Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. 2017г.
Документы для скачивания
Занятие по опытно- экспериментальной деятельности для детей старшей группы. Цел ь: П ривлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деяте льности как экспериментирование. Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды, продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Р азвивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий. Оборудование и материалы: столы, заколки и бантики, одноразовые шапочки, 3 баночки водой, платочек, ведерко с водой, тазик с водой, резиновые игрушки и кубики, 2 мандарина, воздушные шарик и с сюрпризом, растительное масло, таблетки аспирина, краски, колонка со сп окойной музыкой. Предварительная работа: рассматривание объектов живой и неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, магнита, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом, магнитом. Ход НОД Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам гости пожаловали. ( Дети здороваются с воспитателями) . Интересно, зачем? Может поиграть? Воспитатель: Ребята, я кое- что придумала…( собираются в кружок, педагог предлагает детям превра титься во взрослых, а воспитателей гостей превратим в ребят) . Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть. Эмоциональный настрой: Вставайте вместе с нами в дружный круг, ( все встают в круг) справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток. А теперь на три, два, раз- повернемся в круг сейчас. Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось! Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что- то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие? Дети «взрослые»: Настоящие ученые! ( надевают на головы шапочки) . Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. А вы, слышали, кто там работает? Воспитатели «дети»: Там работают ученые. Воспитатель: Молодцы. Правильно. А, что же делают ученые в лаборатории? Не знаете? Давайте спросим ученых. Вадим Алексеевич, может, вы сообщите детям, что же делают ученые в лаборатории? В. А: Ученые проводят опыты, экспери менты. Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты? Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории. Ярослав Евгеньевич, для чего вы проводите опыты и эксперименты? Я. Е: опыты мы проводим, что бы узнать что- то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое. . . Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что- то интересное? - Да. Воспитатель: Только для начала вспомним правила безопасности: БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ • вставать с места. • т рогать оборудование и приборы. • засовывать что- либо в нос, рот, уши. Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте. Загадка: Чтобы лился дождик с неба, ч тоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли- ж ить нельзя нам без. . . ( Вода) Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе. Ребята, какая вода по цвету? –П розрачная. Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы. Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную? 1. Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной! Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской( красной, зеленой, синей) . В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем. . ( красная) . Ребята, я вижу, Катя так хочет попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи взрослы е поможет показать фокус еще раз с Катей? Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод? - Вода может растворять краску и изменять цвет. 2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам знакомы. С ейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положи те в тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева. Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из разного материала? Мария Сергеевна, пожалуйста. Вывод: Предметы из дерева не тонут, а в резиновых предметах есть дырочка, значит в них воздух. Воздух легче воды. Воспитатель: Молодцы и «взрослые- ученые» и ребятки, загадаю еще вам загадку: Оранжевого цвета он зимой и летом. Круглый, но не апельсин, очень сочный…( мандарин) . Восп итатель достает два мандар ина и предлагает провести интересный опыт с мандаринами: один очищенный, друг ой, с кожурой. Бросает их в банку с водой. - Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем это можно объяснить? ( Плавучесть зависит от воздуха, кот орого много в порах мандариновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды) . А теперь предлагаю всем вс т ат ь и немного поиграть. Игра" Бывает- не бывает" . Д ети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые отвечают, если «Бывает »- то делают хлоп ок в ладоши и говорят «да», если «не бывает »- то качают головой и говорят «нет ». •Воздух бывает теплый? ( Да) . • Воздух бывает чистый? ( да) . • Во здух бывает пушистый? ( Нет) . • Воздух б ывает легкий? ( да) . • Воздух бывает грязный? ( да) . • Во здух бывает сердитый? ( Нет) . . Воздух прозрачн ы й? ( да) Воспитатель: Молодцы и «взрослые- ученые» и ребята, все ответили правильно. А вы знаете ребята, воздух мы не видим, но его можно поймать. И сейчас наши специалисты лаборанты вас научат ловить воздух. Кто из вас, уважаемые лаборанты научит детей ловить воздух в пакет? Пожалуйста, Валерия Дмитри евна, проходите. Артем Романович, помогите, раздайте ребятам пакетики. 3. Опыт с воздухом №1. В. Д: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нѐм? Дети: Он пуст. В. Д: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял вс ѐ место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нѐм нет воздуха. Вывод: в оздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Уважаемые работники лаборатории, а как еще мощно поймать воздух? Ученые: Воздушным шариком. Детям предлагается посмотреть, как шарики надуваются воздухом. Опыт с воздухом №2 Воспитатель: Чем мы надуваем шарики? ( Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное- не перестараться. Шарики в лаборатории не простые, с сюрпризом. Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми … Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть чт о- ни будь интересное… Давайте снова встанем в круг. ( все встают в круг) Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых- воспитателей, а учены х- в ребят. А теперь на три, два, раз- повернемся в круг сейчас. Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые со своими шариками, можете пройти сюда. Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что- то новое и интересное? Дети: Да. Готовы. Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам понадобиться для опыта. Загадка: От него — здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. Дети: Молоко. Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться. Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко. Загадка: Рыбу мы на нем пожарим, Пожарим и котлетки. Что же это? Отгадали? Назовите детки. ( Растительное масло) 4. Опыт с водой, растительным маслом и красками Для этого нам потребуется: - пластиковая бутылка( или прозрачная ваза или колба, пустая банка тоже подойдет) - растительное масло- вода- пищевой краситель- таблетки аспирина В самом начале заполняем нашу бутылку( банку или вазу) на 2/ 3 растительным масло. Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого красителя. А теперь самое интересное, чтобы «ожи вить» нашу лавову ю лампу, мы кидаем таблетку аспирина и … Н аслаждаемся чудом! Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит? Дети: Очень интересно. Воспитатель: А какой можно сделать вывод из этого опыта? Что произошло с маслом, когда добавили воду в стакан? Дети: Масло поднялось вверх, а вода опустилась вниз. Воспитатель: значит масло легче, чем вода. Ребята, вам сегодня понравилось наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам, уважаемые воспитатели? Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.