a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт

Опубликовано: 2014-11-18 23:51:37

Представление   инновационного опыта воспитателя МБДОУ «Кочелаевский детский сад» Рассказчиковой Марины Алексеевны

 

Тема инновационного опыта:

«Развитие речи детей  в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики»

 1.Актуальность и перспективность данной проблемы очевидна. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов. Их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться за долго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста поэтому в ходе моей работы в младшей разновозрастной группе четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной, систематической работы по развитию мелкой моторики через использование разнообразных форм, методов и приемов. Решая обозначенную проблему ,я поставила цель: совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.

2. Условия формирования.

Свою работу по формирования опыта на тему «Развитие речи в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики» я начала с 2013 года, на идею формирования опыта для меня оказали следующие факторы:

- Наблюдение за воспитанниками: дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами , мозаикой, не успевают на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными и здесь необходима помощь педагога.

- Курсовая переподготовка , где на лекциях подробно раскрывались проблемы по развитию речи , развитию мелкой моторики  рук детей младшего дошкольного возраста.

- Изучение методической литературы по данной проблеме , участие в методических объединениях , что позволяет обогатить свой опыт и поставить новые задачи.

Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приемов во все виды образовательной деятельности. Комплексы нетрадиционных приемов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, игровую деятельность, работу с родителями). Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.

3.Теоретическая база опыта.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияния манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Английский психолог Д.Селли придавал огромное значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. В лаборатории вышей нервной деятельности ребенка, М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок проводит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев весьма полезна и для подготовки рук к письму. Особенно, велика ее роль в группах для школьников с ОНР, где у многих детей наблюдается выраженные отклонения в движении пальцев рук - движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Как указывает профессор, действительный член Российской Академии образования М.М.Кольцова, при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. Правильным будет развивать у всех детей обе руки. Если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу (это грозит развитием заикания и других достаточно серьезных нарушений речи), надо принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной.

Теоретической базой опыта являются основные программные документы и логопедические технологии:

 

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов н./Д: Феникс,2008 г. С.17-18, 38-52

2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.  - СПБ. Издательство "Лань", 2002 г.

3. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушеня письменной речи: качество образования: учебное пособие. - Ростов н./Д: Феникс, 2006 г. С.92

4.Технология опыта.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

•        зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

•        зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

•        театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

 Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь  я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в  группе где я работаю были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки»,  «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как? », «Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового  рисования»,Проведен мастер- класс на родительском собрании « Мелкая моторика рук»

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

-последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Не допустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры  со строительным материалом (конструктором «Лего»), мозаикой начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление.

Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Оптимальным, по мнению специалистов, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Длительность  физкультминуток в одном занятии составляет

2-3 минуты.

Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.

5. Анализ результативности.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов:

- дети научились выражать свои мысли словом;

-стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней) ;

- расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;

- дети знают и играют в пальчиковые игры;

- у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

- в речи детей появились простые предложения.

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат. Моим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях воспитателей ДОУ. Выступила с докладом на секции педагогов дошкольного образования Ковылкинского муниципального района На тему «Развитие семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста»

6. Трудоемкость опыта.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Чтобы  результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.  

 Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Адресность опыта. 

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений в группах раннего возраста, заинтересованным и внимательным родителям.

  Приложение:

Конспект открытого занятия «Построим зайке дом» (интегрированное занятие во 2 младшей группе). Видеозапись открытого занятия.

Мастер-класс для родителей Тема «Мелкая моторика рук».

Доклад на тему «Развитие семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста»

Оставить комментарий: