a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Тили – тили тесто»

Автор: Констанкевич Лина Сергеевна Опубликовано: 2019-04-03 12:34:05

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») Программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Тили – тили- тесто» Исполнитель: Педагог – организатор Л. С. Констанкевич Лабытнанги Пояснительная записка Направленность образовательной программы художественно- эстетическая. Актуальность: Актуальность программы определяет стратегия образовательной политики, сформулированная в Федеральном законе РФ «Об Образовании Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов в социуме, их личностного развития необходимо создать условия для самовыражения через художественно- творческую деятельность. Тестопластика один из видов декоративно- прикладного искусства, который способствует развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения, а также развивает способность к личному самоопределению и самореализации. Новизна программы. Новизна образовательной программы « Тестопластика » состоит в том, что программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются нарушения психофизического развития( дети с аутическим спектром РАС, дети ДЦП) . Занятия по программе предполагают не только обучение приемам лепки из теста, но и развитию художественно- творческих способностей. В процессе реализации программы ведется работа над созданием индивидуальных сюжетно- тематических композиций из солёного теста. Разнообразие творческой деятельности помогает детям с ОВЗ в творческой самореализации и является одним из этапов социализации детей. Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность с оздания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предвидя возможные трудности воспитанников при выполнении задания, педагог планирует оказание индивидуальной помощи, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения, повышения самостоятельности детей. Для достижения оптимального результата педагогом используются следующие современные педагогические технологии: Технология личностно – ориентированного обучения; Элементы технологии проблемного обучения; Элементы игровых технологий Принципы построение программы: Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей. Принцип практик ориентированности – обеспечивает направленность работы на решение коррекционных задач. Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное признание достижений детей. Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле. Принцип «Выращивания»- пошаговое развитие личности. Цель: Создание условий обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития посредством самовыражения в художественно- творческой деятельности. Задачи: Образовательные: Сформировать представление детей о тестоплатике, как одном из видов художественно- творческой деятельности. Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. Познакомить с технологией изготовления поделок из теста. Способствовать овладению основными методами и приёмами лепки из теста. Р азвивающие: Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание, усидчивость. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Развивать коммуникативные способности воспитанников. Способствовать развитию индивидуальной творческо- поисковой деятельности. Развивать способности к личному самоопределению и самореализации. В оспитательные: воспитывать художественно- эстетический в кус, трудолюбие, аккуратностью. Коррекционно- развивающие: Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику( формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) при работе над изделиями из соленого теста. Коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку, и раскрашивание изделий из соленого теста. Формировать у воспитанников навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Расширять активный словарь. Тренировать наглядно- образную память. Развивать мыслительную и творческую деятельность. Развивать целенаправленность в работе. Срок и условия реализации. Программа « Тестопластика » реализуется в течение одного учебного года и рассчитана на 36 часов( 1 академических час в неделю) . Режим занятий по программе – 1 раза в неделю. В реализации дополнительной развивающей программы участвуют воспитанники( 5- 7) . Занятие проводится индивидуально. Основу программы составляют теоретические, практические, комбинированные занятия. Обучение строится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и сост ояния здоровья воспитанников. Форма организации занятий – индивидуальн ая. Занятие строится н а основании заключения городской психолого- медико- педагогическая комиссии( ПМПК) , СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 от 4 июля 2014 г. N 41. Особенностью построения занятия является увеличение количества динамических пауз через каждые 5 минут занятия. При организации занятия учитываются ре комендации педагога – психолога, учителя – логопеда. Педагог–организатор помимо изготовления отдельных мелких частей композиции из теста включает выполнение более сложных частей разного размера. Учитель–логопед включает в свои занятия речевые инструкции по технике безопасности, разучивание стихов и чистоговорок по темам программы « Тестоплатика ». На занятиях тестопластикой используется метод проговаривания композиций с коррекцией памяти, мышления, речи. Прогнозируемые результаты освоения программы: Рост адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Рост личностного развития через самовыражение художественно- творческой деятельности. Активизация интереса к лепке. Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам тестопластики. Умение поддерживать эмоционально- устойчив ое поведение. Улучшение мелкой моторики рук. Овладение коммуникативными навыками. Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению. Воспитанники должны знать: основные приемы, используемые для лепки; технологический процесс изготовления поделок из соленого теста; Воспитанники должны уметь: соблюдать правила безопасного труда; переводить шаблоны на тесто; изготавливать и оформлять поделки; осуществлять декоративную работу при лепке изделия; самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста; Воспитанники приобретет навыки: наложение шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона; определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок; изготовления простой поделки по собственному эскизу. Перспективный план для детей 5 – 7 лет Особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, в частности лепка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия лепкой и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку подготовиться к школьному обучению. Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ребёнка. Коррекционная работа по лепке строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо- речевого развития находятся дети. Дети старшего возраста проявляют интерес к лепке и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности. Эта деятельность наиболее доступна для детей. В процессе занятий формируются личностные качества ребёнка- усидчивость, целеустремлённость личности, желание как можно лучше исполнить свою работу. Лепка позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, а также формирует необходимые навыки самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовке руки ребёнка к письму. Работа с тестом заставляет ребёнка искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять тесто одной рукой трудно, тем более, если движений этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата- сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в системе занятий по формированию изобразительной деятельности занимает достойное место. Для создания мотиваций к занятиям по лепке предлагаются приёмы несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовить оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стекой, изделия в виде мозаики, цветы в виде длинных колбасок, свёрнутых спиралью и т. Д. Кроме того, занятия можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей. № п/ п Тема занятия Программное содержание Сентябрь 1. Чудо – лепешки Познакомить с историей лепки из теста. Сообщение об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Изготовление изделия из соленого теста. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. 2. Мастерская художника Познакомить со всем необходимым, что может пригодиться при работе с тестом+ техника безопасности. Экспериментирование 3. Улитка, улитка, выпусти рога Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа( рога) 4. Улитка, улитка, выпусти рога Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки Октябрь 5. Гусеница Побуждать к творческой активности, самостоятельности в моделировании Гусеницы: характерных особенностей ее движения( изгиб) , настроения 6. Гусеница Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения. 7. Дружная семейка( совместная работа с педагогом) Закрепить навыки лепки шара( раскатывание круговыми движениями рук) ; объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно 8. Дружная семейка( совместная работа с педагогом) Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей Ноябрь 9. Уточка с утятами Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей; закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части( хвост утёнка) 10. Мышка- норушка Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму( нос мышки) 11. Кудрявые ежики Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки» 12. Черепаха Воспитывать бережное отношение к живым существам Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом, уметь применять имеющийся личный опыт Декабрь 13, 14 Новогодние игрушки Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из теста; развивать мышление, фантазию. Воспитывать аккуратность 15. Дед Мороз Совершенствовать приемы работы лепки из соленого теста. Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника 16. Снеговик/ Пингвин Продолжать знакомить со способом лепки в тестопластике, обогащать технические приёмы работы. Продолжать учить передавать форму и строение предметов Январь 17. У медведя во бору, грибы, ягоды беру Развивать у детей замысел, воображение. Учить лепить из целого куска теста разные по форме грибы. Добиваться сходства, выразительности. Воспитывать аккуратность 18. Фрукты Вызвать интерес к лепке фруктов. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали известных форм фруктов понятно для окружающих 19. Фрукты Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, приучать к умению доводить начатое дело до конца, к аккуратности 20. Декоративная тарелка Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами Февраль 21. Аквариумные рыбки Продолжать освоение лепки( рельефной) : создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать комбинаторские способности 22. Зайка – длинные уши Самостоятельный выбор способа лепки животного. Познакомить с использованием в лепке из солёного теста, для устранения деформации во время сушки, фольги 23. Зайка – длинные уши Самостоятельный выбор способа лепки животного. Познакомить с использованием в лепке из солёного теста, для устранения деформации во время сушки, фольги 24. Папин праздник Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины- к отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное, совершенствовать навыки работы с тестом. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук 25 Крокодил Продолжать учить детей мастерить поделки в технике лепки из соленого теста. Познакомить с одним из способов соединения деталей- склеиваем с помощью воды Март 26. Мамин праздник Продолжать учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Познакомить с использованием в лепке бросового материала( дисков, бусинок) 27. Веселый зоопарк Познакомить с особенностями сушки и соединения небольших вертикальных изделий. Использование в работе всех приемов изготовления и соединения деталей. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. 28. Рожицы на магнитах Познакомить с правилами выполнения сборных конструкций из соленого теста. Показ приёма соединения деталей из солёного теста. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. 29. Апрель 30. Жуки на цветочной клумбе Учить лепить жуков, передавая строение( туловище, голова, шесть ножек) . Закрепить способ лепки полусферы. Синхронизировать работу обеих рук. 31. Ушастые пирамидки для малышей Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного. Развивать чувство формы, величины 32. Корзинка Учить лепить корзинку конструктивным способом. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы 33. Яблонька Познакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. Май 34. Птичка на ветке Продолжать знакомить с разными приемами и способами в тестопластике; учить работать с дополнительным материалом( веткой) . Продолжать развивать мелкую моторику рук 35. Птичка на ветке( раскрашивание) Продолжать развивать самостоятельность. Развивать творческое воображение, фантазию. Умение использовать различные приемы в работе, которые учили на предыдущих занятиях. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 36. Лепка по замыслу Продолжать развивать самостоятельность. Развивать творческое воображение, фантазию. Умение использовать различные приемы в работе, которые учили на предыдущих занятиях. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Оставить комментарий: