импонирует способ «присоединения», когда стихотворение заучивается и запоминается маленькими порциями. Сначала мы с малышами заучиваем две строчки, на следующий день мы вспоминаем эти две строчки и заучиваем ещё две другие, потом повторяем четыре строчки стихотворения. На следующий день мы учим новые две строчки и присоединяем их к предыдущим четырём и повторяем уже шесть строчек. И так до тех пор, пока не выучим всё стихотворение. Единственным нюансом этого метода является то, что стихотворение начинать учить нужно заранее, чтобы информация успела отложиться в памяти малыша. Плюсом этого метода я бы сочла то, что повторять разучиваемые строчки можно где и когда угодно – во время одевания, уборки игрушек, купания ребёнка и т.д.
Очень важно, чтобы при заучивании стихов взрослый смог заинтересовать ребёнка, представив заучивание в виде игры. Это довольно непростая задача – ведь надо продумать все обучающие моменты и последовательность. Можно предложить детям спасти жителей волшебного города, найти клад, пройти лабиринты с заданиями и многие другие варианты. Сделать это можно только при условии нахождения подсказок, спрятанных в разных местах в виде записочек со строчками стихотворения, полученных после правильного складывания разрезных картинок, после исполнения танца, правильного раскладывания одежды, обуви и других заданий, пока всё четверостишие не будет выучено.
Так же, чтобы стихотворение лучше запомнилось, можно предложить ребёнку нарисовать его, так как для малышей характерна визуализация образов. Картинки и рисунки помогают ребёнку понять смысл выученного стихотворения, вспомнить слова в нужной последовательности, способствуют развитию воображения.
Важно придать значимость выученного стихотворения для ребёнка, поэтому можно это стихотворение сделать обязательным номером на утреннике, на дне рождения папы или мамы, других родственников. Также поддержать интерес к разучиванию стихотворения поможет совместное изготовление декораций, костюмов для полного раскрытия образа, где у ребёнка появится шанс проявить всю свою фантазию.
И напоследок, из личного опыта добавлю, что информация, усвоенная перед сном, запоминается быстрее и лучше, поэтому, укладывая ребёнка спать, в спокойной обстановке, можно вспомнить и повторить.