Конспект НОД на тему"В птичьем царстве-государстве"
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»для воспитанников группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Тема: « В птичьем царстве-государстве»
Ответственный: Бычкова Е.Ю., старший воспитатель МБДОУ ДС №2 «Крепыш» г.Кузнецка
Тема: «В птичьем царстве-государстве»
Цель: Развитие познавательного интереса у детей через расширение их кругозора о птицах.
Задачи:- Обогащать знания детей о птицах, условиях их жизни.
- Развивать желание находить необыкновенное в обыкновенном – в мире пернатых.
-Помогать детям отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
- Стимулировать познавательную активность детей.
- Совершенствовать культуру общения, навыки поведения в рамках совместного обсуждения темы.
-Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к птицам.
Предшествующая работа: наблюдения за птицами, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, беседы, игры, конкурсы, совместное изготовление с родителями кормушек для птиц, просмотр фильмов .
Материал: запись пения птиц ,иллюстрации птиц, изображения птиц, их места обитания, птичьи гнезда на мультимедио, детали костюмов.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, слайдов, моделирование.
Словесные: беседа в рамках продуктивного диалога, поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения, высказывать свое мнение; чтение стихов; решение проблемных ситуаций; дидактические упражнения, побуждение со стороны педагога в рамках обоснования детьми своих суждений, стимулирование детей к установлению связей и закономерностей в мире живой природы и выражению их в форме сложных предложений, творческие задания.
Практические: дидактические упражнения с практическим выполнением, танцевально - ритмические упражнения, творческое задание по созданию образа птицы.
Игровые: форма проведения нод- заседание клуба, игровые упражнения.
Технологии: выбора, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, дифференцированного подхода к подбору содержания и его осуществления, интегрированного обучения
Звучат музыкальные позывные. Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на заседание клуба «Птичья почемучка». Проходите, располагайтесь удобнее. Сегодня мы продолжим разговор об интересных птицах, об их тайне и красоте. А не попробовать ли нам провести конкурс среди птиц: какая самая самая? Как вы считаете? (Можно напомнить о конкурсах, проводимых в детском саду - интеллектуальном, знатоков природы). А как вы думаете, какие конкурсы могли бы пройти в Птичьем царстве-государстве? (Самая большая и маленькая, самая голосистая, самая смешная и красивая и т.д.) Оценить ответы. Воспитатель: я с вами согласна, что подобные конкурсы вполне могут проходить среди птиц. Скажите, какая самая большая птица на свете? Дети называют индюка, пингвина, пеликана, гуся, цаплю, журавля. Другие добавляют: Орлы, грифы, если расправят крылья, размахнут их – чем ни крупные птицы (размах крыльев до 3-х метров). Кто-то видел в передачах по телевизору павлина, распустившего хвост – чем не великан? Воспитатель: Была, дети, в Австралии птица –Моа, высотою в два человеческих роста, но к сожалению, ее истребили. Подводим итог – можно ли назвать самую- самую большую птицу? (мнения детей) Наверное нет, каждую из перечисленных можно считать самой большой, смотря что брать за мерку величины. А не приходилось ли вам видеть самую маленькую птичку? У нас есть книги о птицах, которые мы с вами рассматривали, смотрели фильмы – может они помогут нам . Дети вспоминают и называют разных птиц, в том числе и колибри, которая весит всего 5 грамм, живет в южной Америке. А в наших краях какая птичка была бы причислена к самым маленьким? Дети: Называют разных птиц: воробья, жаворонка, соловья… Да это же наш королек. Воспитатель: А как вы думаете, почему его так назвали? Дети: Его так назвали потому что он похож на маленького короля- у него золотистая шапочка и поднимает ее как маленькую корону – вылитый король. Воспитатель: Кстати, существует такая легенда. Между птицами произошел спор: кто выше поднимется в воздух, тот и будет царем. Орел взмыл так высоко, что никто не мог с ним соперничать. Но решил спускаться на землю, как из- под крыла вылетела маленькая птичка и поднялась чуть выше. Эта проделка была замечена. Царем стал конечно орел, а обманщика в шутку назвали корольком. Дети: а вы рассказывали нам о птичке, которая порхает как бабочка и ловко бегает по стволу деревьев. Воспитатель: Это пищуга. Название свое получила из-за писка, попискивания. Дети: еще крапивник –тоже маленькая птичка. Воспитатель: Вы правы, дети, все эти птицы размером не больше стрекозы. А сейчас я предлагаю вам всех названных птиц « расположить» в их любимые места обитания. Дети выполняют задание с использованием мультимедио, обговаривают, оценивают результаты.
Воспитатель: Дети, вы знаете. Что большинство птиц –летающие. А кто у нас самый лучший летун? Ребенок: Мне кажется, что это все хищные птицы –сокол, орел, коршун, ястреб, гриф. Они летают как лайнеры. Ребенок: Особенно за добычей. Я видел «В мире животных» их стремительный полет. Скорость они развивают очень большую. Воспитатель: Да, скорость , которую развивает сокол – около 360 км/ч, а гриф летает со скоростью до 250 км/ч. Дети: И стрижи, и ласточки тоже очень быстры в воздухе и мошек ловят на лету, даже воду им удается на лету пить. Воспитатель: пронесутся над рекой, крылышек не замочат. Скорость полета у них -100-150 км/ч, причем без посадки могут пролететь за 10-12 часов пустыню Сахару. Кого еще можно причислить к превосходным летунам? Дети: Журавли, гуси могут долго держаться в воздухе. Воспитатель: Верно, они летят на очень большой высоте -6 тысяч метров, где очень много кислорода. А еще, дети, есть птица- вертолет. Мы сегодня про нее уже говорили. Это колибри. Она способна летать «задним» ходом и висеть в воздухе, словно вертолет. Любительница делать крутые повороты –причем в любую сторону. Так кому отдать предпочтение, кого из этих птиц можно назвать лучшим летуном? Все они быстры, ловки, оригинальны в полете. Что помогает птице совершать обычный и невообразимый полет? Ответы детей. Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и нарисовать схематически те предметы, у которых есть такие же детали, как у птиц. ( крылья и хвост: машина, самолет, ветряная мельница, мышь, крылья, нос, здания, ящерица, воздушный змей и др.).
Воспитатель: А есть ли среди птиц артисты? Назовите их. Дети: Кеша- любимый попугай. Выдумщик, затейник, забавный балагур, хвастун, всезнайка. Дети: Нисколько ему не уступает очаровательная Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» - модница, говорунья и т.д. Дети: Черный ворон со своей воронихой из мультфильма «Снежная королева» добрые – они помогли Герде в ее беде. Дети: Еще галчонок из Простоквашино. Только два слова «Кто там» , а уже артист. Дети: А воробьи, ласточки из мультфильма «Чей домик лучше?» Воспитатель: Какие проблемы, сколько тревог и опасений за выскочку воробья, но помощь других птиц и добро торжествуют над злом. А как выдумаете, дети, о чем птицы могут разговаривать? Ответы детей. (О птенцах, погоде, корме и т.д.) Воспитатель: Но услышать их можно только очень рано, на восходе солнца. Давайте представим, о чем могут поговорить при встрече зимующие и перелетные птицы. Дети встают, перевоплощаются в образы птиц по выбору: одевают детали костюмов птиц, импровизируют, ведут птичьи разговоры. Воспитатель: вот какие интересные разговоры можно услышать в птичьей стае
Дети: А у нас в танцевальном кружке в субботу будет проходить заключительный концерт. И среди птиц тоже можно устроить конкурс танцоров. Воспитатель: Конечно, птичьи танцы в самом разгаре в основном весной. Когда самцы ухаживают за самками. По какому еще случаю могут танцевать птицы? (Когда хорошее настроение, когда радуются своим птенцам. Может быть птичий праздник). Каких птиц танцоров вы знаете? Ответы детей. Воспитатель: Интересно, что аисты и журавли искусству танцевать не учатся, а уже рождаются с полным знанием фигур и пируэтов. Фламинго и страусы взмахивают крыльями поочередно, танцуют парами, словно балет на сцене Большого театра. А вот танцы тетеревов и глухарей больше похожи на малые петушиные бои. Петухи беспрерывно двигаются, распушив крылья. А аист – птица с акробатическим наклоном – закидывает голову на спину и хлопает крыльями. Дети: Но птицы устраивают танцы не только на земле. Но и в воздухе, как например, орлы. Выписывают в небе такие пируэты, кувыркаются, выделывают различные трюки. Дети: А мне нравятся танцы голубей. Здесь и галоп, и вращение. И кружение, перетоптывание. Воспитатель: а не попробовать ли и нам поучаствовать в танцах Птицеграда? (Танцуют)
Воспитатель: Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что это такое? Ответы детей. Воспитатель: Каждая птица делает гнездо. У каждой свое необыкновенное. А кто же самый лучший строитель. Мастер на все руки? Предложить детям выбрать картинки с гнездами – кому какое приглянулось и почему. Дети: Иволгино гнездышко похоже на люльку,. Устраивает она его в березовой роще, на тонких гибких ветвях берез. Сплетено гнездышко из соломинок и сухой травы. Ни одной щелочки невидно. Проконопачено паутинками-шерстинками, а внутри мхом выстлано, чтобы мягко было. Дети: А мне приглянулось гнездышко, похожее на настоящую рукавичку. Воспитатель : Это гнездо ремеза. Дети: сплетено из стеблей растений, даже украшено сережками ивы. Теплое, мягкое, внутри пух животных, шерстка. Дети: А я выбрала уточкино гнездышко. Настоящий плавучий домик. Соорудила чомга его на плотике из камышей из веток. Дети: А я выбрал квартиру ласточки. У бабушки под крышей дома она каждый год устраивает гнездо, говорят это к счастью. Квартирка ласточки из комочков земли, глины, немного соломы, конский волос. Землю ласточка носит в клюве, скрепляет ее своей слюной и лепит – настоящий скульптор. Дети: Нравится людям, когда аисты садятся рядом. Гнездо очень большое. Для устройствам гнезда аисты используют прутья. Сучья, щепки. Белый аист селится на крышах домов, колокольнях, на вершинах сломанных деревьев. Дети: А я думаю, что в этом шарике-квартирке никакой ветер нипочем. Кажется, что сделан он из старого валенка. Это гнездо синицы. Есть в нем маленький выход. Сплетено гнездо из мха, паутинок, кусочков коры. Синицы высоко подвешивают свои гнезда, в развилках берез, лип, ельника. Воспитатель: Да, настоящее строительное искусство. А какое лучше? Трудно оценить. Каждое неповторимо, оригинально, удобно для каждой птицы. Искусство строить гнезда передается из поколения в поколение. А какие еще профессии распространены среди птиц? Дети: самый известный доктор дятел. Лечит деревья, спасает их от жуков, муравьев. Дети: Пичуга –помощница дятла. Целый день она вытаскивает из коры деревьев насекомых и личинок. Дети: голуби –почтальоны. Когда не было телефона, пернатые курьеры поддерживали связь между людьми. Они стояли очень дорого- столько, сколько чистокровный жеребец. Дети: А еще по повадкам птиц можно предсказывать погоду. Воспитатель: Да, птицы –хорошие метеорологи. Какие приметы, связанные с птицами и погодой вы знаете? Ответы детей. Воспитатель: Можно добавить. Если скворцы не селятся в скворечниках , расположенных среди голых веток –лето будет холодное. Ищут домик, расположенный в гуще веток, где не будет холодного ветра. Фламинго устраивает гнездо высоко –к дождливому лету, низко – к сухому. Причем птицы в отличии от людей никогда не ошибаются. А еще птицы замечательные певцы. Чьи имена прославляют сцену птичьего государства? Дети: соловей, пеночка, малиновка – лучшие певчие птицы. Летом мы часто ездим в лес и слушаем пение соловья. Его песни ни с какими не спутаешь. Воспитатель: Пение соловья приглянулось композитору Римскому-Корсакову, и он использовал эту дивную песню в арии весны в опере «Снегурочка». Дети: А мне папа говорил, что самый лучший певец в лесу –певчий дрозд. Воспитатель: Действительно, в лесу ему нет равных. Дети: А синичкин голосок разве не хорош? И поют синички не только летом, но и зимой. Воспитатель: Давайте послушанием , как красиво поют в лесу птицы и попробуем угадать, чье пение слышно. (Звучит запись пения птиц) Воспитатель: Итак. Дети, мы с вами не ответили на вопрос, не подвели итог конкурса –какая птица самая-самая. Как вы считаете? Дети: Все хороши по- своему. Один поет так хорошо, что заслушаешься, другие летают так, что удивляешься, третьи красивы, глаз не отведешь. Воспитатель: Вы, конечно, правы. Каждое из них – маленькое совершенство на нашей Земле. И в подтверждение ваших слов я предлагаю вам создать образ птицы, используя материал, который вам больше понравится. (Дети выбирают материал, по желанию объединяются, пользуются иллюстративным материалом ….)
|
Необычная форма проведения од
Учет мнения детей, их опыта, уровня знаний и представлений Личностно-ориентированный стиль взаимодействия с детьми
Словесный прием
Короткое, лаконичное добавление педагога по теме разговора Подведение итогов по данному конкурсу. Учет мнения детей, запаса их знаний по теме
Опора на знания детей, совместный опыт просмотра, чтения, наблюдений .. по данной проблеме Вопрос ,требующий коллективного обсуждения и разрешения. Вопрос, направленный на активизацию детского опыта, предшествующих знаний
Народный Фольклор
Позиция сотрудничества с детьми Практический прием, связанный с развитием умения работать с компьютером и активизацией знаний по теме «места обитания птиц» Словесный прием. Побуждение по использованию детьми равнений
Проявление познавательного интереса у детей Созданы условия для познавательно-продуктивного диалога
Проявление детьми интеллектуального осознанного выбора
Практическое задание, направленное на активизацию логического мышления и продуктивных навыков
Задание на развитие умения вспомнить и соотнести пару «птица-артист» Высокий уровень речевых навыков детей: употребление сравнений, эпитетов, метафор.
Задание на развитие эмпатии.
Творческое задание, направленное на активизацию пластики, речи, мышления, эмоционального перевоплощения.
Вопрос на развитие воображения, творческого мышления
Интегрированный подход
Практические упражнения на развитие пластики, воображенияи «обогащения образа птиц» Художественное слово
Наглядный метод Право выбора Ситуации анализа детьми объекта с доказательствами выбора, с элементами рассуждений, выводов, оформленных в короткие выступления
Создание ситуации успеха для каждого ребенка
Достаточный уровень связной речи у детей.
Дети демонстрируют уровень речевых навыков, запас представлений о птичьих гнездах, связывая с собственным опытом познания окружающего мира.
Вопросы, направленные на развитие эмпатии у детей.
Педагог стимулирует детей к установлению связей и закономерностей и выражению их в форме сложных предложений, суждений
Вопрос на знание детьми примет погоды, связанный с темой нод
Соблюдены нормы вежливого речевого общения
Созданы условия для общения детей друг с другом
Грамзапись
Педагог привлекает к самостоятельному выводу детей
Детям предлагается право выбора материала
Творческое задание на развитие фантазии, воображения, творчества
|