Дополнительная общеразвивающая программа «Акварельки»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») ПРИНЯТО Педагогическим советом М А ДОУ « Ромашка » Протокол №_ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ год а УТВЕРЖДАЮ Директор М А ДОУ « Ромашка »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ М. В. Русанова «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 год До полнительная общеразвивающая программа «Акварельки » Разработчик: Л. С. Констанкевич п едагог- организатор г. Лабытнанги, 2017 г. Содержание: 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы ……………………………………………………………………………………. . 2 1. 1 Цели и задачи Программы ……………………………………………………………………. . 4 1. 3 Содержание программы ………………………………………………………………………………. . . 4 1. 4 Планируемые результаты ………………………………………………………………………………. 43 2. Комплекс организационно- педагогических условий ……………………………………………. 43 2. 1. Условия реализации программы ………………………………………………………………………. . 43 2. 2. Формы аттестации ……………………………………………………………………………………… 48 2. 3 Оценочный материал …………………………………………………………………………………… 48 2. 4 Методические материалы ………………………………………………………………………………. 50 3. Список литературы …………………………………………………………………………………… 52 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы Пояснительная записка Программа «Акварельки »( да лее – Программа) имеет художе ственно- эстетическую направленность. Актуальность Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Дополнительное образование по художественно – эстетическому направлению предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробов ать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность и неповторимость. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Отличительной особенностью Программы является: эстетическое воспитание дошкольников через декоративно – прикладное искусство; использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества; использования самодельных инструментов для рисования; использование ИКТ и технологий интерактивного обучения: работа в парах и малых гр уппах; создание инновационных форм организации детских видов творчества( естественные образовательные ситуации, игровые образовательные ситуации, творческие мастерские, детские лаб оратории) . Программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста, возраст 5- 7 лет. Объем программы: общее количество учебных часов 72 часа. Формы обучения и виды занятий: основными формами обучения являются занятия: естественные образовательные ситуации; игровые образовательные ситуации; занятие – эксперимент; интегрированные занятия; творческие мастерские; занятие – творчество; детские лаборатории; занятие – рисунки- сочинения. Срок освоения Программы: Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год. Режим занятия: 1 раз в неделю. Цели и задачи Программы Целью данной Программы является: развитие художественно – творческих способностей детей 5 – 7 лет, посредством ознакомления с народным и декоративно – прикладным искусством. Задачи: р асширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства России; у чить видеть основные средства выразительности, к которым прибегают мастера различных народных промыслов; п ознакомить с приёмами работы народных мастеров; с овершенствовать навыки рисования кистью, набрызгом, печаткой – тычком, показать взаимосвязь народного декоративно – прикладного, устного и музыкального искусства; показать влияние природы на творчество народных мастеров; закреплять умения рисовать декоративные элементы; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Содержание программы Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать своё изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, эксперементирования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. В работе используются различные методы и приёмы: одномоментности( обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности) ; метод обследования, наглядности( рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий) ; словесный( беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; практический( самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ; эвристический( развитие находчивости и активности) ; частично- поисковый; проблемно- мотивационный( стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуаци в ход занятия) ; «метод подмастерья»( взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество; мотивационный( убеждение, поощрение) ; жест руки( ребёнок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же тлт одинаковой формы по цвету, элементу) . Этапы работы. Весь образовательный процесс делится на два этапа. I этап – подготовительный. Задачи: познакомить детей с образцами народных художественных промыслов; формировать чувство ритма, симметрии, гармонии развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла; воспринимать содержание узора, особенностиего изобразительно- выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства; II этап – практический Задачи: самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности; использовать при рисовании различные методы рисования; самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особеностях росписей; использовать новые инструменты( в том числе самостоятельно созданные) , разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы. Для успешной реализации поставленных задач Программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавтельный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер – классов, семинаров – практикумов, показ открытыхмзанятий по декоративно – прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки – передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары – практикумы, выставки детского творчествами анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются ИКТ: телевизор, музыкальный центр, интерактивная доска и др. Учебный план реализации Программы 1 года обучения Таблица 1 Старшая группа( 5- 6 лет) № п/ п Тема занятия Общее количество часов В том числе теоретические практические 1. «В гостях у королевы кисточки» 1 0. 5 0. 5 2. «Барашек Филя и собачка Кузя» 1 0. 5 0. 5 3. «Узор из осенних листьев» 1 0. 5 4. «Перо Жар – птицы» 1 0. 5 0. 5 5. «Волшебные превращения осеннего листа» 1 0. 5 0. 5 6. «За грибами в лес пойдём» 1 0, 5 0, 5 7. «Волшебные ладошки» 1 0, 5 0. 5 8. «Семь цветов радуги» 1 0. 5 0. 5 9. « Ветка рябины» 1 0. 5 0. 5 10. «Какие бывают деревья» 1 0. 5 0, 5 11. «Что созрело в огороде» 1 0, 5 0, 5 12. «Медальон с солнышком» 1 13. «Тёплый – холодный» 1 0, 5 0, 5 14. «Готовимся к новогоднему празднику» 1 0, 5 0, 5 15. «Украшения для ёлки» 1 0. 5 0. 5 16. «Украшаем сумку для новогоднего подарка» 1 0. 5 0. 5 17. «Богородская игрушка» 1 0, 5 0, 5 18. « Птица счастья» 1 0, 5 0, 5 19. «Прялки» 1 0, 5 0, 5 20. «Дымковские узоры» 1 0, 5 0, 5 21. «На Ярмарке Свистунье» 1 0. 5 0. 5 22. « Матрёшечки » 1 0. 5 0. 5 23. «Узор на платке» 1 0, 5 0, 5 24. «Декоративная шкатулка»( для мамы) 1 0, 5 0, 5 25. «Филимоновские свистульки» 1 0, 5 0, 5 26. «Филимоновские барышни» 1 0, 5 0, 5 27. «Чудо – хохлома» 1 0. 5 0. 5 28. «Украсим хохломским узором вазу» 1 0. 5 0. 5 29. «Подарок для мамы» 1 0, 5 0, 5 30. «Космос» 1 0, 5 0, 5 31. «Голубая гжель» 1 0, 5 0, 5 32. «Люблю берёзку русскую» 1 0, 5 0, 5 33. «Бабенская деревянная игрушка» 1 0. 5 0. 5 34. «Роспись яиц» 1 0. 5 0. 5 35. «Ваза для цветов» 1 0, 5 0, 5 36. «Пусть всегда будет мир! » 1 0, 5 0, 5 Учебный план реализации Программы 2 год обучения Таблица 2 Подготовительная к школе группа( 6 – 7 лет) №п/ п Тема занятия Общее количество часов В том числе теоретические практические 1. «День знаний» 1 0. 5 0. 5 2. «Весёлый зоопарк» 1 0. 5 0. 5 3. «Нарисуй узор на круге» 1 0, 5 0, 5 4. «Коврик из осенних листьев» 1 0. 5 0. 5 5. «Пейзаж. Осень в большом городе» 1 0. 5 0. 5 6. «Волшебные превращения» 1 0, 5 0, 5 7. «Гроздья рябины» 1 0, 5 0, 5 8. «Ягоды на тарелке» 1 0. 5 0. 5 9. «Что нам осень принесла» 1 0. 5 0. 5 10. «Жостовский букет» 1 0, 5 0, 5 11. «Наши любимые животные» 1 0, 5 0, 5 12. «Коты» 1 13. «Пейзаж с облаками» 1 0, 5 0, 5 14. «Цветы» 1 0, 5 0, 5 15. «Новогодние игрушки» 1 0. 5 0. 5 16. «Терем Деда Мороза» 1 0. 5 0. 5 17. «Новогодняя маска» 1 0, 5 0, 5 18. «Русская матрёшка» 1 0, 5 0, 5 19. «Что за чудо эти сказки! » 1 0, 5 0, 5 20. «Сказки Федоскина» 1 0, 5 0, 5 21. «Филимоновская свистулька» 1 0. 5 0. 5 22. «Защитники отечества» 1 0. 5 0. 5 23. «Весна, весна, поди сюда! » 1 0, 5 0, 5 24. «Вышивка» 1 0, 5 0, 5 25. «Подарок для мамы» 1 0, 5 0, 5 26. «Рамка для фотографии» 1 0. 5 0. 5 27. «На липовой доске цветы небывалой красоты» 1 0. 5 0. 5 28. «Птица счастья» 1 0, 5 0, 5 29. «Танцующий медведь» 1 0, 5 0, 5 30. «Бабенские бирюльки 1 0, 5 0, 5 31. «На пыльных тропинках далёких планет» 1 0, 5 0, 5 32. «Писанки» 0. 5 0. 5 33. «Мой прадедушка герой» 1 0. 5 0. 5 34. «Фантазии на бумаге» 1 0, 5 0, 5 35. «Весна красна» 1 0. 5 0. 5 36. «Одуванчики в траве» 1 0, 5 0, 5 Содержание учебно – тематического план а 1 год обучения Таблица 3 Старшая группа( 5 – 6 лет) № п/ п Название занятия Программное Содержание Сентябрь 1. «В гостях у королевы кисточки» Знакомить детей с особенностями работы студии изобразительного искусства; учить организовывать своё рабочее место; познакомить с разнообразными изобразительными материалами; ознакомить с экспозицией музея « Русская изба»: печкой, сундуком, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. 2. «Барашек Филя и собачка Кузя» Учить детей приёмами графической техники; научить детей изображать фигурки животных с помощью спиралей, каракулей, штрихов, развивать абстрактное мышление эстетический вкус, творческие способности. 3. «Узор из осенних листьев» Продолжать знакомить детей с акварельными красками, учить наносить акварельную краску на мокрую бумагу, добиваться вливания одной краски в другую, учить составлять декоративный узор из листьев и раскрашивать его с помощью акварельных красок. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 4. «Перо Жар – птицы» Учить детей смешивать краску, получать необходимые цвета. Развивать эстетическое восприятие и воображение детей. Воспитывать творческую личность. Октябрь 5. «Волшебные превращения осеннего листа» Познакомить детей с символом декоративно – прикладного искусства – дерево; продолжать знакомить детей с различными вариантами изображения дерева; учить составлять узор, используя опавшие листья в качестве аппликации, рисовать дополнения гуашевыми красками; развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность. 6. «За грибами в лес пойдём» Учить детей замечать изменения, происходящие в природе. Познакомить с одним из видов изобразительного искусства – пейзажем; рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень»; учить детей рисовать пейзаж. Развивать и воспитывать наблюдательность. 7. «Волшебные ладошки» Учить детей рисовать с помощью кисти руки; закрашивать изображения, не выходя за контур; делать необходимые дополнения. Развивать фантазию, самостоятельность. Воспитывать творческую личность. 8. «Семь цветов радуги» Познакомить детей с семью цветами радуги( для запоминания последовательности цветов можно использовать фразу: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан») . Учить рисовать радугу, используя разные материалы. Развивать и воспитывать цветовосприятие. Ноябрь 9. « Ветка рябины» Формировать умения передавать в рисунке колорит осени. Учить рисовать ветку рябины разными способами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать творческую личность. 10. «Какие бывают деревья» Продолжать знакомить детей с пейзажем. Формировать умение замечать изменения, происходящие в природе. Учить рисовать пейзаж, различные деревья. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 11. «Что созрело в огороде» Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать фрукты и овощи разными материалами, красиво располагать их на листе бумаги. Формировать навыки закрашивать, не выходя за контур изображения. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 12. «Медальон с солнышком» Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством, с символами солнца. Развивать способность придумывать декоративное украшение, используя знакомые элементы. Воспитывать и развивать чувство ритма. Декабрь 13. «Тёплый – холодный» Знакомит детей с контрастными цветами. Продолжать учить детей смешивать краски, добиваясь нужного оттенка. Учить рисовать дворцы для Снежной королевы и Солнышка, используя тёплые и холодные цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать творческую личность. 14. «Готовимся к новогоднему празднику» Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма, с праздничным головным убором. Расширять знания о русской народной культуре. Формировать нравственные качества. Учить вырезать и украшать гуашевыми красками и цветной фольгой головной убор – кокошник для девочек и корону для мальчиков. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 15. «Украшения для ёлки» Знакомить детей с Дмитровской новогодней игрушкой. Учить делать новогодние игрушки из бумаги своими руками, украшать их. Развивать фантазию и творческие способности. Воспитывать творческую личность 16. «Украшаем сумку для новогоднего подарка» Продолжать знакомить детей с обычаями празднования Нового года на Руси. Пробудить желание отражать в рисунках свои впечатления. Развивать и воспитывать эстетический вкус. Январь 17. «Богородская игрушка» Продолжать знакомить детей с Богородской игрушкой. Показать особенности художественной резьбы по дереву Богородских мастеров. Учить передавать несложный сюжет в рисунке. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к народным промыслам. 18. « Птица счастья» Продолжать знакомить с изделиями народных мастеров, выполненных из щепы. Формировать умение вырезать из бумаги птицу, украшать крылья декоративными элементами. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 19. «Прялки» Расширять представления детей о народном декоративно – прикладном искусстве русского Севера. Познакомить с техникой рисования бегунка. Учить подбирать для росписи нужные цвета. Развивать и воспитывать эстетический вкус. Февраль 20. «Дымковские узоры» Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой. Расширять представление о народной игрушке. Учить рисовать дымковские элементы росписи. Формировать эстетическое отношение к предметам. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. 21. « На Ярмарке Свистунье» Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками. Учить детей создавать коллективную композицию. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 22. « Матрёшечки » Познакомить с историей русской деревянной игрушкой матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Познакомить детей с сергиево – посадской матрёшкой, особенностями её росписи. Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. Развивать чувство ритма и цветовое восприятие. Воспитывать уважительное отношение к народным промыслам. 23. «Узор на платке» Расширять представление о павлопасадских платках. Формировать умение смешивать краски. Учить составлять узоры для оформления платка. Развивать интерес к искусству оформления павлопасадских платков. Воспитывать уважение к труду работников платочной фабрики. Март 24. «Декоративная шкатулка»( для мамы) Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством Федоскино. Формировать умение украшать картонную коробку. Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. 25. «Филимоновские свистульки» Знакомить детей с творчеством Филимоновских мастеров. Расширять представление детей о народной игрушке. Закреплять умение составлять узор. Развивать и воспитывать аккуратность в выполнении работы. 26. «Филимоновские барышни» Закреплять знания детей о творчестве Филимоновских мастеров. Учить выполнять простейшие элементы – полоски, елочки, цветы. Закреплять умение составлять узоры. Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважение к народным промыслам. 27. «Чудо – хохлома» Познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством хохломы. Упражнять в рисовании плавных тонких линий концом кисти. З акрепить умение чередовать ягоды и листья на полосе бумаги золотистого цвета. Апрель 28. «Украсим хохломским узором вазу» Продолжать знакомить детей с хохломским декоративно – прикладным искусством. Совершенствовать умение создавать хохломской узор на полосе бумаги. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 29. « Подарок для мамы» Познакомить детей с городецкой росписью. Учить рисовать гирлянды цветов. Продолжать формировать умение работать концом кисти. Закрепить умение составлять оттенки цветов, смешивая их с белилами, составлять голубой и розовый разбелы. Пробудить желание делать для мамы подарок своими руками. Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважительное отношение к родителям. 30. «Космос» Познакомить детей с праздником Днем космонавтики. Рассказать о первом полёт человека в космос. Учить рисовать акварельными красками картинки о космосе и космонавтах. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать уважение к труду людей. 31. «Голубая гжель» Расширять знания детей о гжели. Учить выделять некоторые особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус. Развивать и воспитывать цветовосприятие. Май 32. «Люблю берёзку русскую» Научить рисовать берёзу. Упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. 33. «Бабенская деревянная игрушка» Формировать эстетическое отношение к декоративно – прикладному искусству. Рассказать о происхождении бабенской деревянной игрушки. Учить расписывать деревянную игрушку. Развивать и воспитывать наблюдательность. 34. «Роспись яиц» Продолжать знакомить детей с об ычаями и традициями русского народа. Формировать нравственные качества. Учить расписывать бумажные силуэты яиц. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к Родине. 35. «Ваза для цветов» Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить украшать вазу цветами. Развивать и воспитывать наблюдательность. 36. «Пусть всегда будет мир! » Продолжать знакомить детей с земляками – героями Великой Отечественной войны. Учить изображать свои впечатления в рисунке. Развивать и воспитывать нравственные качества. Содержание учебно – тематического план а 2 года обучения Подготовительная к школе группа( 6- 7 лет) Таблица 4 № п/ п Название занятия Программное Содержание Сентябрь 1. «День знаний» Продолжать знакомить етей с особенностями работы студии изобразительного искусства. Закреплять правила работы в студии. Учить организовывать своё рабочее место. Расширять знания о разнообразных мате р иалах. Знакомить с экспозицией музея «Русская изба»: печкой, сундуком; формировать у детей эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать и воспитывать творческую личность 2. «Весёлый зоопарк» Обучить детей приёмам графической техники. Учить изображать фигурки животных с помощью спиралей, каракулей, штрихов. Развивать абстрактное мышление, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус. 3. «Нарисуй узор на круге» Закреплять умение составлять узор в круге. Обращать внимание детей на положение кисточки при работе: кисть рисует всем ворсом – линия получается широкая, если кисточка рисует кончиком, хвостик кисточки смотрит вверх, линия получается тонкой. Учить рисовать печаткой, тычком, формировать умение рисовать гуашевыми красками. Закреплять умение составлять узор. Развивать и воспитывать творческую личность. 4. «Коврик из осенних листьев» Продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками способом отпечатывания листа на бумагу. Учить составлять декоративный узор из листьев. Развивать и воспитывать творческую личность. Октябрь 5. «Пейзаж. Осень в большом городе» Учить детей замечать осенние изменения, произошедшие в природе. Познакомить одним из видов изобразительного искусства – пейзажем. Закрепить умение рисовать пейзаж. Развивать наблюдательность. Воспитывать творческую личность. 6. «Волшебные превращения» Учить детей отпечатанный на листе бумаги контур ладони превращать в изображение кроны дерева. Фигуры птиц и др. Развивать фантазию, самостоятельность. Воспитывать творческую личность. 7. «Гроздья рябины» Знакомить детей с характерными особенностями осени, с изменениями, происходящими в природе. Формировать умение замечать красоту осенней природы. Учить рисовать ветку рябины гуашевыми красками. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать эстетический вкус. 8. «Ягоды на тарелке» Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством хохломы, с её «золотой» оригинальной техникой исполнения. Учить детей рисовать ягоды на листе бумаги круглой формы. Развивать чувство ритма. Воспитывать уважение к народным промыслам. Ноябрь 9. «Что нам осень принесла» Учить детей наблюдать за осенними изменениями в природе. Расширять представления детей о натюрморте. Учить детей создавать композицию из муляжей( фрукты, овощи) , красиво располагая их тарелке. Формировать умение закрашивать, не выходя за контур изображения. Развивать эстетический вкус. Воспитывать творческую личность. 10. «Жостовский букет» Расширять представления детей о народно – прикладном искусстве. Познакомить с промыслом Подмосковья – Жостово. Совершенствовать умения и навыки декоративного рисования. Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. 11. «Наши любимые животные» Продолжать знакомить детей с творчеством Е. Чарушина. Учить детей рисовать фигуру животного графическим способом. Учить наносить штрихи разной интенсивности. Развиват наблюдательность. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. 12. «Коты» Продолжать учить рисовать фигуру животного, осваивать технику рисования по мокрой бумаге, вливая одну краску в другую. Развивать самостоятельность, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Декабрь 13. «Пейзаж с облаками» Познакомить детей с творчеством художника И. Билибина. Продолжать учить детей смешивать краски, добиваясь нужного оттенка. Учить рисовать пейзаж с низкой линией горизонта. Учить высветлять пятна на бумаге, покрытой краской. Развивать технические умения и навыки. Воспитывать эстетическую личность. 14. «Цветы» Учить детей новой технике рисования с помощью трафарета. Учить украшать цветы с помощью поролоновой губки. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность. 15. «Новогодние игрушки» Расширять знания детей о гжельском художественном промысле. Закреплять навыки рисования гжельского мазка на игрушке из папье- маше. Приобщать детей к русской народной культуре. Продолжать развивать и воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. 16. «Терем Деда Мороза» Продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Рассмотреть деревянное строение, познакомить со значением слов «сруб», «фронтон», «охлубень», «полотенце». Учить рисовать терем для любимого сказочного героя. Развивать эстетический вкус. Воспитывать отзывчивость. Январь 17. «Новогодняя маска» Познакомить детей с обычаями и традициями празднования Нового года на Руси. Показать как различные явления природы находят отражение в произведениях народного творчества. Пробудить желание отражать в рисунках свои впечатления. Развивать наблюдательность. Воспитывать творческую личность. 18. «Русская матрёшка» Познакомить детей с истор ией русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Продолжать знакомить с Сергиево – посадской матрёшкой. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии деревянной матрёшки. 19. «Что за чудо эти сказки! » Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Рассмотреть иллюстрации художников к произведениям фольклора. Учить передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя. Закреплять технические умения и навыки работы кистью. Развивать образное мышление. Воспитывать интерес к народному творчеству. 20. «Сказки Федоскина» Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством Федоскина. Учить конструировать из картона коробочку. Учить украшать коробочку из картона. Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Февраль 21. «Филимоновская свистулька» Расширять представления детей о творчестве Филимоновских мастеров познакомить с народной игрушкой. Закрепить умение составлять Филимоновский узор. Развивать и воспитывать аккуратность при выполнении работы. 22. «Защитники отечества» Рассмотреть репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри», рассказать об одежде русских богатырей, рассказать о назначении кольчуги, шлема. Учить рисовать богатыря в доспехах, украшать его одежду декоративными элементами. 23. «Весна, весна, поди сюда! » Познакомить детей с традицией встречи весны на Руси. Рассказать об особенностях народных песен, закличек. Учить инсценировать содержание песен. Формировать умение передавать эмоционально – образное содержание народной музыки, умение передавать отношение к музыке в рисунке. Развивать эмоциональное отношение к произведению искусства. Воспитывать уважение и любовь к родине. 24. «Вышивка» Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Учить находить на изделиях вышивкиразличные символы: дерево жизни, землю, птицу, коня, солнце. Развивать образное мышление. Воспитывать гордость за мастерство русского народа. Март 25. «Подарок для мамы» Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, показать особенности рисования городецкой гирлянды. Продолжать формировать умение работать концом кисти. Закреплять умение составлять оттенки цветов с помощью белил, соствлять голубой и розовый разбелы. Пробудить желание сделать подарок маме своими руками. Развивать аккуратность. Воспитывать уважение к женщинам. 26. «Рамка для фотографии» Учить детей изготавливать рамку для фотогрфии. Выр езать рамку из картона и украш ать её декоративными элементами. Дать представления о стилизованных формах народной росписи. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 27. «На липовой доске цветы небывалой красоты» Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки. Продолжать учить смешивать краски. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. 28. «Птица счастья» Знакомить детей с образом птицы в русском народно декоративно – прикладном искусстве( городецком, гжельском, хохломском) . Продолжать совершенствовать умения Апрель 29. «Танцующий медведь» Продолжать знакомить детей с богородской игрушкой. Рассказа ть об особенностях художественно й резьбы по дереву. Учить передавать несложный сюжет в рисунке. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к народному промыслу. 30. «Бабенские бирюльки Познакомить детей с бабенскими игрушками. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. Учить детей раскрашивать деревянные игрушки. Развивать и воспитывать эстетический вкус. 31. «На пыльных тропинках далёких планет» Познакомить детей с праздником – Днём космонавтики. Рассказать о первом полёте человека в космос. Учить рисовать акварельными красками картинку о космосе и космонавтах. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать уважение к людям данной професии. 32. «Писанки» Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Учить расписывать объёмную форму- деревянные яйца. Развивать и воспитывать творческую личность. Май 33. «Мой прадедушка герой» Продолжать знакомить детей с героями В еликой Отечественной войны. Фор м и рова т ь умение отражать свои впечатления от встречи с ветеранами в рисунке. Развивать и воспитывать уважительное отношение к участникам ВОВ. 34. «Фантазии на бумаге» Учить детей технике рисования – монотипии. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать эстетический вкус. 35. «Весна красна» Учить детей замечать изменения, происходящие в природе весной. Учить рисовать ветку сирени, накладывая одну краску на другую. Развивать любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства. 36. «Одуванчики в траве» Учить детей замечать красоту весенней природы. Учить рисовать одуванчики набрызгом. Развивать фантазию. Воспитывать творческую личность. Планируемые результаты Старшая группа: узнают и называют знакомые виды народного декоративного – прикладного искусства; составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования; самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях. Подготовительная группа различают и называют виды народного декоративно – прикладного искусства; умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка; выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассметричный узоры композиции; расписывают изделие в соответствии с народной росписью; применяют вработе полученные знания, умения и навыки; используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования. Комплекс организационно – педагогических условий 2. 1. Условия реализации Программы Программа предполагает работу с детьми в изостудии в форме НОД, совместной работы детей с педагогом, а так же самостоятельной творческой деятельности. Для успешной творческой деятельности детей в изостудии необходимы чередование разных видов НОД с использованием дидактических игр, игровых моментов, наблюдений, графических и живописных упражнений, а также применение технических средств обучения. Руководство деятельностью детей со стороны педагога не носит обучающего характера. Основная задача – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Условиями реализации Программы является: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка. необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения. Программа знакомства ребёнка с декоративно – прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии развити детей, доступности материала, его повторяемости, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. Структура проведения занятия: п одбор художественных материалов; беседа, диалог; проблемгая ситуауия; демонстрация; физминутка; практическая работа; анализ; рефлексия. Формы аттес тации Формой аттестации являются итоговые( диагностические) занятия, которые проводятся в виде игр в начале и конце года. 2. 3 Оценочный материал( таблица №5) Критерии сформированности знаний детей о народном декоративно – прикладном искусстве: Знания о народном декоративно – прикладном искусстве; Знания о характерных особенностях народных промыслов Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы; Умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью; Умение лепить игрушку из солёного теста; Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла Уровни усвоения программы Высокий уровень( 15 баллов) - Ребёнок проявляет устойчивый интерес к народному декоративно – прикладному искусству, правильно называет виды народного декоративно – прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла. В рисовании передает реальную окраску предмета. Используя цвет как средство выразительности. Умеет смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. Имеет навык работы с кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. В процессе декоративного рисования пользуются приёмами народной росписи. Выполняет узор из геометрических форм и декоративных элеентов в полосе, квадрате, круге. Умеет амостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами. В тематических рисунках достаточно чётко передаёт пространственные отношения, движения изображаемых предметов и смысловую связь сюжета. Самомтоятельно использует полученные знания и навыки, совершенствуя изображения. Обогащает предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства. Стремится к оригинальному ешению, интересной деталировке изображений предметов и явлений. Эмоционально относится к процессу создания изображения. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей. Средний уровень( 6 – 14 баллов) – ребёнок проявляет интерес к народному декоративно – прикладному искуству, ребёнок знает, но не всегда прави льно называет виды народного декоративно – прикладного искусства. В основном знает характерные особенности того или иного промысла. В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности. Не всегда самостоятельно может смешать краски на палитре для получения нужного оттенка. В декоративном рисовании использует яркие тона, которые сооответствуют народному характеру росписи. Закрашивает предмет в пределах контура, штрихи и мазки располагает в разных направлениях. Владеет навыками работы различными изобразительными средствами и материалами. В процессе декоративного рисования владеет основными приёмами народной росписи. Умеет составлять простейшие орнаменты и узоры из растительных и геометрических форм. В тематических рисунках в основном правильно передаёт пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета. В реализации замысла проявляет самостотельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение оттрезультата своей деятельности. Использует средства выразительности и полученные ранее умения и навыки для создания сюжетной композиции. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей. Уровень ниже среднего( 5 баллов) – ребёнок проявляет слабый интерес к народному декоративно- прикладному искусству, не знает многие виды народного декоративно – прикладного искуства. Затрудняется в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знает названия цветов, но невсегда правильно использует их для раскрашивания. Затрудняется в смешивании красок для получения нового оттенка. В декоративном рисовании не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приёмами народной росписи. Закрашивает предмет хаотично, выходя за его контур. Не умеет правильно работать художественными материалами. Затрудняется в составлении растительных и геометрических узоров на полосе, круге, квадрате. Не соблюдает ритмическое и композиционное построение орнамента. Может самостоятельно придумать с южет, но изображает его схематично не соблюдая композиционное расположение на листе бумаги. Не может передать в рисунке простейшие движения объектов. При реализации замысла творчество проявляет при активном вмешательстве педагога. В процессе работы часто обращается за помощью к педагогу. Методические материалы Интерактивная доска. Ноутбук. Детская интерактивная студия. Бумага разного цвета и формата. Клей ПВА и клей- карандаш. Кисти разных размеров и форм( щетинистые, круглые, флейцы, тычки) . Подручный материал( ватные палочки, поролон, зубные щетки, трубочки для коктейля и т. д. ) . Различные художественные материалы( мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, пастель, акриловые краски и т. д. ) . Обеспеченность методическими материалами В. В. Ячменев Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми. – М. : Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 184 с. М. М. Евдокимова Волшебные краски. – М. : Школьная пресса, 2001. - 16 с. О. А. Никологорская Игры с красками и бумагой. – М. : Школьная пресса, 2003. – 48 с. Л. Б. Дорягина Радуга- дуга. Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2005. - 32 с. О. М. Сахарова Я учусь рисовать. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2005. - 32 с. Е. Г. Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. - М. : Айрис- пресс, 2005. – 176 с. О. Соловьева Необыкновенное рисование. – М. : мозаика- синтез, 2005. – 24 с. Н. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина И учеба, и игра. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с. И. Д. Агеева Занимательные материалы по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 160 с. И. М. Петров Объемная аппликация. – СПб. : «детство- пресс», 2004. – 48 с. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 64 с. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2002, - 192 с. М. М. Безруких Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М. : Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2001. – 224 с. Л. В. Филиппова Сказка как источник творчества детей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М. : ТЦ Сфера, 2004, - 128 с. А. И. Савенков Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 220 с. Джоан Фриман Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. ( Перевод с анг. – М. : ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ « Альвис » и АО «Столетие», 1995. – 240 с. ) Е. Е. Кравцова Разбуди в ребенке волшебника. - М. Просвещение: Учебная литература, 1996. – 196 с. Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика- синтез, 2006. – 192 с.