a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевое развитие детей до 3-х лет.

Автор: Самойлова Лариса Аркадьевна Опубликовано: 2019-04-14 10:50:59

Документы для скачивания

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО 3- х ЛЕТ Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6- 8 слов, а понимать уже 30- 50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может». Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т. п. Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1, 5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что- то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все- таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития! Если вас что- то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют! Специалист посоветует помочь малышу в постановке звуков. Необходимо делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени( не более 5 минут в день) , но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов. Пример таких   упражнений  в игровой форме. Сказка о веселом язычке Жил- был Веселый Язычок( улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше) . Утром рано он вставал, делал зарядку( коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка) , чистил зубы( проведите язычком вправо- влево по верхним и нижним зубам) , причесывался( зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад) . Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке( удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти) . Потом садился на лошадку( цокайте, с силой прижимая язык к небу) , ехал в гости к друзьям. Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так( с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы: « тпр- ру ») . Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу. Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов». На это могут быть 2 основные причины. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей его психологической обстановки. Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно( иначе же он не получит то, о чем просит) . Улучшение психологического климата поможет в решении второй проблемы. И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда- либо сам слышал. Так что, уважаемые, следите за  речью!    

Оставить комментарий: