Педагогическое сопровождение воспитанников дошкольного учреждения с различными образовательными потребностями.
Педагогическое сопровождение воспитанников дошкольного учреждения с различными образовательными потребностями.
Евтушенко Елена Викторовна,
Воспитатель МАУДО «Детский сад №8»;
Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Революции 149;
Тел.: 8-345-35-2-55-52, 8-922-075-28-51.
Каждый педагог, не зависимо учитель в школе или воспитатель в ДОУ сталкивается с необходимостью удовлетворения образовательных потребностей детей, нуждающихся в коррекционной работе.
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, является обеспечение условий для индивидуального развития всех детей, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном случае я хочу остановить внимание не на детках с ограниченными возможностями здоровья, и не на особо одаренных детках, а на тех, кто не в меньшей степени требует особого внимания педагога, и нуждается в индивидуальной работе. Это детки, у которых исходя из результатов диагностики (мониторинга) оценки достижений промежуточных результатов путем наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованными методами оценки, доступными педагогу) непосредственно работая с детьми, выявляется уровень не сформированности некоторых навыков по одному или нескольким образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО: социально – коммуникативное, физическое, речевое, художественно – эстетическое, познавательное развитие.
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования п. 4.3) целевые ориентиры реализации программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО, п 3.2.3.) допускает, что в организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (мониторинга).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Результаты диагностирования помогают педагогу в систематизации и создании индивидуальной коррекционной работы развития детей.
В основу коррекционной работы положено усиление индивидуальной работы с ребенком или группой детей, с учетом выявленных проблем, а так же взаимодействия с семьей по реализации основной образовательной программы.
Исходя из полученных результатов, педагог разрабатывает индивидуальную программу развития, фиксируя для себя результат эффективности индивидуальной работы.
Для каждого ребенка нуждающегося в индивидуальной работе необходимо учитывать все факторы и состояние здоровья и условия его жизни за стенами ДУ. Для этого составляется индивидуальный маршрут развития.
Индивидуальный маршрут развития
_____________________________
- Характеристика
№ |
критерий |
характеристика |
1 |
Дата рождения, группа |
|
2 |
Здоровье, физическое состояние. |
|
3 |
Семья |
|
4 |
Условия жизни |
|
5 |
Особенности характера |
|
6 |
Проблемы ребенка |
|
8 |
Задачи маршрута |
|
9 |
Ожидаемые результаты |
|
И по тем областям, по которым с ребенком необходима индивидуальная работа, она проводится согласно составленному педагогом индивидуальному маршруту.
ФЭМП
|
свойства |
Отношение |
Количество и счет, числа и цифры |
Геометрические фигуры |
Последовательность действий |
Цели и задачи |
Научить осуществлять классификацию по одному- двум свойствам. Измерять длину и ширину, сравнивать. |
Научить определять последовательности ряда предметов (3-5) по размеру, весу, стоимости и др. Делить предметы на 4 равные части. Ориентироваться на листе бумаги, в комнате по отношению какого-либо предмета. Заучить понятия «сутки», , дни недели. |
Считать в пределах 10. Количественный и порядковый счет. Определять предыдущее и последующее число по отношению к названному. Увеличивать и уменьшать числа на 1. |
Формировать представления о круге, квадрате, прямоугольнике, ромбе, ломанной линии. Находить предметы данной формы. |
С помощью воспитателя выражать в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин, составлять и решать задачи. |
Дидактические игры и упражнения |
«Исправь ошибку» «Разноцветные цепочки» «Найди пару» «Кто выше, ниже, шире и т.д.» «Измерь» «Выложи такой же» |
«День рождение кошки» «Магазин» «Все о времени» «Лабиринты» «Найди клад» «Когда это бывает» «Какой день» «Построй по размеру» |
«Куда вставить карточку» «Составь число» «Рассеянный художник» «Где живет число» «Сосчитай» |
«На какие фигуры села бабочка» «Найди такой же» «оживи геометрическую фигуру»
|
«Задачи в стихах» «Объясни почему» «Найди лишнее» «Дорисуй цепочку»
|
Развивающая среда и пособия |
Мерки разных видов, карточки с предметами и цифрами, карточки с предметами разной величины, образцы для работы с палочками. |
Календарь, фигуры разных размеров, лабиринты, геометрические фигуры. |
Карточки с пропущенными числами |
Геометрические фигуры, силуэты фигур |
Картинки по классификации |
Кратность занятий |
2 раза в неделю |
||||
Используемая литература |
А.А. Столяр «Давайте поиграем», Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от трех до семи», «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с. |
Речевое развитие.
|
Звуки (твердые и мягкие, гласные и согласные) |
Слово |
Предложение
|
Пересказ текста |
Составление рассказа ТРИЗ |
Моторика рук |
Цели и задачи |
Развивать слу-ховое и зри-тельное внима-ние. Учить проговаривать и распознавать звуки , обозна-чать их в цвете. |
Учить слышать и проговаривать слова, делить их на слоги, обогащать словарный запас. |
Учить составлять предложения, схемы предложения, слышать красоту речи. |
Учить передавать текст рассказа по схеме, картинке. |
Учить составлять рассказы по картинке, творческому составлению рассказов |
Подготовить руку к обучению к письму |
Дидактические игры и упражне-ния |
По плану –учителя логопеда.
|
По плану –учителя логопеда
«Опиши игрушку» «Расскажи, что видишь» «Паровозик» |
Упражнения на составление предложений по картинке. Деление предложений на слова. Составление распростра-ненных предложений с помощью ТРИЗ. Составление схем соста-вленных предложений. Придумывание предло-жений по опорным схемам. |
«Лиса и козел» «Четыре желания» «У страха глаза велики» «На катке» «Синичкин календарь»
|
Рассказывание по картине, по серии картинок. Сочинение рассказов по опорным словам, Придумывание конца и начала сказки. Составление сказки- фантазии, МФА. |
Раскрашивание картинок, разными способами (красками, карандашами штрихами разных видов) Пальчиковая гимнастика. |
Развиваю-щая среда и пособия |
Красные, синие и зеленые кружочки. |
Карандаш, тетрадь, предметные картинки. |
Сюжетные картинки, схемы предложений, предметные картинки к ТРИЗ. Карандаш простой, тетрадь. |
Схемы рассказов. |
Картина «В школу» И. Бродская «Лес зимой в снегу» Н. Ульянов Снегири» А Дейнека «Хоккеисты». Серии картинок. Схемы для рассказывания. |
Карандаши цветные, простой, книжки- раскраски. |
Кратность занятий |
2 раза в неделю |
|||||
Исп. литература |
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», А. Лекомцев «Учимся фантазировать» Феникс, 2012 – 32с., Журнал «Дошкольник, младший школьник» |
Познавательное развитие
|
экология |
предметный мир |
труд |
Цели и задачи |
Формировать умение видеть взаимосвязь живой и неживой природы, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. |
Формировать знание видовых и родовых понятий. Использовать систему обследовательских действий. Классифицировать предметы по 2-3 признакам. |
Дать представление о труде взрослых, о разнообразии профессий, о роли современной технике в жизни человека. Помочь освоить позицию субъекта трудовой деятельности |
Дидактические игры и упражнения |
«Где что зреет», «Живая и неживая природа», «Кто где живет», «Узнай какой зверь», «Найди сходства и различия» «Что было, если бы..», «Живая пирамида» «С какого дерева листочек» «Как растет .. (горох, фасоль, дерево)» |
Классификация предметов по признаку, по функции. (мебель, игрушки, одежда, обувь, рукотворный и нерукотворный мир) Игры «Магазин», «Квартира», «Собираемся на прогулку» и др. Составление описательных рассказов по схемам . |
Индивидуальные беседы по темам: «Как появились (хлеб, мебель, рубашка и др)..» « Что нужно чтобы …( навести порядок, сделать домашнее задание» Индивидуальный труд в группе |
Развивающая среда и пособия |
Предметные и сюжетные картинки живой и неживой природы родного края, модели роста растений и животных. |
Предметные картинки, схема описательного рассказа. Модуль обследования предметов. |
Сюжетные и предметные картинки. Инвентарь к трудовым процессам. |
Кратность занятий |
1 раз в 2 недели |
||
Используемая литература |
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет», Р. Морис «Тайны живой природы», О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию», Л.М. Монерцовой «Мир природы и ребенок», Журнал «Дошкольник и младший школьник» |
Считаю, что индивидуальный, интегрированный подход обучения дошкольников, имеющих некоторые трудности в усвоении примерной основной образовательной программы дошкольного образования, имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве.
Список литературы:
- «Мозайка»: старшая группа / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО»Русское слово – учебник»,2014. - 104с. – (Мозаичный парк)
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет», ИП Лакоценина, 2009. – 160 с.
- О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 – 6с.
- А. Лекомцев «Учимся фантазировать» Феникс, 2012 – 32с.
- Р. Морис «Тайны живой природы», РОСМЭН, 1997 – 202с.
- Л.М. Монерцовой «Мир природы и ребенок» СПб., 1998.
- З.А. Михайлова «Математика от трех до семи» Санкт- Петербург, Акцидент, 1997г, 176с., «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , Москва: Просвещение, 1985 - с.96
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, логика и математика для дошкольников, издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-петербург «детство-пресс» 2002
- Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
- А.А. Столяр «Давайте поиграем», Москва: Просвещение, 1991. — 84 с.
- Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Фолио; М. : АСТ, 2000. – 464с.