Дополнительная общеразвивающая программа «Секреты экономики»
Документы для скачивания
Пояснительная записка Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Так программа « Секреты экономики » разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Данная программа базируется на учебно- методическом пособии А. А. Смоленцевой. Цель данной программы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: п ознакомить с элементарными экономическими понятиями с использованием методов ТРИЗ, через ТРИЗ- технологию; ф ормировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; у чить решать простейшие экономические задачи; р азвивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; с оздать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5- 7 лет; в оспитывать у детей умение понимать и ценить окружающий предметный мир( как результата труда людей) . Формы, методы и приёмы: Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно- ролевых, творческих, сюжетно- дидактических, настольно- печатных, дидактических игр с экономическим содержанием создание и решение проблемных ситуаций, противоречий ТРИЗ. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Прогнозируемые результаты. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий « труд- деньги », понимание факта купли- продажи. Срок реализации программы: 2 года Содержание: Теоретические подходы в экономическом воспитании дошкольников. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Сущность предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Ребёнок, познает азы экономики – в семье, именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств( отношение к воде, газу, нефти) , приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях. Раннее экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке( для каждого человека) и в консолидированном виде – для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности. Практическая часть Программа состоит из четырёх связанных между собой блоков: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Реклама двигатель торговли», «Копейка рубль бережёт», «Маленький экономист». Учебный план: название блока форма занятия количество занятий первый год обучения «Все профессии нужны, все профессии важны» подгрупповое 24 «Реклама – двигатель торговли» подгрупповое 12 второй год обучения «Копейка рубль бережёт» подгрупповое 18 «Маленький экономист» подгрупповое 18 Календарно- тематический план: месяц тема занятия количество часов сентябрь Что такое семья 1 Обязанности членов семьи 1 Доход семьи 1 Слова «Хочу» и «надо » 1 октябрь «ХОЧУ»- «НАДО»- ДЕЛАЮ ВЫБО Р 2 Откуда берутся товары и услуги? 1 Все профессии нужны, все профессии важны 1 ноябрь Профессии люде й 1 В гостях у семьи экономистов 1 Профессия- пекарь 1 Профессия продавец 1 декабрь Покупатели и продавцы 1 Почему цены разные 1 Игра «Магазин» 2 январь Наука экономика 1 Потребности людей 1 февраль Путешествие на необитаемый остров 1 Выбор 1 Народные промыслы»( ярмарка поделок) 1 Народные промыслы 1 «Обмен товаров, купля- продажа» 1 март Путешествие товаров 1 Путешествие товаров в разные страны 1 Проблемная ситуация « Как можно узнать о товаре? » 1 Игра «Угадай, какая профессия » Кто работает в рекламном агенстве? 2 апрель «Придумай сою рекламу» 1 «Реклама и товар» 1 Сюжетно – дидактическая игра «Реклама» 1 Сюжетно – ролевая игра «Рекламное агентство» 1 май «Роль рекламы в семье» 1 «Реклама – двигатель торговли» 1 Образовательный проект «Что такое реклама и зачем она нужна? » 2 второй год обучения сентябрь Что могут деньги и для чего они нужны? 1 «Банкир» 1 «Дом, в котором живут деньги 2 Сюжетно – дидактическая игра «Банк» 1 октябрь «Сбережения( накопления) » 2 «Сберегательный банк» 1 «Деньги и цена» 2 «Покупательная сила денежных знаков» 2 ноябрь «Денежная прибыль и долг» 1 «Монетный двор» 2 «Валюта» 2 «Бартер» 1 декабрь Игра – занятие «Лесной рынок» 1 Проблемная ситуация «Где купить мёд»» 1 Проблемная ситуация «Удачная покупка» 1 «Украсим ёлку» 1 январь «Аукцион» 1 «Ярмарка» 1 Игра «Детская лотерея» 1 Игровая ситуация «Путешествие по карте ЯНАО» 1 февраль «Сделаем красивые домики – упаковки» 1 «Построим дом» 1 «Дом Моды» 1 март «Реклама для Енота» 1 «Мастерская Самоделкина » 1 «Волшебные помощники» 1 «Рождение новых вещей» 1 а прель – май Придумай рекламу ярмарке «Новая жизнь – старым вещам» 1 Ярмарка «Новая жизнь- старым вещам» 1 Дидактические игры: «Кто что делает», «Маршруты товаров», «Товарный поезд» и т. д. 1 1. «Все профессии нужны, все профессии важны». Педагогические задачи: формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность « по интересам », проявление творчества и изобретательности. 2. « Реклама- двигатель торговли». Педагогические задачи: развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе; дать представление о рекламе, о ее назначении; учить детей п равильно воспринимать рекламу( « Не покупай все, что рекламируется, п режде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хва тит ли денег на ее приобретение») ; воспитывать разумные потребности. 3. «Копейка рубль бережет» Педагогические задачи: формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости; воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. «Маленький экономист» Педагогические задачи: у чить детей решать простейшие логические и арифметические задачи, задачи – шутки, экономического содержания; учить самостоятельно решать выход из проблемной ситуации; формировать экономическое сознание; развивать экономическое мышление; воспитывать уважение к труду. Условия реализации задач: программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно- трудового воспитания в детском саду; необходимо создание соответствующей предметно- развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки; внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью; У спешной реализации программы способствуют: чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов; создание зоны « эконо мического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Диагностический инструментарий Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: первый год обучения( декабрь, май) ; второй год обучения( сентябрь, декабрь, май) В проведении мониторинга участвует педагог. Основная задача мониторинга заключается в том чтобы определить степень освоения ребёнком программы по экономическому воспитанию. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в МДОУ по экономическому воспитанию. Диагностический лист первого года обучения( по двум блокам: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Реклама – двигатель торговли») : Фамилия, имя ребёнка Профессии Орудия труда Бюджет семьи Доход семьи Расход семьи Товар и цена Реклама Уровень развития Освоение программы: Высокий- Средний- Низкий- Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое доход, расход семьи. Не ориентируется в экономических понятиях. Отсутствует системное видение окружающего мира. Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи. С помощью педагога разбирается в экономических понятиях. Высокий – ребёнок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое расход, доход семьи. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал. Диагностический лист второго года обучения: «Копейка рубль бережет», «Маленький экономист» Фамилия, имя ребёнка Деньги Сбережения Цена Денежная прибыль Валюта Бартер Проблемные ситуации Сюжетно – дидактические игры Творческие игры Уровень развития Освоение программы: Высокий- Средний- Низкий- Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги, не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда. Отсутствует творческий потенциал. Не ориентируется в экономических понятиях. Отсутствует системное видение окружающего мира. Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью педагога как правильно потратить деньги, имеет представление, что деньги оплачивают результат труда. С помощью педагога разбирается в экономических понятиях. Пытается подойти к проблемной ситуации творчески. С помощью педагога решает простейшие экономические задачи. Высокий – ребёнок самостоятельно оперирует знаниями. Имеет чёткое представление. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал самостоятельно находит выход из трудной ситуации. С лёгкостью решает экономические задачи. Оперирует экономическими понятиями. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”( МАДОУ «РОМАШКА») Дополнительная общеразвивающая программа «Секреты экономики» педагог – организатор Констанкевич Л. С.