Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в ТРИЗ"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») ПРИНЯТО Педагогическим советом М А ДОУ « Ромашка » Протокол №_ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ год а УТВЕРЖДАЮ Директор М А ДОУ « Ромашка »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М. В. Русанова «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 год Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в ТРИЗ» Разработчик: Л. С. Констанкевич п едагог- организатор г. Лабытнанги, 2016 г. Содержание: 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы ……………………………………………………………………………………. . 1. 1 Цели и задачи Программы ……………………………………………………………………. . 1. 3 Содержание программы ………………………………………………………………………………. . . 1. 4 Планируемые результаты ………………………………………………………………………………. 2. Комплекс организационно- педагогических условий ……………………………………………. 2. 1. Условия реализации программы ………………………………………………………………………. . 2. 2. Формы аттестации ……………………………………………………………………………………… 2. 3 Оценочный материал …………………………………………………………………………………… 2. 4 Методические материалы ………………………………………………………………………………. 3. Список литературы …………………………………………………………………………………… 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы Пояснительная записка Программа «Первые шаги в ТРИЗ»( далее – Программа) имеет социально- педагогическую направленность и знакомит детей с основами технологии ТРИЗ- РТВ. Актуальность С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, педагогам и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике, чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир. ТРИЗ- это система воспитания и развития мышления человека. Главное место в ней занимает жизненная стратегия творческой личности и курс развития творческого воображения, включающий в себя методы и приемы, набор упражнений, различных заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы. Другая важнейшая составляющая РТВ – изучение, оценка и самостоятельное придумывание научно- фантастических идей, сюжетов, рассказов, что служит не только для активизации, создания управляемой фантазии человека, но и для развития навыков объективной оценки тех или иных явлений, предметов. Отличительной особенностью Программы является: системный подход к содержанию материала; систематизация занятий по блокам; использование ИКТ и технологий интерактивного обучения: работа в парах и малых группах; мозговой штурм; дискуссии. Программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста, возраст 5- 7 лет. Объем программы: общее количество учебных часов 72 часа. Формы обучения и виды занятий: основными формами обучения являются занятия: занятия – дискуссия; занятие – путешествие во времени; занятие – эксперимент; интегрированные занятия; занятие – творчество; занятие – рисунки- сочинения. Срок освоения Программы: Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год. Режим занятий: 1 раз в неделю. Цели и задачи Программы Целью данной Программы является: формирование целостной картины мира у детей по средствам технологии ТРИЗ Задачи: развитие у ребенка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой; формирование системного диалектического мышления( сильного мышления) , основанного на законах развития; формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации; формирование навыков работы с информацией, который ребенок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения; воспитание определенных качеств личности на основе ТРИЗ – РТВ. Содержание программы Учебный план реализации Программы 1 года обучения Таблица 1 Старшая группа( 5- 6 лет) №п/ п Название блока и темы занятия Общее количество часов В том числе теоретические практические I Диагностический 4 Диагностические занятий 0. 5 0. 5 I I «Я и природа» 8 1. «Осень» 1 0. 5 0. 5 2 «В гостях у волшебника Великан – Крошки, Оживлялка» 1 0. 5 0. 5 3 «Растения» 1 0, 5 0, 5 4. «Деревья» 1 0, 5 0, 5 5. «Животный мир» 1 0. 5 0. 5 6. «Домашние животные» 1 0. 5 0. 5 7. «Дикие животные» 1 0, 5 0, 5 8. «Птицы» 1 0, 5 0, 5 II I « Я и мир вокруг меня» 12 1. «Детский сад» 1 0, 5 0, 5 2. «Детский сад разных стран» 1 0, 5 0, 5 3. «Детский сад будущего» 1 0. 5 0. 5 4. «Жилье человека» 1 0. 5 0. 5 5. «Дом будущего» 1 0, 5 0, 5 6. «Дом в котором я живу» 1 0, 5 0, 5 7. «Семья» 1 0, 5 0, 5 8. «Ребёнок» 1 0, 5 0, 5 9. «Общество» 1 0. 5 0. 5 10. « Профессии» 1 0. 5 0. 5 11. «Профессии детского сада» 1 0, 5 0, 5 12. «Когда я вырасту – я стану…» 1 0, 5 0, 5 IV «Я и предметный мир» 11 0, 5 0, 5 1- 4 «Бытовые приборы» 4 0, 5 0, 5 5. «Транспорт» 1 0. 5 0. 5 6. «Едет, плавает, летает» 1 0. 5 0. 5 7. «Большой и маленький транспорт» 1 0, 5 0, 5 8. «Транспорт будущего» 1 0, 5 0, 5 9. Средства информации» 1 0, 5 0, 5 10. «Средства информации будущего» 1 0, 5 0, 5 11. «Прошлое предмета» 0. 5 0. 5 12. Диагностическое занятие 1 0. 5 0. 5 Учебный план реализации Программы 2 год обучения Таблица 2 Подготовительная к школе группа( 6 – 7 лет) №п/ п Название блока и темы занятия Общее количество часов В том числе теоретические практические I Диагностический 4 1- 4 Диагностические занятий 0. 5 0. 5 II «Я и природа» 8 1. «Осень» 1 0. 5 0. 5 2. «Растительный мир» 1 0. 5 0. 5 3. «Труд в природе» 1 0, 5 0, 5 4. «В гостях у волшебника Оживлялка» 1 0, 5 0, 5 5. «Животный мир» 1 0. 5 0. 5 6. «Несуществующее животное» 1 0. 5 0. 5 7. «Дикие и домашние животные» 1 0, 5 0, 5 8. «Волшебники Великан – Крошка, Дели – Объединяй, Оживлялка в гостях у диких животных» 1 0, 5 0, 5 II I «Я и мир вокруг меня» 12 1. «Детский сад» 1 0, 5 0, 5 2. «Детский сад будущего» 1 0, 5 0, 5 3. «Детский сад городе» 1 0. 5 0. 5 4. «Жилье человека» 1 0. 5 0. 5 5. «Семья» 1 0, 5 0, 5 6. «Человек» 1 0, 5 0, 5 7. «Человек и мир вокруг» 1 0, 5 0, 5 8. «Профессии» 1 0, 5 0, 5 9. «Я и игры» 1 0. 5 0. 5 10. «Придумай игру» 1 0. 5 0. 5 11. «Как прекрасен этот мир» 1 0, 5 0, 5 IV «Я и предметный мир» 11 0, 5 0, 5 1. «Транспорт» 1 0, 5 0, 5 2. «Эволюция транспорта» 1 0. 5 0. 5 3. «Создание универсального транспорта» 1 0. 5 0. 5 4. «Транспорт будущего» 1 0, 5 0, 5 5. «Средства информации» 1 0, 5 0, 5 6. «Письмо Незнайки – неумейки» 1 0, 5 0, 5 7 «Эволюция телефона» 1 0, 5 0, 5 8. «Средства информации будущего» 0. 5 0. 5 9. «Мы и вселенная. 1 0. 5 0. 5 10- 11 Закрепление всего пройденного» 2 0, 5 0, 5 12. Диагностическое занятие 1 0. 5 0. 5 Содержание учебно – тематического план а 1 год обучения Заметить и развивать способности ребенка, создавать развивающую среду, в которой каждый воспитанник может проявить себя и раскрыть свой талант помогают задачи: Совершенствовать системное видение мира: выделять обобщенные признаки и свойства предметов, окружающих ребенка, обнаруживать связи и зависимость между ними: цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве и во времени. Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент. Учить формулировать противоречия с небольшой помощью воспитателя, применять приемы их разрешений: принцип копирования; принцип «наоборот»; посредника; принцип «матрешки»; принцип предварительного воздействия; принцип объединения; принцип самообслуживания; Изменения окраски; 4. Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации. 5. Формировать умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями. За счет приемов фантазирования, создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы: увеличение- уменьшение; ускорение- замедление; дробление – объединение. оживление; универсальность – ограничение; динамика- статика; квантование – непрерывность; изменение законов природы; смещение во времени; бином фантазии; этажное конструирование; метод снежного кома. хорошо- плохо; МФО; кольца Луллия; метод Робинзона Крузо. Таблица 3 Старшая группа( 5 – 6 лет) Тема Программное содержание Используемые методы и приемы Материал Диагностические занятия Выявление у детей способностей к творчеству, уровня развития. «Осень»( занятие – дискуссия) Познакомить детей с системным подходом: компонентным. Знакомить детей с разными сторонами явлений природы, раскрывая перед ними неслучайные связи, а закономерности природных явлений. Учить находить прямые аналогии по внешнему виду. Показать прием фантазирования: «оживление», выработать его символ. Прививать любовь к природе. Воспитывать стремление детей положительно воздействовать на природу, животных. Проблемная ситуация «Незнайка – Неумейка пришёл мокрый» Чтение стихотворения «Осень» ТРИЗ- Ситуация: - как погулять в дождь не промокнув. Интерактивная игра «Противоречия» Рефлексия Игрушка Незнайка – Неумейка Интерактивная доска «В гостях у волшебника Великан – Крошки, Оживлялка»( Мозговой штурм) Познакомить с функциональным подходом к окружающему миру. Подвести к приему «увеличение- уменьшение», показать принцип его действия на знакомых сказках. Решать сказочные задачи, используя этот прием. Развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к окружающему, к животным Проблемная ситуации: - Что было бы если бы репка увеличилась так, что дед не смог вытащить…- А что если бы она уменьшилась…- Что было бы если мальчик с пальчик был бы такой маленький, что смог залезть в ухо к лошади… Интерактивная игра «Хорошо – плохо» Метод оживления( оживляем овощи и фрукты) . Сочинение сказки о оживших фруктах и овощах. Рефлексия Оживлялка Интерактивная доска Муляжи овощи, фрукты «Растения»( занятие- дискуссия) Закрепить владение системным подходом, опираясь на системный оператор. Учить выявлять характер логических связей и отношений между понятиями, используя прямые аналогии. Использовать приемы фантазирования для изменения литературных произведений, решения сказочных задач. Развивать творческое воображение. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему Работать на интерактивной доске, параллельно с настоящим предметом. Рассмотрим цветок. Игра «Части целое» Игра «Садовые и не садовые цветы» Презентация «Сравни деревья и растительность Юга и Севера». Беседа о том, что становится со старым деревом. Рефлексия Интерактивная доска Дидактическая игра «Части целое» Морфологическая таблица, презентация «Деревья»( занятие- путешествие) Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов. Закрепить умение анализировать предметы, действия события: рассматривая их с хорошей и плохой стороны в зависимости от того, кто рассматривает, когда и для чего. Развивать умение решать сказочные задачи, используя знакомые приемы фантазирования. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Незнайка – Неумейка приносит карандаш Проблемная ситуация: - чем был раньше карандаш Чтение «Недовольное дерево»( вопросы по тексту) Игра «Привет от ели» Рисование «иголками ели» Рефлексия Рассказ «Недовольное дерево» Н. Абрамцевой Карандаш деревянный Незнайка Неумейка Иголки ели «Животный мир»( занятие – путешествие) Показать детям, что можно найти выход из любой сложной ситуации. Закрепить системный подход, учить сравнивать две системы, находя отличительные и похожие признаки. Развивать внимание, эмпатийное отношение к окружающему. Воспитывать любовь к животным. Чтение «Загадка» Н. Абрамцевой. Беседа о свойстве внимания, снеге. Игра «Точка зрения»( работа в парах) - Что думали в это время кот, воробей, лужа, снег, голубь сидящий на дереве. Системный анализ кота и птицы. «Вспомни ситуацию из своей жизни! »- беседа. Рисование « О чем думала снежинка? » Рассказ Н. Абрамцевой «Загадка» Интерактивная доска Цветные карандаши, фломастеры Листы А4 «Домашние животные»( занятие- путешествие) Учить сравнивать различные свойства разных животных, находить аналогии в животном и техническом мире. Показать ресурсы животных. Познакомить с принципом предварительного действия «сделай заранее». Развивать внимание. Воспитывать желание заботиться о животных. Чтение «Соревнование» Н. Абрамцевой Сравнение и нахождение аналогий в техническом и животном мире. Например, белка хорошо прыгает по елке, похожа на парашют, на обезьянку, на птицу, стрекозу… Лягушонок – зелёный, как листок, огурец. Прыгает как мячик, плавает как лодка. Отгадывание загадки. Игра «посмотри в окошко». Рассказ Н. Абрамцевой «Соревнование » Игра «Аналогия» Интерактивная презентация «Загадки» «Дикие животные»( занятие- путешествие) Познакомить детей с морфологическим анализом, показав, как объединяя реальные предметы, существа, получать что- то новое, фантастическое. Учить продумывать образ жизни, место жизни, питание, функции придуманного животного. Рисовать его портрет, дать название. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему Интерактивная игра «ТРИЗ – задачки» Вопросы: - Чего больше у медвежонка лап или ушей? А у ежонка? - У кого лап больше – у мышки или петуха? - Сколько лап и ушей у тигрёнка? - Сколько всего ушей и лап у трёх мышей и двух медведей? Классификация животных. «Придумай не существующее животное». Рисование несуществующего животного Интерактивная игра «ТРИЗ- задачки» Картинки дикие животные и домашние Игра «Кто где живет» Карандаши листы А4 «Птицы»( занятие- путешествие) Закрепить принцип «однородности». Решать возникшие в нетрадиционной ситуации задачи по аналогии или вырабатывая самостоятельное решение. Развивать умение решать сказочные задачи, используя знакомые приемы фантазирования. Воспитывать бережное отношение к окружающему Пришёл на занятие «Незнайка- Неумейка» и принёс стихотворение «Птицы». ( обсудить жизнь на этой планеты «Птиц». Беседа и придумывание планеты. Рисование планеты птиц( коллективная р абота) . Интерактивная игра «Жизнь птиц» Картинки дикие и домашние птицы Игра «Кто где живет» Карандаши листы А4 « Детский сад»( занятие – экскурсия) Закрепить системный подход, знакомя детей с детским садом. Обыграть правила безопасности в детском саду, на участке. Познакомить с приемом «наоборот». Развивать творческое воображение. Воспитывать эмпатическое отношение к окружающему миру. Игра «Что в круге» Ребёнок – дети – группа – детский сад – город – страна – земной шар Вопросы: - Что общего в детском саду и в городе? Игра «Посмотри в окно» Беседа о функциях группы, детского сада, других помещениях Д/ С. Придумать вывески для кабинетов и др. помещений в Д/ С. Мозговой штурм( МШ) – построить Д/ С в воде; - на горе. Обруч большой, маленький Глобус Листы А4 Карандаши Конструктор Ёмкость с водой «Детский сад разных стран » Познакомить детей с игрой «паучок», учить их анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон. Подводить детей к видению противоречий, не называя их. Подвести к приему «дробление – объединение», без фиксации его. Развивать творческое воображение. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему. Игра «Паучок» Морфологический анализ «Детского сада» и «Детского сада из другой страны» Игра «Противоречие» Игра «Если бы я побывал в детском саду Германии…» Морфологическая таблица Интерактивная доска «Жильё человека»( занятие – дискуссия) Учить оперировать экранами системного оператора и морфологической таблицы при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов. Учить составлять модели знакомых объектов. Закрепить владение приемом «этажное конструирование». Развивать рациональное использование ближайших ресурсов, воспитывать умение видеть их и использовать в первую оч ередь. Работа на системном операторе «Жильё». Рассматривание картинок жильё человека. Морфологический анализ жилья. Моделирование домов человека. Системный оператор Картинки жильё человека Морфологическая таблица Интерактивная доска «Дом будущего»( занятие – путешествие во времени) Закрепить прием разрешения противоречий в пространстве и во времени. Закреплять умение находить прямые аналоги, обобщая явления, не имеющие очевидные связи. Познакомить и объяснить сущность метода моделирования маленькими человечками. Показать новое, непривычное функциональное значение знакомых предметов. Развивать умение «записывать текст символами». Воспитывать чувство юмора. Системный анализ «Современного жилья». Игра «Из чего? » Игры с пальчиками «Дом», Игра «Точка Зрения» Аналогия «Жильё» Системный оператор Картинки жильё человека Предметные картинки «Детский сад будущего» Показать детям преимущества символической графической аналогии. Закрепить умение пользоваться принципом «однородности». Учить детей самостоятельно делать кольцо Луллия, познакомить с правилами игры. Развивать умение решать сказочные задачи, используя знакомые приемы фантазирования. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Системный оператор «Детский сад» Игра «Аналогия» Кольца Луллия «Детский сад» Творческое задание «Детский сад будущего»( рисование) Системный оператор Кольца Луллия Листы А4 Карандаши «Дом в котором я живу»( занятие – дискуссия) Закреплять системное видение мира, учить выделять обобщенные признаки предметов, открывать связи и зависимости между ними. Учить находить претензии к окружающим предметам, формулировать на их основе противоречия, разрешать их с помощью знакомых приемов. Прием « динамизация- статика». Развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к окружающим вещам. Игра «Хорошо – плохо» Системный оператор «Мебель» Создание дама будущего Системный оператор Картинки мебель Л исты А4 карандаши « Семья»( занятие – творчество) Показать генетическую линию своей семьи, учить планировать свои дела на ближайшее будущее. Показать прием разрешения противоречивых свойств в пространстве и во времени. Закрепить системный подход к своему организму, познавая взаимозависимость всех органов. Развивать формы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия. Воспитывать желание ухаживать за собой. Игра «Звуки моей семьи» Игра на координацию движения. Игра моделирование своей семьи с помощью геометрических фигур. Интерактивная игра «Звуки моей семьи» Блоки Дьенеша «Ребёнок»( занятие – дискуссия) Учить детей осознавать, оценивать свои поступки на понятийной основе. Познакомить с принципом «самообслуживания» как приемом разрешения противоречий и приемом фантазирования. Развивать интерес к разным видам человеческой деятельности, учить реально оценивать свои действия, соотнося их с окружающими людьми. Воспитывать умение видеть противоречия, формулировать их и решать с помощью воспитателя. Игра «Цепочка целей». Игра «Зачем» Игра «Представь себе, что ты рука» З накомство со сказкой «Волшебная иголочка» Игра «Цепочка целей» Картинки части тела Сказка «Волшебная иголочка» «Общество»( занятие- эксперимент) Закрепить знания функций членов семьи, привычных и необычных. Обыграть эти функции применяя приемы фантазирования. Показать прием «ускорение- замедление». Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать умение планировать свои дела на ближайшее время, показать при этом реальные и фантастические планы. Системный оператор – «общество». МФО изменяем квартиру. Зарисуем изменённую квартиру. Системный оператор Части разных объектов Листы А4 карандаши « Профессии»( занятие – экскурсия) Закрепить системный анализ зимы. Рассмотреть зимы в разных климатических зонах. Познакомить с приемом «квантование- непрерывность», находя его в знакомых сказках, в окружающей действительности. Научить видеть ресурсы человеческого организма. Его главные и дополнительные функции. Развивать у детей интерес к разным видам продуктивной деятельности, умение, зная итоговую цель, планировать промежуточные цели. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему Игра «Назови профессию» Знакомство со стихотворением Ю. Тувима «Всё для всех» Игра «Из какой ткани» Игра «Какая одежда у кого» Картинки «Профессии» Стихотворение Ю. Тувима «Всё для всех» Лоскутки ткани Картинки «Одежда» «Профессии детского сада»( занятие – творчество Закрепить функциональный анализ, подвести к вепольному анализу. Учить видеть противоречия в окружающей жизни и разрешать их реально. Развивать понимание противоположностей в любом процессе: в любом происходящем процессе есть две стороны. Воспитывать эмпатическое состояние к окружающему. Ситуация « Если мы пришли в садик, а у воспитателя выходной…» Игра «Много – мало». Игра «Что делает няня, воспитатель, заведующий…» Интерактивная доска Листы А4 Карандаши «Когда я вырасту – я стану…»( занятие путешествие во времени) Закрепить владение вепольным анализом. Учить объединять однородные системы в надсистему. Показать детям «профессии» животного мира, учить сравнивать по одному и нескольким признакам. Учить понимать необходимость этих дел для нормальной жизни животных. Познакомить детей с ресурсами животных, с их межвидовыми отношениями. Воспитывать любовь к животным. Строим медицинский кабинет Игра «Чёрный ящик» ТРИЗ – задачи: «Инструментов нет, а больной есть. Как лечить? » «Инструментов очень много, а больных нет? Что делать инструментами? » Игра «Аналогия»- инструменты Метод каталога – изменить или улучшить инст рументы, помечтать или обыграть Конструктор Предметы профессий «Бытовые приборы»( занятие – дискуссия) Познакомить с принципом разрешения противоречий «матрешка». Закрепить умение находить простые аналогии, пользоваться МММЧ. Системное рассмотрение бытовых приборов. Закрепить технологию бинома фантазии. Продолжать придумывать совершенно новые предметы по данным функциям и ресурсам. Развивать творческий замысел. Воспитывать желание конструировать самостоятельно что- либо новое для удовлетворения своей или сказочной претензии. Игра «Части – целое». «Бином фантазии». Чтение «Короткая встреча» Н. Абрамцевой. Интерактивная игра «Бытовые приборы» Игра «Части – целое» Рассказ «Короткая встреча» Н. Абрамцевой. «Бытовые приборы»( занятие – творчество) Игра «Ассоциация» Игра «Польза – Вред». Чтение стихотворения «Почемучки», вопросы Игра «Ассоциация» Листы А4 карандаши «Бытовые приборы»( занятие – экскурсия) Игра «Загадки с отсроченной отгадкой». Системный оператор «Телевизор». Сочиняем сказку и зарисовываем её. Системный оператор Картинки эволюция бытовых приборов Листы А4 карандаши «Бытовые приборы»( занятие – рисунки – сочинения) Чтение стихотворения Хелье Мянд «Что ребёнку надо? » Игра «Желание». Системный оператор Игра «Придумай символ» Листы А4 карандаши Системный оператор «Транспорт»( занятие- эксперимент) Закрепить системное видение на теме «транспорт». Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования. Показать новый принцип разрешения противоречий «изменение окраски». Подвести к пониманию закона повышения степени идеальности. Развивать у детей интерес планировать свои действия. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Загадки о транспорте Классификация транспорта. Рассмотреть машину по СО Эксперимент на фоне «дороги» Вопросы: какого цвета транспорт лучше виден? – Какого цвета должен быть транспорт, чтобы его лучше было видно? – Как сделать так, чтобы машина меняла окраску – ночью, днем, зимой, летом. Аналогия с животными, меняющие свою окраску с целью защиты. Картинки «Транспорт» Системный оператор Картинки «Животные» «Едет, плавает, летает»( занятие – экскурсия) Закрепить понятие идеальности, показать преимущества идеального предмета. Продолжать учить решать жизненные задачи, применяя вепольный анализ, методом МММЧ. Учить защищать выработанную идею, объясняя всем ее преимущества перед другими. Учитывать ресурсы окружающего мира. Развивать умение конструировать объекты, совершенно незнакомые для ребенка. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему. Выкладывание транспорта палочками и показ с помощью пальцев и ладоней. Рассматривание транспорта и жилья. ( какие должны быть машины и какое должно быть жильё на севере) ТРИЗ – Задачи: Аналогия жилья и транспорта одновременно с животным. Палочки счетные, Кьюзинера Картинки «Транспорт» «Жильё» «Животные» «Большой и маленький транспорт»( занятие – экскурсия) Показать детям, как решаются противоречия в работе, в жизни, если они возникают. Закрепить принципы разрешения противоречий, закон повышения степени идеальности, ресурсы. Развивать умение конструировать объекты, совершенно незнакомые для ребенка. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему Игра «Слова – Напарники» ТРИЗ – Задача. Создание универсальных колёс Азбука безопасности Интерактивный стол Картинки «Транспорт» «Транспорт будущего»( занятие – экскурсия) Познакомить с методом Робинзона Крузо. Учить решать жизненные задачи реальными и фантастическими вариантами. Учить видеть и использовать ближайшие ресурсы. Развивать фантазию. Воспитывать чувство юмора. Рассмотреть рисунки машины будущего Составить морфологическую таблицу Создать универсальный транспорт Игра найди в сказке транспорт Найти универсальность Рисунки машина Морфологическая таблица Сказки «Средства информации»( занятие- эксперимент) Познакомить с видами информации. Показать принцип посредника, учить находить его в окружающей жизни. Учить изменять окружающие предметы, свои ощущения, используя приемы фантазирования. Показать использование принципа «копирования». Развивать умение использовать знакомые принципы в своих целях. Воспитывать навыки творческой, исследовательской работы Беседа что такое средство информации? Эксперимент «Вид информации» Игра «Скажи, покажи через посредника» Игра «глухой телефон» Интерактивная игра Картинки «Транспорт» «Средства информации будущего»( занятие – дискуссия) Закрепить технологию работы по морфологическому анализу, создавая совершенно новые средства информации. Учить нетрадиционному взгляду на привычные предметы. Развивать управляемое творческое воображение. Воспитывать умение реально оценивать свои поступки. Игра «Средства информации» Игра «Зеркало» Чтение сказки «Телефон» Игра «Хорошо – плохо» Презентация «Средства информации» «Прошлое предмета»( занятие путешествие во времени) Повторить с детьми прием копирования, разные его разновидности. Учить детей, объединяя разнородные предметы, составлять единое целое произведение. Закрепить все знакомые приемы фантазирования, принципы разрешения противоречий. Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели. Игра «Слова – напарники» Изобретение универсальной системы информации. Интерактивная игра «Слова – напарники» Листы А4 Карандаши Диагностическое занятие Выявить уровень освоения программы «ТРИЗ- РТВ». Картинки предметные Содержание учебно – тематического план а 2- го года обучения Освоение детьми сложных отношений между окружающими предметами, событиями, людьми обусловлены задачами обучения: Учить грамотно действовать во всех сферах своей жизни, понимать словесные инструкции, предложения взрослого. Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и в окружающем. Формировать навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности. Формировать умение доводить любое дело до конечного результата, самостоятельно или с помощью взрослого планируя этапы своей деятельности, намечая конечную цель. Закреплять системное видение мира, знания элементарных законов развития систем. Учить видеть и разрешать противоречия с помощью приемов разрешения противоречий: Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве; Объединение однородных и неоднородных систем в надсистему; Принцип «обратить вред в пользу»; Принцип «матрешка»; Наоборот; Изменение агрегатного состояния; Изменения окраски; Предварительного действия; Посредника; Копирования. 7. Учить детей самостоятельно добывать информацию, работать с литературой. 8. Формировать навыки запоминания и анализа произведения, используя моделирование и символику. 9. Учить выполнять задания и решать жизненные и учебные задачи на основе имеющихся представлений, без использования самих объектов. 10. Исследуя материалы и природные явления и свойства проводить исследовательскую работу. 11. Уметь защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументировано, его лучшие стороны. 12. Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые образы и сообразные ситуации. 13. Учить решать и создавать новые образы и ситуации, используя приемы: Увеличение- уменьшение; Ускорение- замедление; Дробление – объединение. Оживление; Универсальность – ограничение. Динамика- статика; Квантование – непрерывность; Изменение законов природы; Смещение во времени; Бином фантазии; Этажное конструирование; Метод снежного кома. Хорошо- плохо; МФО; Кольца Луллия; Метод Робинзона Крузо. Таблица 4 Подготовительная к школе группа( 6 – 7 лет) Тема Программное содержание Используемые методы и приемы Материал Диагностические занятия Выявление у детей способностей к творчеству, уровня развития «Осень»( занятие – дискуссия) Закрепить системный подход к миру – компонентный и функциональный. Учить обращать внимание на привычные ситуации, задумываясь о природе этих явлений. Учить составлять совершенно новую систему. Подвести детей к понятию противоречия, учить анализировать, находить хорошие и плохие стороны в любой ситуации и любом предмете. Развивать умение, объединяя хорошо знакомые предметы, придумывать совершенно неизвестные объекты. Воспитывать чувство юмора. Игра «Летает не летает» Игра «Собери ёлоч ку, дерево» из счётных палочек. Работа с морфологической таблицей. Чтение стихотворения «Дерево – жираф» Н. Орловой. Игра «Хорошо – плохо» Сказка «В сладком морковном саду». Игрушка Незнайка – Неумейка Интерактивная доска Игра «Хорошо- плохо» «Растительный мир»( Мозговой штурм) Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий. Закрепить умение пользоваться символической аналогией. Поговорить о согласовании некоторых продуктов питания и их рассогласования между собой и другими предметами. Развивать чувство юмора. Воспитывать умение систематизировать окружающие предметы по видам, компонентам, и функциям. Игра «Необычные стихотворения» Беседа – обсудить и обратить внимание на отношения качества и количества Рассматривание картинок( злаки, хлеб, крупа, макаронные изделия, деревья, кусты – фрукты, ягоды: плоды, орехи; овощи, грибы Игра «Хорошо – плохо» Анализ занятия Оживлялка Интерактивная доска Муляжи овощи, фрукты «Труд в природе»( занятие- путешествие) Закрепить умение планировать деятельность, разбивать ее на цепочку подцелей. Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет. Познакомить с приемом фантазирования: оживление. Развивать чувство юмора. Воспитывать творческую личность. З накомство с рассказом «Гриб» С. Козлов» Игра «Цепочка целей» Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Рассказ «Гриб» С. Козлов Незнайка Неумейка «В гостях у волшебника Оживлялка»( занятие- путешествие) Познакомить с приемом, противоположным «оживлению»- «омертвлением». Учить анализировать знакомые произведения, вычленяя основные, главные идеи произведения. Развивать способность быстро переходить от одного класса к другому. Воспитывать творческую личность. Чтение «Соревнование» Н. Абрамцевой Сравнение и нахождение аналогий в техническом и животном мире. Например, белка хорошо прыгает по елке, похожа на парашют, на обезьянку, на птицу, стрекозу… Лягушонок – зелёный, как листок, огурец. Прыгает как мячик, плавает как лодка. Отгадывание загадки. Игра «посмотри в окошко». Рассказ Н. Абрамцевой «Соревнование» Игра «Аналогия» Интерактивная презентация «Загадки» «Животный мир»( занятие – дискуссия) Закрепить системный подход к окружающему миру, раскрыть генетические изменения во времени. Учить соединяя знакомых животных, придумать кого- либо совершенно неизвестное. Подвести к пониманию противоречия. Развивать умение анализировать знакомые и незнакомые ситуации, отыскивая их положительные и отрицательные стороны. Воспитывать любовь к животным. Чтение стихотворения «Про ТРИТОНА» «Кто больше, кто меньше»( выстраивание по размеру животных) . Игра «Отгадай загадку». Морфологический анализ животных Картинки «Животные» Интерактивная игра «Кто больше, кто меньше» Морфологическая таблица « Несуществующее животное»( занятие- путешествие Показать скрытые ресурсы животных. Показать прием фантазирования и решения задач: увеличение- уменьшение. Учить использовать прием для решения сказочных задач. Развивать желание оценивать, как сам процесс, так и результат. Воспитывать умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Знакомство со стихотворением «Ёжик». Игра «Экологическое равновесие» Игра «Придумай несуществующее животное» Интерактивная игра «Экологическое равновесие» Картинки дикие животные и домашние Игра «Кто где живет» Карандаши листы А4 «Дикие и домашние животные»( занятие- путешествие) Учить устанавливать причинно- следственные связи. Рассмотреть структурный, генетический, функциональный подход в течение жизни. Находить основные характерные признаки детенышей животных и взрослых. Учить предвидеть неожиданные последствия. Показать зависимость системы от надсистемы. Развивать желание фантазировать. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения. Составление морфологической таблицы «Животные» Чтение «Лесная загадка» Анализ «Хорошо – плохо». Задача «Великан и мышь» Интерактивная игра «Дикие и домашние животные» Картинки дикие и домашние животные Игра «Кто где живет» «Волшебники Великан – Крошка, Дели – Объединяй, Оживлялка в гостях у диких животных»( занятие – экскурсия) Познакомить с приемом «дробление – объединение». Показать противоречия, возникающие у животных в жизни. Как природа решила свои противоречия – сохранение экологического равновесия, используя приемы: - дробление- объединения; - увеличение- уменьшение; - оживление – омертвление. Развивать умение решать сказочные и жизненные задачи, используя приемы фантазирования. Воспитывать умение придавать графически завершенный вид продуктам своего творчества. И гра «Что в круге» Ребёнок – дети – группа – детский сад – город – страна – земной шар Интерактивная игра «ТРИЗ – задачки» Вопросы: Чего больше у медвежонка лап или ушей? А у ежонка? У кого лап больше – у мышки или петуха? Сколько лап и ушей у тигрёнка? Сколько всего ушей и лап у трёх мышей и двух медведей? Классификация животных. «Придумай не существующее животное». Рисование несуществующего животного Обруч большой, маленький Глобус Карта мира Листы А4 Карандаши «Детский сад»( занятие – дискуссия) Познакомить детей с системным подходом: компонентным и функциональным. Показать зависимость объекта от места проживания. Познакомить с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать стремление детей положительно воздействовать на природу, животных. Игра «Что в круге» Ребёнок – дети – группа – детский сад – город – страна – земной шар Вопросы: - Что общего в детском саду и в городе? Игра «Посмотри в окно»( отметить особенности Д/ С в нашей стране и др. странах: помещения, территория, режим дня. Страны посмотреть прямо – противоположные по климату: жаркие, северные) . Вопрос: - Д/ С у животных бывает или нет? - У каких животных бывает? Беседа о функциях группы, детского сада, других помещениях Д/ С. Придумать вывески для кабинетов и др. помещений в Д/ С. Системный оператор Картинки детский сад Предметные картинки Интерактивная презентация «Детский сад» «Детский сад будущего»( занятие – дискуссия) Показать зависимость системы от надсистемы. Учить использованию в непривычной обстановке привычных объектов. Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в д/ с, для родителей. Развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, игрушкам. Игра «Хорошо – плохо» Системный оператор «Детский сад» Создание детского сада будущего Системный оператор Картинки детский сад Листы А4 карандаши « Детский сад в городе »( занятие- путешествие) Показать зависимость системы от надсистемы. Учить использованию в непривычной обстановке привычных объектов. Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в д/ с, для родителей. Развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, игрушкам. Игра «Части – целое» по теме Д/ С а) анализ положительного и отрицательного в нашем Д/ С, в группе. Игра «Придумай новый Д/ С»( например: в Д/ С стеклянные, колючие, матерчатые стены… придумать функции этих групп) . Вопросы: - Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…? - Часть стены колючая, часть …? Для чего можно использовать? - Часть потолка, часть пола? Мебель, пособия… Игра «Хорошо – плохо» Интерактивная игра Блоки Дьенеша Игра «Хорошо – плохо» « Жилье человека»( занятие – дискуссия) Учить оперировать экранами системного оператора и морфологической таблицы при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов. Учить составлять модели знакомых объектов. Владение приемом «этажное конструирование». Развивать рациональное использование ближайших ресурсов. Воспитывать умение видеть их и использовать в первую очередь. Работа на системном операторе «Жильё» Рассматривание картинок жильё человека Морфологический анализ жилья Моделирование домов человека Системный оператор Картинки жильё человека Морфологическая таблица Интерактивная доска « Семья»( занятие- эксперимент) Показать генетическую линию своей семьи, учить планировать свои дела на ближайшее будущее. Показать прием разрешения противоречивых свойств в пространстве и во времени. Закрепить системный подход к своему организму, познавая взаимозависимость всех органов. Развивать формы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия. Воспитывать желание ухаживать за собой. Работа с системным оператором «Семья» Игра «Я – робот» Стихотворение «Кто кому, кто? » Я. Аким Игра «Цепочка целей» Чтение стихотворения « Лемеле хозяйничает». Придумывание продолжение этого стихотворения Системный оператор Части разных объектов Листы А4 Карандаши Стихотворения « Лемеле хозяйничает» «Человек»( занятие – дискуссия) Закрепить знание функций разных частей тела. Учить решать задачи, используя прием «наоборот». Познакомить с принципом предварительного действия. Учить находить его в сказочных и жизненных ситуациях. Развивать навыки запоминания и анализа художественного произведения. Воспитывать чувство юмора, умение находить выход из нетрадиционных ситуаций. Игра «Кто без чего не может быть» Игра на координацию движения Решение задач( обсуждение ответов) Игра « Части – целое» Интерактивная игра «Части целое» Картинки «Части тела» «Человек и мир вокруг»( занятие – творчество) Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально- этическими нормами, понимать последствия их несоблюдения. Учить отличать добрые шутки от злых, фантазию от реальности. Познакомить с принципом изменения окраски. Развивать умение анализировать, решать жизненные задачи, доводить начатое дело до конца. Воспитывать гуманное отношение к окружающему Беседа о родственниках Рассказывание «интересных» случаев о родственниках Игра «Слова напарники» Знакомство с пословицами о семье Интерактивная доска Листы А4 Карандаши « Профессии»( занятие путешествие во времени) Закрепить системный анализ зимы. Рассмотреть зимы в разных климатических зонах. Познакомить с приемом «квантование- непрерывность», находя его в знакомых сказках, в окружающей действительности. Научить видеть ресурсы человеческого организма. Его главные и дополнительные функции. Развивать у детей интерес к разным видам продуктивной деятельности, умение, зная итоговую цель, планировать промежуточные цели. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему Строим медицинский кабинет Игра «Чёрный ящик» ТРИЗ – задачи: «Инструментов нет, а больной есть. Как лечить? » «Инструментов очень много, а больных нет? Что делать инструментами? » Игра «Аналогия»- инструменты Метод каталога – изменить или улучшить инст рументы, помечтать или обыграть Конструктор Предметы профессий «Я и игры»( занятие – дискуссия) Показать детям простейший вепольный анализ. Учить решать жизненные задачи, используя знакомые приемы. Учить систематизировать игры взрослые и детские. Закреплять умение моделировать ситуации маленькими человечками. Развивать умение не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать, создавая новые для ребенка игры. Воспитывать умение оценивать как сам процесс, так и результат Игра «Кто( что) без чего( кого) не может быть? ». Решение задач. Моделирование МЧ решение задач. Д/ И «Кто( что) без чего( кого) не может быть? » Карточки маленькие человечки «Придумай игру»( занятие – творчество) Познакомить с принципом «обратить вред в пользу». Придумать новые игры, изменяя знакомые. Использовать прием «наоборот», принцип «изменения окраски», «обратить вред в пользу». Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях с пониманием пользы, которую он может приносить в семье. Воспитывать заботу о близких. Игра «Ассоциация» Игра «Польза – Вред». Чтение стихотворения «Почемучки», вопросы Игра «Вспомни сказку». Игра «переделай правила игры и играй в неё». Чтение стихотворения «Бабушка моей мечты Игры «Ассоциация», «Вспомни сказку» Листы А4 карандаши «Как прекрасен этот мир»( занятие – экскурсия) Учить защищать выработанное решение, аргументировано доказывая его преимущества. Познакомить с принципом «матрешка», показать его универсальность. Развивать умение давать неоднозначные ответы на вопросы. Воспитывать заботу о близких. Найди игрушку похожую на матрёшку. ТРИЗ задачи. Аналогия игр. Чтение «Полосы». Ю. Красного Обсуждение и вопросы по прочитанному Картинки «Игрушки» Листы А4 карандаши « Транспорт»( занятие- эксперимент) Познакомить детей с законом повышения степени идеальности. Учить видеть претензии к средствам передвижения, из которых вышли те или иные особенности современного транспорта. Учить на основе аналогий и необходимых функций проектировать новые конструкции. Развивать управляемое творческое воображение. Воспитывать умение с первого раза понимать словесные инструкции. Загадки о транспорте. Игра «Части – Целое»- прямая и обратная по транспорту Классификация СО «Легковой автомобиль» Найди претензию к старинному автомобилю. Листы А4 карандаши Системный оператор Картинка «Эволюция автомобиля» «Эволюция транспорта»( занятие- дискуссия) Подвести к понятию «универсальность – ограничение». Переносить на привычный транспорт несвойственные ему функции. Закрепить формулирование и разрешение противоречий знакомыми приемами. Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях. Воспитывать умение работать в определенном темпе. Выложить из палочек транспорт. «Пресс – конференция»- транспорт. Экологически чистый транспорт. «Хорошо – Плохо» Машина будущего. ( зарисовка) Картинки «Транспорт» Презентация «Эволюция автомобиля» «Создание универсального транспорта»( занятие – творчество) Учить использовать непривычные средства при необходимости. Показать возможности многозначного использования при изменении агрегатного состояния. Учить преобразовывать имеющиеся представления, создавая на их основе новые образы. Закрепить использование приемов «универсальность – ограничение», «матрешка». Развивать творчество. Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные предметы Рассмотреть рисунки машины будущего. Составить морфологическую таблицу Создать универсальный транспорт. Игра найди в сказке транспорт. Найти универсальнос ть. Палочки счетные, Кьюзинера Картинки «Транспорт» «Жильё» «Животные» Морфологическая таблица «Транспорт будущего»( занятие – экскурсия) Учить защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументировано его лучшие стороны. Формировать навыки анализа произведения, учить произвольно пользоваться языковыми средствами, разному оформлению одной и той же мысли. Развивать умение за счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действия. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Рассмотреть рисунки машины будущего Составить морфологическую таблицу Создать универсальный транспорт Игра найди в сказке транспорт Найти универсальность Рисунки машина Морфологическая таблица Сказки «Средства информации»( занятие – экскурсия) Познакомить с приемом « динамизация – статика». Подвести к принципу посредника. Закрепить принцип объединения однородных и неоднородных систем в надсистему. Закрепить системное видение средств индивидуальной информации об окружающем мире. Развивать умение понимать переносный смысл слов, словосочетаний, пословиц. Воспитывать эмпатийное отношение к окружающему. Беседа о том, как древние люди передавали информацию Игра «хорошо – плохо» Экскурсия по группе – находим предметы которые нам о чём- то говорят Чтение стихотворения Ю. Красного «Лесенка» Придумай рассказ используя приём снежного кома Морфологическая таблица Игра «хорошо – плохо» Стихотворение Ю. Красного «Лесенка». « Письмо Незнайки – неумейки»( занятие – дискуссия) Показать метод гирлянд и ассоциаций. Познакомить с методом снежного кома, закрепить владение этим приемом. Развивать умение давать неоднозначные ответы на вопросы. Воспитывать умение высказывать максимальное количество идей. Игра « Ассоциации». Игра «Снежный ком» Написание письма методом гирлянд Презентация Электронное письмо «Эволюция телефона»( занятие – дискуссия) Закрепить владение «этажным конструированием», биномом фантазии, квантование – непрерывность. Учить самостоятельно составлять небольшие художественные произведения, иллюстрировать их символически. Познакомить с приемом «квантование – непрерывность». Развивать навыки самостоятельной творческой работы. Воспитывать способность самовыражаться в своей работе Игра «Средства информации» Игра «Зеркало» Чтение сказки «Телефон» Игра «Хорошо – плохо» Системный оператор «Телефон» Презентация «Средства информации» Системный оператор «Телефон» «Средства информации будущего»( занятие – творчество) Закрепить технологию работы по морфологическому анализу, создавая совершенно новые средства информации. Учить нетрадиционному взгляду на привычные предметы. Развивать управляемое творческое воображение. Воспитывать умение реально оценивать свои поступки. Системный оператор «Телефон» Игра «оживлялка». Аналогия телевизора. Рисуем «Телевизор будущего» Системный оператор «Телефон» Листы А4 карандаши «Мы и вселенная. Закрепление всего пройденного» Познакомить детей с приемом фантазирования «изменение законов природы». Учить, отталкиваясь от реальных ситуаций, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе. Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к цели. Воспитывать способность анализировать привычные ситуации, рассматривая их с нетрадиционной точки зрения. Чтение стихотворения «отвечайте, правда ли? » «Правильно – не правильно» Игра «Наоборот» Игра «Найди закон природы в группе» Картинки предметные Интерактивная доска Повторение пройденного материала Показать возможности приема «смещение во времени», находить его в жизненных и сказочных ситуациях. Закрепить приемы свободного владения системным оператором. Показать ценности окружающего нас мира в разные временные периоды. Развивать умение за счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действия. Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные предметы Проблемная ситуация «Исчезла вода» Игра «Профессия воды» Игра «Ценности» Чтение Басни «Мартышка и очки» Картинки «Мир вокруг нас» Интерактивные игры Закреплять умение видоизменять предметы, ситуации, пользуясь приемами, изменяющими количество, размер, скорость и ценность окружающих и сказочных объектов. Развивать умение представлять события в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, создавать новые образы, планируя их действия, жизненные этапы. Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные предметы, умение проявлять творчество во всех жизненных аспектах. Пантомима. Цепочка целей Теремок. Дразнилка. Игры Диагностика Выявление уровня освоения программы Аналогия МФО Системный оператор Противоречия Предметные картинки Интерактивные игры Листы А4 Карандаши Планируемые результаты применяет навыки превращения знаний в инструмент творческого освоения мира( т. е. имеет активную жизненную позицию, интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей) ; владеет системно – диалектическим мышлением, интеллектуально развит, высоко развита креативность и воображение; использует, осознанно инструментарий ТРИЗ, для решения проблемных задач, встречающихся в дошкольной практике и жизненных ситуаций( опыт самостоятельной творческой деятельности) ; у ребёнка сформирована самоорганизация и творческая личность. Комплекс организационно- педагогических условий 2. 1. Условия реализации Программы Условиями реализации Программы является: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения. Для успешной реализации опыта работы требуется, чтобы педагог придерживался следующих правил: Для понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаю предметы, явления, сказочные задачи из трех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметный мир», «Я и мир вокруг меня»: Задания преподносятся в игровой форме, с использованием наглядного материала; Каждый день работы с детьми- поиск; Общение и взаимодействие строится на следующих позициях: Внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей; Не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка; Говорить не «правильно», а «интересно», «необычно», «красивое решение» и т. п. ; Учить ребёнка возражать взрослому, другим детям, - доказывать, аргументируя, отстаивая свою позицию; Использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что- то привычное; Сопровождать процесс общения только положительными эмоциями; Поддерживать мотивы на участие в занятиях. Для проведения большинства занятий не нужно специальное оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно удобно, когда имеется комплект дидактических, развивающих игр, картинок, энциклопедий, компьютер, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем окружении, на доступном пониманию материале. Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся печатных пособий и игр. Единственное, на что следует приложить усилие – это изготовление игры «Кольца Луллия», но эти трудности оправдывают себя, так как эта игра используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности. Занятия с использованием технологии ТРИЗ – РТВ – это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает интеграцию разных видов детской деятельности. Принципы построения занятий: При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений; Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций- мозговой штурм; Активизация творческого воображения; Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка средств восприятия: заключения, причинно- следственные связи и прочие; Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов. Структура занятий 152400059055 Ритуал начала занятия 00 Ритуал начала занятия 1762125133350044100751333500405765066675 Введение в тему 00 Введение в тему 3524259525 приветствие 00 приветствие 20288255136515 Желание дальше познать мир 00 Желание дальше познать мир 336232547650400022764754384040 Ритуал прощания 00 Ритуал прощания 336232540887650012001503460115 Обсуждение впечатлений и закрепление результата 00 Обсуждение впечатлений и закрепление результата 2171700301244000364807530981650040576502421890004572002545715 Игры 00 Игры 202882524218900012001501983740 Поиск совместных путей в решении проблем 00 Поиск совместных путей в решении проблем 3762375166941500217170016503650029241751393190003952875983615002495550983615004105275173990002171700173990002276475168910 Создание атмосферы доверия 00 Создание атмосферы доверия 4057650254000 Постановка проблемы 00 Постановка проблемы 790575168275 Создание мотивации 00 Создание мотивации 4108450537845 Творческие работы 00 Творческие работы Работа с детьми по формированию целостной картины мира у старших дошкольников представляет поэтапно развертывающуюся логику накопления ребенком опыта: На первом этапе ребенка подводя к проблеме многофункционального использования объекта, дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме( «Да – нетка », «Угадай, что загадала» и др. ) . Второй этап – это «тайна двойного» или выявления противоречий в объекте, явлении, когда что- то в нем хорошо, а что- то плохо( игры «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Один – много» и др. ) Третий этап изобретательства, основная задача которого – научить детей искать и находить свое решение. Изобретальство детей выражается в творческой фантазии, в придумывании чего- то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий, например, придумать новый стул. Четвертый этап – разрешение противоречий. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для обучения разрешение противоречий использую следующие методы и приемы: «системный анализ»- помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических; Моделирование маленькими челочками- моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами( например, твердое – жидкое – газообразное) . Метод морфологического анализа – суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик объекта при создании нового образа; Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка»- разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие, с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей; Типовые приемы фантазирования( увеличение – уменьшения, деление – объединения, преобразования признаков времени, оживления и т. д. ) ; Мышления по аналогии – получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний подобных ему предметов по каким – то существенным для данного рассмотренного признака Пятый этап- - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов: коллажа из сказок, сказки о «живых капельках и клякс», знакомые герои в новых обстоятельствах, моделирование сказок) На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, ребенок, используя оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Формы аттестации Формой аттестации являются итоговые( диагностические) занятия, которые проводятся в виде игр в начале и конце года. Оценочный материал При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития творческих способностей в рамках педагогической диагностики( мониторинга) , цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Педагогическая диагностика( мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Педагогическая диагностика( мониторинг) : не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений; позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль творческого развития дошкольника и оценить его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребёнка. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной познавательно- творческой деятельности Пользуясь результатами педагогической диагностики, педагог может выявить: творчески одарённых детей; воспитанников, у которых наблюдаются проблемы данного развития. Результаты педагогической диагностики( мониторинга) используется при решении следующих задач: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой. Обследование детей проводится в начале и конце учебного года в каждой возрастной группе, устанавливается контакт с каждым ребенком с целью создания благоприятного психологического климата в группе. При этом выявляется уровень актуального развития каждого ребенка, уровень его знаний по программе, выясняются психические возможности. Обследование проводится два раза в год( в начале и в конце учебного года, в младшем дошкольном возрасте первую диагностику рационально провести в середине учебного года) . Чтобы показать эффективность начатой работы по использованию новой педагогической технологии ТРИЗ, необходимо отслеживание и анализ формируемых у детей изменений и навыков. С этой целью была спланирована психолого- педагогическая диагностика детей. Так как работа основывается на программе по ТРИЗ- РТВ «Росток» А. С. Страунинга, то диагностика осуществляется по диагностическому инструментарию данной программы. Уровни усвоения Программы Старшая группа Низкий уровень- ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, порядка и поиска способов достижения ее результатов. Отсутствует творческий потенциал. При формулировании воспитателем противоречий, ребенок не может найти пути их разрешений, не умеет применять принципы их разрешения. Отсутствует системное видение окружающего мира. Средний уровень- при планировании своей творческой деятельности, при поиске методов и приемов разрешения противоречий и достижении положительных результатов, ребенок старается действовать самостоятельно, лишь при возникновении затруднений обращается за помощью к взрослому либо к сверстникам. Высокий уровень- ребенок оперирует в уме знаниями о предметах их связях и отношениях, четко выделяет прошлое и будущее( системное видение мира) . Видит творческую задачу и умеет ее объяснить. Формулирует противоречия и ищет пути их разрешения самостоятельно, используя принципы ТРИЗ. Планирует заранее цель своей деятельности, порядок и способы достижения результатов. Подготовительная группы Низкий уровень- ребенок проявляет слабую активность в применении изученного материала: не вырабатывает и не находит необычное, остроумное решение, по сравнению с традиционными. Нет творческой инициативы, не способен на собственные выдумки. Отсутствует последовательность развития плана творческой деятельности, направление работы нарушается побочными стимулами. Не может применять на практике существующие принципы разрешения противоречий. Средний уровень- с помощью взрослого ребенок планирует этапы своей деятельности, намечает конечную цель, старается добиться результата, используя приемы: увеличение- уменьшение; ускорение- замедление; дробление – объединение; оживление; универсальность – ограничение; квантование – непрерывность; изменение законов природы; смещение во времени; бином фантазии; этажное конструирование; метод снежного кома; хорошо- плохо; МФО; кольца Луллия; метод Робинзона Крузо. Высокий уровень- у ребенка сформированы навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности. Любое дело доводит до идеального конечного результата. Отлично сформировано системное видение окружающего мира. Ребенок самостоятельно находит и разрешает противоречия с применением всех знакомых методов и приемов РТВ. 2. 4. Методические материалы Системный оператор Системный оператор( девятиэкранная схема, которая показывает, что все, что нас окружает, состоит из каких- либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего- то большего, и в то же время из чего- то состоит сам. ) Системный оператор( схема талантливого мышления) . Морфологическая таблица. Морфологическая таблица используется для проведения морфологического анализа. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев сказок. Дети с легкостью вспоминают название произведений и рассуждают о характере. Использую Морфологическую таблицу( для придумывания с детьми чего- то нового, например, нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название новых, получившихся музыкально- шумовых инструментов( например, коробочка+ пуговицы= корпуг, бутылка+ бусинки= бутбус) . На картинке пример придумывания нового животного при помощи морфотаблицы. По морфотаблице так же можно знакомить с предметами природного и рукотворного мира. Круги Луллия Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия это что- то вроде компьютера, только механического. Простота конструкций позволяет применять кольца в детском саду, а эффект огромен: познание языка и мира в их взаимосвязи. . Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей по темам: «Осень. Растительный мир», «Детский сад. Город», «Животный мир», «Семья, ребенок, общество», «Профессии человека», «Транспорт». ( Например, первые кольцо – люди различных профессий, второе кольцо – орудия и предметы труда, третье кольцо – виды транспорта, относящиеся к людям определенных профессий, раскрутив круги – выполнить действие в характере выпавшего героя; соотнести правильно все три круга) Круги Луллия к теме «Профессии». Круги Луллия к теме «Времена года». Круги Луллия к теме «Части суток». Круги Луллия к теме «Семья». Дидактические пособия для ознакомления дошкольников методом аналогий. Дети подбирают аналогии по цвету и форме к фигуре, которая нарисована на паровозике Дидактические пособия для ознакомления дошкольников с противоречиями и противоположностями куклы: « Хочуха и Нехочуха », «Оживлялка», « Наоборотка », «Мальчик- Великанчик и Мальчик- с- пальчик», « Одинакот », « Черепахосамолет » Игрушки: Слон мягкий 1шт. Кукла девочка 1 шт. Кукла мальчик 1шт. Олень 1шт. Незнайка – неумейка 1шт. Настольные игры: Все профессии важны Моя квартира Большие и маленькие Про растения Скажи иначе Объяснения Минус шаги Лото ассоциации Ассоциации «Вкусная мозаика» Технология ТРИЗ «В стране Котландии »- сочинение историй Волшебный поясок Части целое Пантомима Трафареты Чудо трафареты Палочки Кюизинера 2 шт. и приложения к ним Блоки Дьенеша 3 шт. и приложения к ним Логика Цвет, форма, размер Что перепутал художник Истории в картинках Расскажи про детский сад Угадай сказку Знаю профессии Как растёт живое Кто и что? Живое – неживое Волшебный сундучок: «Чудесные предметы», «Сказочные герои», «Волшебные существа», «Кто где спрятался» Дидактический материал «Познаём окружающий мир» Бабочки Овощи фрукты Листья и плоды Лесные и полевые цветы Садовые цветы Насекомые Времена года Домашние животные Лесные животные Деревья Птицы Животные Африки Расскажите детям о достопримечательностях Москвы Расскажите детям о Московском Кремле Расскажите детям о домашних животных Расскажите детям о хлебе Расскажите детям о морских обитателях Расскажите детям о насеком ом Список литературы: Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения/ / Шанс на приключение. / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991. Ардашева Н. И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. , 1991. Гин А. А. «Да» и «нет» говорите…/ / Педагогика+ ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2 Гин С. И. Мир фантазии. М. , 2000. Гин С. И. Мир человека. М. , 1993. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ Сост. А. И. Никашин. Ростов- н/ Д, 1991. PAGE\ * MERGEFORMAT 52 Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М. , 1986. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения/ / Вопр. Психологии. 1993. № 2. «Золотой ключик» творческого мышления/ Под ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, 2000. Киплинг Р. Сказки. М. , 1986. Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкол ьниками. Мн. , 2000 Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста( рукопись в фонде ЧОУНБ) . Новосибирск, 1990. Ладошкина С. Н. Сказочные задачи( рукопись в фонде ЧОУНБ) . Новосибирск, 1989. Мурашковская И. Я. , Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995. Мурашковская И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста/ / « Педагогика+ ТРИЗ ». Гомель, 1997. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. / / Познание. Рига, 1993. Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов н/ Д, 1993. Родари Дж. Грамматика фантазии. М. , 1978. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998. Сидорчук Т. А. , Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997. Сидорчук Т. А. , Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997. Страунинг А. М. Росток. Программа по ТИРЗ- РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995. Творческие задания в работе с дошкольниками/ Под общ. ред. Сидорчук. Челябинск, 2000. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996. Шадрикова В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. , 1990. Эльконин Д. В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет http: / / www. trizland. ru/
Содержание: 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы 2 1. 1 Цели и задачи Программы 4 1. 3 Содержание программы 4 1. 4 Планируемые результаты 43 2. Комплекс организационно- педагогических условий 43 2. 1. Условия реализации программы 43 2. 2. Формы аттестации 48 2. 3 Оценочный материал 48 2. 4 Методические материалы 50 3. Список литературы 52
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») ПРИНЯТО Педагог ическим советом М А ДОУ « Ромашка » Протокол №_ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ год а УТВЕРЖДАЮ Директор М А ДОУ « Ромашка »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М. В. Русанова «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 год До полнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в ТРИЗ» Разработчик: Л. С. Констанкевич п едагог- организатор Г. Лабытнанги, 2016 г.