a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Давайте рисовать»

Автор: Констанкевич Лина Сергеевна Опубликовано: 2019-04-03 12:33:32

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») Программа для детей ОВЗ « Обучение изобразительному искусству дошкольников » «Давайте рисовать» Исполнитель: Педагог – организатор Л. С. Констанкевич Лабытнанги 2017 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Направленность образовательной программы художественно- эстетическая. Актуальность: В системе коррекционно- образовательной работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее. Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Иногда, не зная технических приемов, дети сами пытаются найти их. Чаще это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает изображаемый предмет, не позволяет видеть появляющиеся линии, происходящие в работе изменения. В результате форма предмета искажается, вызывая огорчение маленького художника. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное. В программах по изобразительному искусству предусматриваются традиционные художественные техники. Актуальность моей программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Изобразительное искусство играет важную роль в разностороннем развитии детей. В процессе изобразительной деятельности осуществляется не только их эстетическое воспитание, но и формируются художественно- изобразительные способности. Поскольку основу изобразительной деятельности составляет познание предметов и явлений окружающей действительности во всем их многообразии, у детей активно развивается восприятие, зрительная память, наглядное мышление, воображение. Определенное место при этом занимает развитие речи ребенка, которая направляет и организует эту деятельность. Эмоциональное переживание при познании и отражении наблюдаемого в разных видах изобразительного искусства является значимым фактором развития эмоционально- волевой сферы ребенка. В процессе рисования, у детей развивается мелкая моторика, налаживаются зрительно- двигательные взаимодействия. Успешно формируются также личностные свойства ребенка, такие качества, как настойчивость, умение планировать деятельность, доводить дело до конца, а также адекватно оценивать свои возможности. Новизна программы сос тоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения форм, цветовоспиятия, композиции, декоративных народных промыслов, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В работе используются нетрадиционные техники рисования и способы развития детского художественного творчества. Основными целями обучения и воспитания: эстетическое воспитание( развитие эстетического восприятия окружающей действительности, воспитание эстетических чувств и понимания; формирование художественно- изобразительных способностей детей( развитие зрительного восприятия, зрительно- двигательной памяти, наглядного мышления, воображения) ; обучение изобразительной грамоте в процессе изобразительной деятельности с учетом возрастных особенн остей и возможностей детей; коррекционное развити е в процессе обучения дошкольников с ограниченными возможностями изобразительной деятельности( развитие познавательных процессов, в том числе уделять особое внимания развитию словесной речи, а также мелкой моторики, эмоционально- волевой сферы деятельности, формирование положительных личностных качеств) . Учебный материал программы обучения в возрастных группах распределяется для повышения у детей интереса к изобразительной деятельности предлагается строить их обучение на использовании разнообразных художественных материалов и разных способов работы с ними. В рисунке применяют карандаши, фломастеры, уголь, цветные мелки( восковые, пастель) . В живописи дети овладевают способами работы красками( гуашью, акварелью) с помощью кисти или пальцами( «пальчиковая живопись») . Их обучают простейшим способам печати( при работе со штампом, «монотипии») . Р исунок и живопись предлагается осуществлять в творческих заданиях с натуры, по памяти, по представлению и на основе воображения. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1 Организация образовательной деятельности. В  содержание обучения  включены задачи развития у детей всех возрастных групп интереса к окружающей среде, умений рассматривать предметы и явления окружающей действительности. Важной задачей обучения является формирование у детей образов предметов и явлений природы( представлений, пригодных для изображения) . Темы заданий в разделах по видам изобразительной деятельности определены поквартально, в трех временных рамках( осенние месяцы, включающие некоторые задания в темах лета; зимние и весенние месяцы) . В тематическом плане в связи с временными рамками систематизации, в первую очередь, выделяют, например, задания, связанные с состояниями и явлениями природы в определенное время года( наблюдения признаков осени, зимы и др. и их отражение в рисунке, например, изображение дождика, таяния снега и др. ) . С этими заданиями тесно связаны темы наблюдений объектов растительного и животного мира в разное время года и их изображение в разных видах изобразительной деятельности. В структуре этого тематического плана имеются также задания, направленные на формирование образов сложных объектов, которые часто присутствуют в сюжетных работах. Это образы человека, дерева, животных, дома, разных видов транспорта. В тематическом плане имеются также задания, связанные с обучением детей приемам рассматривания и изображения в лепке, аппликации и рисунке предметов ближайшего окружения( игрушки, посуда, мебель и др. ) . Важное место в программе занимают задания, связанные с отражением в разных видах деятельности жизненных или сказочных ситуаций( например, «Мальчик держит шарик», «Курочка и золотое яичко») , а также изображением целых сюжетов бытового или сказочного содержания. К выполнению таких заданий детей постепенно подготавливают, формируя у них подробные представления об объектах, из которых составляется ситуация или сюжет, и способах их изображения. На протяжении всех лет обучения постепенно формируются и уточняются способы изображения человека, дерева, дома в лепке, аппликации и рисунке. Например, в подготовительной группе для детей доступна тема «Дети сажают деревья около дома» в лепке( низкий рельеф) , в аппликации и рисунке( карандаш, гуашь, акварель) . Как направления работы в тематическом плане выделены: «декоративное изображение» и «народное декоративно- прикладное творчество», а также «праздники»( в разное время года) . Тематика заданий определена для каждой возрастной гру ппы. Основополагающим принципом структурирования программы и содержания материала  является повторение по разным ее разделам и постепенное усложнение в соответствии с возрастом детей. Это технические приемы работы с художественными матер иалами( красками, карандашами, пальчиковыми красками, фломастерами и пр. ) ; спо собы изображения в изобразительной деятельности, приемы развития восприятия, наглядного мышления, речи и др. Реализация содержания программы обучения при более широком использовании разных видов изобразительной деятельности, тематики разной меры сложности, поставленных задач развития художественно- изобразительных способностей и коррекционной направленности обучения возможна при использовании, наряду с традиционными, специальных форм, приемов и методов работы, в том числе применении разграниченных по возрастам мер помощи при обучении детей. Формы работы при обучении В обучении используются индивидуальная, коллективная и индивидуально- коллективные формы работы. При  индивидуальной форме  работы каждый из дет ей сам или с помощью педагога выполняет свое задание. Коллективная форма  работы предполагает создание одного изображения, одной композиции в том или ином виде изобразительной деятельности при участии всех детей или в работе парами. Начиная со средней группы, контроль воспитателя в работе над отражением формы и цвета предмета, над композицией при коллективном изображении уменьшается. Детям предоставляется большая свобода, выбор в решении изобразительной задачи. С этой целью воспитатель создает для детей проблемную ситуацию. ( Куда приклеить? Где нарисовать? Какой краской раскрасить, какой цвет выбрать? ) В старшей и подготовительной группе коллективная работа выполняется детьми после предварительной установки в беседе: «что делать», «как делать» и при какой расстановке ролей детей выполнять общее задание. При  индивидуально- коллективной  форме работы каждый ребенок выполняет свое задание на общую тему. Приемы и методы обучения: Важнейшим условием формирования образов предметов и явлений действительности является  работа с натуры.  Натурой может быть предмет или явление природы. С помощью воспитателя дети анализируют натуру. При натуре может быть образец ее исполнения, который заранее готовит воспитатель. Образец должен быть выполнен грамотно, выразительно, отвечать эстетическим требованиям, поскольку он служит моделью, подобию которой следуют дети при выполнении задания. Образец выполнения вывешивается рядом с натурой, сопоставляется с нею, таким образом воспитатель учит детей сравнивать натуру и ее исполнение в лепке, аппликации и рисунке. Благодаря работе с натурой, развитию у детей умений ее анализиро вать, у детей формируются образы предметов, явлений природы, реальной действительности. Задача развития представлений, их совершенствования от самого младшего возраста к старшему усложняется постепенно. Формируются образы( представления) объектов, пригодные для изображения( подробные,  т.  е. детализированные,   точные  в отношении пространственных связей между признаками и  отчетливые) . Наряду с этим формируются и способы изображения этих объектов( «двигательные образы», соответствующие определенному виду художественной или конструктивной деятельности, например, «графические образы») . Такие образы составляют основу для деятельности воображения. Параллельно ведется работа над формированием механизмов деятельности воображения. Сравнение как метод обучения  используется разнопланово. Для сопоставления в заданиях воспитатель использует: специально подобранные объекты, имеющие различия по форме, цвету, величине, расположению в пространстве целого объекта или его частей( например, фигура человека, животного в статике и динамике) ; предметы и формы геометрических эталонов или их сочетаний; правильные и ошибочные изображения предметов. Благодаря применению этого метода в обучении у ребенка формируется представление о том, что предмет обладает многими важными характерными признаками, по которым он может быть сходен с другими предметами или отличаться от них; что при изображении предмета с натуры его нужно рисовать как можно точнее, достигая сходства. Наряду с этим ребенок учится анализировать свой рисунок и искать в нем недостаток( ошибку) , который нарушает сходство с натурой. Сочетание разных видов изобразительной деятельности в определенной последовательности.  Этот метод работы используется при формировании у детей образов сложных объектов, отличающихся сильно расчлененной формой и сложной конструкцией( строением) . Прежде всего это касается образов человека, дерева, дома, животных, являющихся главными объектами сюжетного изображения, стимулирующими его развитие. Виды работы выстраиваются таким образом, чтобы сначала сформировать у детей представление о предмете, затем усовершенствовать его и далее формировать представление о способе изображения этого предмета. Последовательность видов изобразительной деятельности, а также использование действий с предметами таковы: • работа с разъемными игрушками; • составление аппликации из готовых частей; • лепка из пластилина( объемное или рельефное изображение: низкий рельеф, барельеф, горельеф) ; • рисование с натуры вылепленных изображений; • рисование по памяти, по представлению, на тему на основе деятельности воображения.  Совмещение в задании разных видов изобразительной деятельности  ( аппликация с дорисовыванием изображения, лепка с дорисоввыванием и т.  п. ) . Этот прием продуктивен в обучении дошкольников изобразительному искусству. При его использовании с учетом возможностей детей, их уровня развития изобразительной деятельности, можно делать выразительные, художественные работы. Развитие речи детей на занятиях изобразительным искусством.  В структуре содержания программы выделен речевой материал( примерный перечень слов, словосочетаний, терминов и типовых фраз) , который разработан и ограничен рамками ее учебных задач. Объем речевого материала, его сложность определяются возрастными возможностями дошкольников( этапом и уровнем развития их ре чи) . В процессе занятий дети овладевают названиями художественных материалов и принадлежностей, изобразительными действиями( рисую, дорисовываю и т. д. ) при разных видах изобразительной деятельности. Перед детьми ставится задача на запоминание названий изображаемых предметов и явлений природы, их признаков, действий объектов в тематических работах( мальчик лепит снежную бабу; миш ка живет в берлоге) . Педагог заучивает с детьми словесный материал при объяснении задания, актуализирует его в процессе работы детей и в конце занятия, когда все работы выставляются на доске и рассматриваются на этой мини- выставке. Важной задачей является научить детей планировать свою деят ельность. Этому помогают мнемотаблицы, в которых детя м предлагают условно изобразить последовательность изобразительных действ ий в рисунке. Например: «Сначала я нарисовал дом. Потом слева нарисовал березу, а справа – елку. Перед домом нарисовал забор. Потом красками я раскрасил рисунок». Рекомендуется проведение  специальной работы над развитием речи у стендов «Выставка детских работ»,  которые организуют в возрастных группах. На таких выставках представлены детские работы за учебный сезон( осень – зима – весна) . Детям старшей и подготовительной групп задают вопросы: «Покажи, где здесь аппликация( лепка, рисунок) . Что здесь нарисовано( что на рисунке? ) . Отдельно воспитатель проводит работу над содержанием слова «изображать( изображено) ». Задает вопрос «Что здесь изображено? » С помощью вопросов разграничивают работы «пейзаж», «портрет», «натюрморт» в подготовительной группе. Проводится устное описание изображенного( «Расскажи, что здесь нарисовано») . В младшей и средней группе у детей проверяется знание названий форм и цветов, название художественных принадлежностей и материалов( из чего вылеплено, чем нарисовано и т.  п. ) , а также изображенного объекта. Детей можно также спросить «Кто это сделал( нарисовал, слепил) »? Виды помощи при обучении детей При обучении детей изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом используется  разграниченный объем помощи.  Целью использования определенного дозирования педагогической помощи является стремление ускорить процесс формирования у детей более точных представлений об объектах и способах их изображения. Так, начиная уже с ясельной группы, увеличивается активность детей и они не только наблюдают действия воспитателя, но и сами участвуют в изобразительной деятельности. В младшей группе допускается совместность изображения, которая выражается больше в поэтапности изображения после подробного рассматривания предмета или явления, но наряду с этим еще может быть использована контактная помощь при изображении. В средней группе –  поэтапное изображение по подражанию,  после проведенного подробного наблюдения, с использованием в большей мере словесной помощи воспитателя и в индивидуальных случаях – совместное изображение, при конкретной словесной или практической помощи воспитателя. В старшей и подготовительной группах – все более самостоятельная работа детей. Это  преобладание изображения по подражанию, в сложных заданиях – поэтапное изображение после наблюдения,  анализа натуры или явления, после демонстрации приема изображения; изображение по памяти и по представлению, на основе деятельности воображения. Использовани е приема совместных( педагог – ребенок) поэтапных изобразительных действий  в лепке, при рисовании важно на начальном этапе усвоения детьми технических навыков работы с разными художественными материалами. Наряду с этим использование поэтапности при показе способа изображения, при совместных изобр азительных действиях педагога и ребенка, способствует развитию у детей аналитического восприятия и умения сравнивать части и соединять их в единое целое, достигать в изображении относительного сходства с натурой, формировать двигательные( например, «графические» и др. ) образы предметов. Завершение работы( дорисовыван ие, завершение лепки) можно рассматривать как метод обучения и как вид помощи при обучении.  При этом дети получают для завершения уже выполненной наиболее сложную часть, фундаментальную часть изображения. ( Например, детям младшей или средней группы предлагается пририсовать к изображенному овалу, обозначающему голов у человека, волосы и части лица) . Этот способ работы позволяет на раннем этапе обучения развивать у детей умение изображать форму предмета, передавать его конструктивные особенности, пропорции, достигать относительного сходства с изображаемым предметом. В декоративном рисовании этот метод обучения используется для усвоения детьми способа ритмического построения узора, равновесия в декоративной композиции. Используя этот метод обучения, воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал для завершения работы. 1. 2 Психолого- педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Нарушения могут устраняться( полностью или частично) медицинскими и( или) психолого- педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Вариативность отклонений в развитии воспитанников отделения имеет широкий диапазон: от состояния умеренной умственной отсталости – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками, как в регуляционном компоненте психической деятельности( недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем) , так и в ее общенациональном компоненте( сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности) : У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием интереса к деятельности. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наглядно- действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно- образное и особенно словесно- логическое. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры примитивны, способы общения и сами игровые роли бедны. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений( планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) . Особенности развития дете й старшего дошкольного возраста( 5 – 7 лет) . Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, в частности лепка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия лепкой и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку подготовиться к школьному обучению. Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ребёнка. Коррекционная работа по рисованию строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо- речевого развития находятся дети. Дети старшего возраста проявляют интерес к лепке и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности. Эта деятельность наиболее доступна для детей. В процессе занятий формируются личностные качества ребёнка- усидчивость, целеустремлённость личности, желание как можно лучше исполнить свою работу. Лепка позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, а также формирует необходимые навыки самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовке руки ребёнка к письму. Работа с тестом заставляет ребёнка искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять тесто одной рукой трудно, тем более, если движений этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата- сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в системе занятий по формированию изобразительной деятельности занимает достойное место. Для создания мотиваций к занятиям по лепке предлагаются приёмы несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовить оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стекой, изделия в виде мозаики, цветы в виде длинных колбасок, свёрнутых спиралью и т. Д. Кроме того, занятия можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей. Перспективный план для детей 5 – 7 лет № п/ п Темы занятия Программное содержание Сентябрь 1. «Нарисуй, что хочешь, что умеешь рисовать» Учить детей соблюдать правила поведения и организовы вать рабочее место на занятии( где, что лежит, как называется) . Увидеть возможности детей в рисовании: стадию развития; умение держать правильно фломастер и совершать им изобразительные действия. Познакомить детей с графическими материалами и способами работы с ними 2. «Цветы», «Дорисуй картинку» Формировать у детей умение использовать в графической деятельности изобразительно – выразительные средства методом дорисовывания изображения по зрительным опорам. Учить проводить линии разной конфигурации, обводить формы по графическим опорам( обводить нарисованные штрихами контуры изображений) Закрепить умение правильно держать фломастер и действовать им. Объяснить значение слова «дорисовывать». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к рисованию. 3. «Нитки» Формировать умение использовать графические изобразительные средства( учить проводить прям ые вертикальные линии) . Закрепи ть умение правильно держать фломастер и совершать им изобразительные действия согласно заданию. Развивать речь детей, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам рисования. 4. «Платье. Материал для платья» Формировать умение использовать графические изобразительные средства( учить проводить прямые горизонтальные линии) . Закрепи ть умение правильно держать фломастер и совершать им изобразительные действия согласно заданию. Развивать речь детей, мелкую моторику рук. Развивать эмоции детей( учить, подражая педагогу, радоваться красиво выполненной работе) . Воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам рисования Октябрь 5. «Шарики» Учить детей приёму дорисовывания по графическим опорам: обводить контуры шариков( овалов и кругов) , раскрашивать шарики спиралевидной линией, не выходя за пределы изображения, рисовать наклонные линии, изображающие нити, которые удерживают шарики. Закрепить правильно держать фломастер и совершать им изобразительные действия согласно заданию. Развивать у детей умение находить радостн ое и положительное в окружающем мире. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогу. 6. «Дождь» Формировать умение использовать графические изобразительные средства( учить рисовать дождь наклонными штриховыми линиями, изображать облако спиралевидной замыкающейся линией) . Развивать речь детей, мелкую моторику рук. Развивать эмоции детей( учить, подражая педагогу, радоваться красиво выполненной работе) . Воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам рисования. 7. « Дерево. Куст» Формировать образ дерева. Учить детей изображать дерево и куст, используя линии разной толщины, протяжённости, направления. Закрепить умение правильно держать фломастер и соверш ать им изобразительные действия согласно заданию. Продолжать развивать речь и мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. 8. «Осень. Листья падают. Листопад» Формировать образы природы( осенний листопад, его красоту в природе) и способы их изображения разными художественными материалами. Развивать умение рисовать гуашевыми красками- способом примакивания, умение дорисовывать картинку. Учить правильно держать кисть. Формировать умение рисовать поэтапно, вслед за показом педагога, и затем самостоятельно. Развивать интерес к рисованию и воспитывать любовь к природе. Ноябрь 9. «Полотенце для куклы. Узор на полотенце» Формировать у детей представления о декоративном искусстве, его самобытной красоте, об узорах и способах их изображения разными художественными материалами. Развивать у детей способ изображения фломастером или гуашью линий прямых, сложной конфигурации( волнистой и зигзагом) умение ритмичного построения узора в полосе. Закреплять умение правильно держать фломастер или кисть и действовать ими для достижения правильного результата. Воспитывать желание сделать приятное окружающим. 10. «Вода. Волны синие и зелёные. Рыбка плавает». Формировать у детей образы природы( волны на воде, плавающая рыбка в воде) и способы их изображения разными художественными материалами. Учить детей рисовать поэтапно, вслед за показом педагога, затем самостоятельно. Закреплять умение держать кисть и действовать ею для достижения правильно результата. Развивать у детей способ изображения гуашью линий сложной волнистой конфигурации, умение дорисовывать картинку. Воспитывать умение видеть и замечать красоту в явлениях природы. 11. «Снежинки» Формировать образ зимы снегопада. Продолжать формировать понимание слов и словосочетаний, стимулировать их запоминание: «рисунок», «рисовать сразу кистью»; «рисовать кончиком кисти», «рисовать белой гуашью », « снегопад», «снежинки падают, снегопад». Закрепить приёмы рисования: рисование кистью( кончиком кисти) . Развивать художественный вкус. Воспитывать творческую личность. 12. «Зима. Снег идет» Формировать у детей умение использовать в живописи изобразительно- выразительные средства( точку, пятно) Пальчиковая живопись. Учить рисовать пальчиками и краской. Развивать речь детей, мелкую моторику рук. Развивать эмоции детей( учить, подражая педагогу, радоваться красиво выполненной работе) . Воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам рисования. Декабрь 13, 14 «Снеговик. Снег» Формировать образ Снеговика – снежной бабы, падающего снега, красоты зимней природы, зимний игр. Закреплять название материалов и принадлежностей при работе. Развивать приёмы работы гуашью кончиком кисти внутри силуэта( круга) и при изображении падающих снежинок( точки) . Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогу. 15. «Ёлка. Ёлки» Учить рисовать ель. Формировать образ ели. Развивать умения видеть красоту в природе. Закреплять и формировать новые приёмы рисования краской гуашь кистью. Развивать умения пользования материалами и принадлежностями живописи. 16. «Нарисуй картинку: Дом. Ель с ёлочными игрушками. Снежная баба. Идёт снег» Продолжать учить рисовать на заданную тему. Продолжать формировать у детей понимание слов и словосочетаний, стимулировать запоминание: «рисунок», «дорисовать по точкам», «Обведи рисунок» и т. д. Закрепить приёмы рисования. Развивать и воспитывать творческую личность. Январь 17. «Нарисуй, что хочешь» Учить детей соблюдать правила поведения и организовывать рабочее место на занятии( где, что лежит, как называется) . Увидеть возможности детей в рисовании: стадию развития; умение держать правильно фломастер и совершать им изобразительные действия. Познакомить детей с графическими материалами и способами работы с ними 18. «Собака» Рассмотреть образ собаки, особенности строения ее тела. Учить обводить силуэт собаки по точкам. Закрепить приёмы закрашивания. Развивать и воспитывать доброжелательное отношение к животным. 19. Дымковская игрушка «Лошадка» Познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой. Расширять представление о народной игрушке. Учить рисовать дымковские элементы росписи. Формировать эстетическое отношение к предметам. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. 20. «Русская матрёшка» Познакомить детей с историей русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии деревянной матрёшки. Февраль 21. «Дом. Дома. Улица» Дать представление о доме, этажности дома, улице, на которой стоят разные дома. Научить детей работать простым карандашом( рисовать не нажимая, проводя легкие линии) . Закрепить понимание слов и словосочетаний. Продолжать учить закрашивать штрихами в одном направлении. Развивать и воспитывать творческую личность. 22. «Посуда. Чашка и блюдце» Сформировать у детей представление о посуде, украшенной узором. При этом обращать внимание на особенности её формы и конструкции при наличии частей. Учить придумывать ритмичный узор( волнистые, точки, листочки, цветочки) . Развивать эстетический вкус. Воспитывать желание помочь окружающим. 23. «Фрукты. Овощи» Формирование представлений о фруктах и овощах. Форма и окраска фруктов и овощей. Учить рисовать овощи и фрукты кончиком кисти. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам рисования. 24. «Машины. Автобус, троллейбус, грузовик» Формировать образа машин и представления о способах изображения в рисунке. Развивать знания о транспорте. Воспитывать наблюдательность. Март 25. «Букет цветов в вазе» Рассмотреть цветы в вазе. Учить рисовать вазу и цветы, раскрашивать аккуратно разными способами. Развивать и воспитывать цветовосприятие. 26. «Закладка для книги» Рассмотреть разные виды узоров. Познакомить с образцами узоров народного декоративно – прикладного творчества. Учить рисовать узор на полоске, используя разные приёмы рисования. Развивать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к окружающим. 27. «Наступила весна. Ветка берёзы с серёжками» Закрепить знания детей о признаках весны. Продолжать формировать у детей понимание слов и словосочетаний, стимулировать их запоминание. Учить рисовать ветку берёзы красками. Развивать эстетический вкус. Воспитывать творческую личность. 28. «Солнышко» Формировать у детей умения применять в живописи изобразительно – выразительные средства( точку, пятно, линию) при использовании разных изобразительных средств и материалов. Формировать и закреплять умение рисовать пальцем. Развивать речь детей. Апрель 29. «Ручей. Вода» Учить детей применять в живописи изобразительно – выразительные средства. Продолжать учить рисовать волнистые линии кистью или ватной палочкой. Развивать и воспитывать любовь к природе 30. «Времена года» Учить рисовать любимое время года. Закрепить признаки времён года. Продолжать учить рисовать дерево. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь ку природе. 31. «Весна красна» Учить детей замечать изменения, происходящие в природе весной. Учить рисовать ветку сирени, накладывая одну краску на другую. Развивать любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства. 32. «Одуванчики в траве» Учить детей замечать красоту весенней природы. Учить рисовать одуванчики набрызгом. Развивать фантазию. Воспитывать творческую личность. Май 33. «Волшебные ладошки» Учить детей рисовать с помощью кисти руки; закрашивать изображения, не выходя за контур; делать необходимые дополнения. Развивать фантазию, самостоятельность. Воспитывать творческую личность. 34. «Нарисуй узор на круге» Закреплять умение составлять узор в круге. Обращать внимание детей на положение кисточки при работе: кисть рисует всем ворсом – линия получается широкая, если кисточка рисует кончиком, хвостик кисточки смотрит вверх, линия получается тонкой. Учить рисовать печаткой, тычком, формировать умение рисовать гуашевыми красками. Закреплять умение составлять узор. Развивать и воспитывать творческую личность. 35. «Фантазии на бумаге» Учить детей технике рисования – монотипии. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать эстетический вкус. 36. «Рисование штампами» Учить детей технике рисования – штампами. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать эстетический вкус. Список литературы Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические/ / Дошкольное воспитание. 2009. №10. 2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование/ / Дошкольная педагогика. 2011. №7( 72) . Андрианова Н. Я. , Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников/ / Дошкольная педагогика. 2009. №6( 65) . Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста/ / Дошкольная педагогика. 2005. №5( 26) . Сказки, обучающие рисованию. / / Дошкольная педагогика. 2008. №2( 43) Быкова О. А. , Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. / / Дошкольная педагогика. 2011. №5( 70) . Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду. / / Дошкольная педагогика. 2009. №1( 50) . Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Яр. , 1997. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Рисование с детьми дошкольного возраста/ под ред. Р. Г. Казаковой. - Москва, 2006. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа. - Москва. 2007. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

Оставить комментарий: