a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

картотека игр по работе с детьми с алалией

Автор: Якушина Оксана Викторовна Опубликовано: 2019-04-18 17:53:13

Документы для скачивания

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 29 «Ёло чка» КАРТОТЕКА ИГР и методических рекомендаций для родителей детей  с моторной алалией Выполнил: Якушина Оксана Викторовна учитель- логопед МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Елочка» Картотека обобщает опыт работы автора с детьми двух— че тырех лет, страдающими моторной алалией. Задания могут быть использованы и в работе с двухлетними малышами, по сещающими логопедические группы для детей раннего воз раста. В соответствии с постановлением Правительства РФ №212 от 10. 03. 2000 г. в России ведется набор неговорящих детей раннего возраста( с двух лет) в логопедические группы. Норма наполняемости таких групп составляет шесть человек, и при оритетным в них считается проведение индивидуальных заня тий с малышами. Данное пособие поможет и логопеду, и ро дителям правильно организовать и проводить такие занятия. Задания, содержащиеся в картотеке, обеспечивают этапность и  постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания гово рить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двуслож ных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов. Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен  захотеть   говоритьсам.  Взрослому необ ходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произ носите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повто ряйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит. Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже  самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способству ет развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам. 1.  Вызывание гласных звуков 1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: — У- у- у! Предлагаем ребенку спеть вместе: — У- у- у! Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую па ровозик, или игрушечный паровозик. Как гудит паровоз? У- у- у! 2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть: — А- а- а! Предлагаем спеть вместе: — А- а- а! Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начи наем ее укачивать. Как укачивают куклу? А- а- а! 3. Округляем губы, громко поем: — О- о- о! Предлагаем ребенку спеть вместе: — О- о- о! Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб. Как плачет мальчик, у которого болит зуб? О- о- о! 4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем: — И- и- и! Предлагаем ребенку спеть вместе: — И- и- и! Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку. Как кричит лошадка? И- и- и! 2. Уточнение произношения гласных звуков 1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке( повышение и понижение тона) : У- у- у! А- а- а! О- о- о! И- и- и! 2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков: У- а- о- и! А- о- и- у! О- и- у- а! И- у- а- о! 3. Закрепляем материал прошлого занятия: Как гудит паровоз? У- у- у! Как мама укачивает малыша? А- а- а! И т. п. 3.   Пение слияний гласных звуков 1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау! » Как кричат дети? Ау! Ау! 2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа! » Как плачет малыш? Уа! Уа! 3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: « Иа! Иа! » — Как кричит ослик? - Иа! Иа! 4. Уточнение произношения согласных звуковв звукоподражаниях Рассматриваем с  малышом картинки или игрушки, назы ваем их( не используем сложных для восприятия ребенка гла голов  блеет, мяукает  и т. п. ) , произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе. Это корова. Корова мычит: « Му- му- му! » Как кричит корова? Это коза. Коза кричит: « Ме- ме- ме! » Как кричит коза? Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу! » Как кричит кошка? Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи- пи- пи! » Как пищит цыпленок? Это овечка. Овечка кричит: « Бе- бе- бе! » Как кричит овечка? Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав! » Как лает собака? 5. Уточнение произношения согласных звуковв звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выра зительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе: «Мяу! Мяу! » —Рыжий кот. О н у бабушки живет. «Гав! Гав! Гав! » — Лохматый пес. Х вост кольцом и черный нос. « И- го- го! » —В от это конь! Хвост и грива как огонь. « Бе- бе- бе! » —Б арашек черный. Он веселый и проворный. « Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто! » « Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой! » 6. Уточнение произношения согласных звуковв звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе: «Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Д ля котенка и щенка». «Гав! Гав! Гав! » — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав! » — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму! » 7. Уточнение произношения согласных звуковв звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их( не используем сложных для восприятия ребенка глаголов  кудахчет, гогочет, кукарекает) ,   произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: 1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко! »К ак кричит курочка? Это гусь. Гусь кричит: « Га! Га! Га! » Как кричит гусь? Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку- ку! » Как кукует кукушка? Это лягушка. Лягушка квакает: « Ква! Ква! Ква! » Как квакает лягушка? Это утка. Утка крякает: « Кря! Кря! Кря! » Как крякает утка? Это петушок. Петушок поет: «Ку- ка- ре- ку! » Как поет петушок? 8. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, назы ваем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: Машина гудит: би- би- би! Как гудит машина? Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик? Папа стучит молотком: тук- тук- тук! Как папа стучит молотком? Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик? Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке? Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гу дит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п. 9. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произ носим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: Малыш топает: топ- топ- топ! Как топает малыш? Вода капает: кап- кап- кап! Как капает вода? 3. Часы тикают: тик- так! Как тикают часы? Часы бьют: бом- бом- бом! Как бьют часы? Охотник стреляет: пиф- паф! Как стреляет охотник? Зайчик прыгает: прыг- прыг! Как прыгает зайчик? 10. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произ носим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но! » Как мальчик погоняет лошадку? Девочка наказывает куклу: «На! На! На! » Как девочка наказывает куклу? Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну! » Как дядя погоняет ослика? Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не! » Как капризничает малыш? 11. Вызывание междометий Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Про износим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе. 1. Мячик упал в воду: — Ах! Ах! Ах! 2. У девочки болит зуб: — Ох! Ох! Ох! 3. Дети качаются на качелях: — Ух! Ух! Ух! 4. Папа рубит дрова: — Эх! Эх! Эх! 12. Заучивание слов из одинаковых слогов Рассматриваем с малышом и называем картинки, предла гаем малышу произнести слова вместе. п апа Нана мама Тата ляля баба дядя би- би 13. Уточнение  произношения гласных и согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее: — Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау! » Помоги девочке, покричи вместе с ней. 14. Уточнение произношения гласных и согласных звуков Показываем ребенку картинку, рассказываем: — У Кати Ляля. Катя, дай Лялю! — Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить. 15. Уточнение произношения гласных и согласных звуков Показываем ребенку картинку, рассказываем: Это Вова. У Вовы би- би. Вова, дай би- би. Тетя, на би- би. Мама, на би- би. Папа, на би- би. Просим ребенка повторить. 16. Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка П одберите фотографии членов семьи, покажите их ребен ку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать. Задавайте ребенку вопросы: Где мама? Где папа? Где баба? И т. д. Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предло жений: Мама идет. Папа сидит. - - - Катя ест суп.   17. Заучивание слов — названий игрушек. Работа над простым предложением П окажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно. Работаем над простыми предложениями: Папа, дай кису. Мама, на кубик. Вова, кати мяч. 18. Уточнение произношения звуков[ М] , [ М' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. м ама мыть Моя мама, муха мыло Мой мяч. моя мою Мою мяч. мой мяч Мама, муха! 19. Уточнение произношения звуков[ П] , [ ГГ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. п апа петь пили Папа, пили. Петя пить пей Петя, пей. п ух пилить пой Папа, пой. 20. Уточнение произношения звуков[ Б] , [ Б' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. б аба бить Боба, бей! Боба бей Бобик бак В от баба. Баба у дома. Бобик на бабу: « Ав! Ав! » Бобик, это баба! 21. Уточнение произношения звуков[ Ф] , [ Ф' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Фома кофе В от туфли. У мамы туфли. Федя кофта В от кофта. У Фени кофта. Фима туфли Папа, пей кофе. 22. Уточнение произношения звуков[ В] , [ В' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения, вата Вова В от вата. У Вити вода, вода Витя В от вода. Вова, пей воду. Ваня ванна У Вовы вата. Мама моет Вову. 23. Уточнение произношения звуков[ Т] , [ Т] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Таня тетя В от Тома. У тети Таня и Тома. Тома кот У Тимы кот. Тут Тима и Таня. Тима 24. Уточнение произношения звуков[ Д] , [ Д' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. дом Даня вода Это дом. дым Дуня куда Это дым. дыня Дина дай У дома дуб. дуб дядя дать У Димы дыня. ДУДКА У Димы дудка. Дима: — Ду! Ду! Ду! ДЫНЯ У Дины дыня. Дина, дай дыню! На, Дуня, дыню! 25. Уточнение произношения звуков[ Н] , [ Н' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Нана Ната Т ут Ната. Нина нота В от Нина. Нона кино Т ам Инна. Анна нога Б олит нога. Инна ноги 26. Уточнение произношения звуков[ К] , [ К' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Катя кот кати У Кати киса. Вот кит. к иса кит мак Катя, кати! МАК У Кати мак. На, мама, мак. Дай, Катя, мак. 27. Уточнение произношения звуков[ Г] , [ Г' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Гена ноги гони гусь беги гуди гуси губы где ГУСИ Гена, где гуси? Вот гуси. Гуси: «Га- га- га! » Гена, беги! 28. Уточнение произношения звуков[ X] , [ X' ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. хата пух У нас хата. Вот муха, халат мех Хата мала. У зайки пух. уха муха У мамы халат. Ухо болит, ухо тихо У кисы мех. Вова ест уху. 29.   Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звуко подражания. Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку, Заводного петушка И пушистого щенка. Мяу- мяу! — киска плачет. Ква- ква- ква! — лягушка скачет. Гав- гав- гав! — кричит щенок. Ку- ка- ре- ку! — петушок. Я люблю свои игрушки И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку Н а машине я катаю. Мяу- мяу! — киска плачет. Ква- ква- ква! — лягушка скачет. Гав- гав- гав! — кричит щенок. Ку- ка- ре- ку! — петушок. 30. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно чита ем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги. ДОМ Строим дом — ом, ом, Впятером — ом, ом. Вот окошко, крыша вот. От- от- от, от- от- от. Кубик красный, кубик синий П одвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий. Дом растет — от, от, Видит кот — от, от. Крыша вот, а вот труба. Ба- ба- ба, ба- ба- ба. Кубик красный, кубик синий П одвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий. 31. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно чита ем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги. ДОЖДЬ Сильный дождь идет в саду. Ду- ду- ду! Ду- ду- ду! В лужи он налил воды. Ды- ды- ды! Ды- ды- ды! Стала мокрою листва. Ва- ва- ва! Ва- ва- ва! Дождь кончается в саду. Ду- ду- ду! Ду- ду- ду! Скоро я гулять пойду. Ду- ду- ду! Ду- ду- ду! Я по лужам побегу. Гу- гу- гу! Гу- гу- гу! Я на солнышко взгляну. Ну- ну- ну! Ну- ну- ну! Ах! Какая красота! Та- та- та! Та- та- та! Распускаются цветы. Ты- ты- ты! Ты- ты- ты! 32. Уточнение произношения звука[ Ы] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, пред лагаем малышу назвать картинки. бык дыня В от дым. У мамы сын. дым мышь У Вовы дыня, сын мыть Надо мыть ноги.

Оставить комментарий: