Консультация для педагогов "Растить гражданина"
Документы для скачивания
МКДОУ «Д/ с «Сауле» Консул ьтация для педагогов «Растить гражданина» Воспитатель: Есенакаева А. Д. 2019г Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека. Мы растим гражданина. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше, с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. С первых лет жизни надо пробуждать в ребенке любовь к родной земле, воспитывать в нем черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Малыш впервые открывает Родину в семь е. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», « Родина ». Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи? Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, станице, формировать в нем чувство хозяина, бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктам питания, недрам земли и общественному достоянию( будущему гражданину предстоит по- хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами) . Вызывать в ребенке чувства гордости за достижения страны, воспитывать любовь и уважение к людям труда, к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, народным традициям; формировать уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну, расширять представление детей о нашей Родине, ее столице. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на свою улицу, и панорама родной станицы, впервые открывающуюся с колеса обозрения, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежегодно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему. Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это место, где он родился и живет. Родная природа … О т любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками. Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей, как источник красоты. Малая родина … Н адо показат ь ребенку, что она славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памят ники, людьми. Важно, чтобы малая родина предстала перед ребенком, как самое дорогое, красивое, неповторимое. Какие све дения и понятия о малой родине способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той. На которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, стадион, торговый центр, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родной станицы. Ребенку надо объяснить в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего аула, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностям и, историческими местами, главными улицами. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и станица, город, где он родился и живет. Когда говорят « аульчанин », то это указывает на прина длежность человека к этому аулу, где он жив ет. Каждый человек любит свой родной аул и гордится своей принадл ежностью к людям, населяющим его. Для воспитания у ребенка любви к родной станице необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют гораздо большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком в любу ю, даже отдаленную часть аула, р айона, республики. Во время воскресных прогулок с родителями ребенок, катаясь на колесе обозрения, видит всю красоту с высоты птичьего полета. Он получает эстетическое наслаждение от панорамы, делает столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки надолго ост аются в памяти ребенка. Ребенок узнает от взрослых, что его станица самая большая станица в мире, что жители станицы гордятся тем, что в Каневской имеется Дворец культуры, Дворец спорта, Ледовый дворец, зоопарк. В Каневскую съезжаются люди из разных станиц, городов на спортивные встречи, народные песенные и танцевал ьные фестивали. Жители Эркен- юрта любят с вой аул, ежегодно взрослые и старшие ребята – школь ники убирают улицы от мусора, ставят удобные скамейки в скверах, обустраивают детские площад ки … З начит и он, маленький ауль чанин, должен быть причастным к делам взрослых: бережно относится к тому, что его окружает( не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения, поддерживать чистоту и порядок в своем дворе, подъезде, сквере, транспорте. Вести себя в общественных местах культурно. Пробудить интерес детей к Родине, к родным местам, заложить начало патриотических сведений. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия как «долг перед Родиной », «любовь к отчизне», «военная доблесть». Пусть не все поймет ребенок сейчас, но в его сердце останется след, а с возрастом он все осмыслит. Такие уроки мужества, как рассказ деда или бабушки, рассматривание фронтовых фотоснимков, орденов и медалей, посещение с родителями и во зложение цветов к памятнику в День Победы, особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины – должны уметь охранять родную землю и чистое небо, а если потребуется, то и встать на ее защиту. Но не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей. Взрослые должны помнить о том, что их жизнь является примером для ребенка обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношения к событиям современности – все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед обществом. Дети – наше будущее и поэтому важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением, свой отчий дом, свою Родину.