Картотека игр на развитие словарного запаса
Документы для скачивания
Картотека игр на развитие словарного запаса Назарова Л. Ф. , воспитатель Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход игры Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Игра с мячом «Я знаю три названия животных( цветов) » или «Я знаю три имени девочек( пять имен мальчиков) » Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развит ие быстроты реакции, ловкости. Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. Игра с мячом «Животные и их детеныши» Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое- либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. Игра с мячом «Кто как разговаривает? » Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход игры Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как- то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход игры. Есть всего один ответ. Кто- то знает, кто- то- нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? » или «Кто где живет? » Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход игры Кто в берлоге, кто в норе? Назови- ка поскорей! Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Родители: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Игра с мячом «Скажи ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово( например, шар) , а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово( шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол- столик, ключ- ключик. Шапка- шапочка, белка- белочка. Книга- книжечка, ложка- ложечка. Голова- головка, картина- картинка. Мыло- мыльце, зеркало- зеркальце. Кукла- куколка, свекла- свеколка. Коса- косичка, вода- водичка. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход игры. Человек легко находит, что в природе происходит. Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Родители: Солнце- что делает? Светит, греет. Ручьи- что делают? Бегут, журчат. Снег- что делает? Темнеет, тает. Птицы- что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель- что делает? Звенит. Медведь- что делает? Просыпается, выходит из берлоги. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение» Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. Ход игры Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова( например: «Девочка играть») . Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов( «Девочка играет») и бросает мяч обратно. Игра с мячом «Кто как передвигается? » Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. Ход игры Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Мама: Летают. Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: Змеи, гусеницы, черви. Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы. Игра с мячом «Какие действия совершают животные? » или «Что делают животные? » Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. Ход игры. Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое- либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Мама: собака; Ребёнок- стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка( мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; Мышка( шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает) ; Утка( летает, плавает, ныряет, крякает) ; Ворона( летает, ходит, каркает, клюет) ; Игра «Кто, чем занимается? » Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Мама: строитель Ребёнок: строит; повар( варит( готовит) ) ; носильщик( носит) ; чертежник( чертит) ; рабочий( работает) ; Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок про фессию( продает- продавец) . Игра «Кто может совершать эти движения? » Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры Кто и что- летит, бежит, ходит, плавает, лежит? Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Родители: идет Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит( человек, животное, ручей, время) ; Летит( птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма) ; Плывет( рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако) . Игра «Горячий- холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов- антонимов. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»( «различный») , «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. Ход игры Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое- с противоположным значением. Родители Горячий; Игра «Из чего сделано? » Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход игры. Вот предмет, а из чего люди сделали его? Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Родители: рукавички из меха. . . Ребёнок: меховые; тазик из меди. . . медный; медвежонок из плюша. . . плюшевый; рукавички из шерсти. . . шерстяные; стакан из стекла. . . стеклянный; ваза из хрусталя. . . хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Игра «Лови да бросай- цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход игры. Что у нас какого цвета- мы расскажем вам об этом. Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Родители: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый- апельсин, морковь, заря; желтый- цыпленок, солнце, репа; зеленый- огурец, трава, лес; голубой- небо, лед, незабудки; синий- колокольчик, море, чернила; Игра «Третий лишний»( «Четвертый лишний») Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход игры. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, назыв ает лишнее слово. Игра «Чья голова? » Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Ход игры Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова. . . », а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. . . воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы – рыбья у кошки – кошачья у сороки – сорочья у зайца- заячья у кролика – кроличья у верблюда – верблюжья Игра «Что бывает круглым? » Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. • 1. Что бывает круглым? ( Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня. . . ) • 2. Что бывает длинным? ( Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур. . . ) • 3. Что бывает высоким? ( Гора, дерево, человек, дом, шкаф. . . ) • 4. Что бывает зеленым? ( Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье. . . ) • 5. Что бывает холодным? ( Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь. . . ) • 6. Что бывает гладким? ( Стекло, зеркало, камень, яблоко. . . ) • 7. Что бывает сладким? ( Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли. . . ) • 8. Что бывает шерстяным? ( Платье, свитер, варежки перчатки, шапка. . . ) Игра «Один- много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. Ход игры Мы- волшебники немного: был один, а станет много. Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол- столы двор – дворы нос – носы гора – горы нора – норы мост – мосты дом – дома глаз – глаза. Игра «Веселый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Сколько их- всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»( или «шесть», «семь», «восемь». . . ) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол- пять столов один шкаф- пять шкафов один гусь- пять гусей один лебедь- пять лебедей Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвеча ет: «А у меня пять столов». Игра «Где мяч? » Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. Ход игры Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т. п. Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? »( на столе, на полу, в углу, около стола, под столом. . . ) Игра «Хорошо- плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. Ход игры. Мир не плох и не хорош- объясню, и ты поймешь. Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Родитель: дождь. Ребёнок: дождь- это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо- намочит нас, бывает холодным. Родитель: город. Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо- не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. Вариант «Нравится не нравится»( о временах года) . Родитель: зима. Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить Игра «Утро, день, вечер, ночь» Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. Ход игры. Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи. Перебрасывая мяч различными способами( с ударами мяча об пол, перекатывание) , ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Вариант1. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом? . . » 3. «Назови пропущенное слово»( Мы завтракаем утром, а обедаем. . . ) Игра «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры В календарь не зря глядели- все мы помним дни недели. Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому- нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда. . . » Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник. . . » Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша! » Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. Игра «Месяцы и их последовательность» Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры Месяц к месяцу встает- каждый всех их назовет. Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март. . . ». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша! ». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. Игра «Кто кем был? » Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем( чем) был раньше названный объект: цыпленок – яйцом лошадь- жеребенком корова- теленком дуб- желудем рыба- икринкой яблоня- семечком лягушка- головастиком бабочка- гусеницей