Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Весна идет-весне дорогу»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Казачок» х. Лозного
Подготовила воспитатель: Исаева С.А.
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Весна идет-весне дорогу»
Конец формы
Программное содержание:
Познавательное развитие: Обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Речевое развитие: Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы).
Физическое развитие: Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом
Оборудование:
м/м проектор, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.
Ход:
- Дети, о чем загадка?
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(весна)
Дети садятся на стулья.
- Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)
- Весну в природе называют «всеблагодатной», «всеоживляющей». Как вы это понимаете?
- Весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)
- Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку? (ответы детей)
Воспитатель включает на м/м проекторе отрывок презентации «Весна. Март»
- Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.
Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
- Что сейчас происходит со снегом? (снег становится рыхлым и темным)
Проводится опыт «Почему снег рыхлый?»
Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом. Воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.
- Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)
- Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте, по стене
- Отгадайте загадку:
Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?
(облака)
- Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются? (предположения детей)
- Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.
Проводится дидактическая .игра «На что похоже облако?»
- Давайте подойдем к окну и немного пофантазируем.
- Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)
- Почему же так происходит? Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.
Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.
- Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете? (эта сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?
- Земля все время вращается вокруг Солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратно стороне Земли( будет холодно, п.ч. солнечных лучей мало доходит).
- Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
Игра подвижная «Веснянка».
Солнышко, солнышко (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,(приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
Дети садятся на стульчики.
- Теперь мы поговорим о живой о природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей)
- Что происходит с птицами (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)
- Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем? (Поедают вредных насекомых и их личинок).
- За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как? (Построить и развесить скворечники.)
- В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.
Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).
-Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.
Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
- Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.
Проводится дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)
Проводится итог НОД:
- Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?
- Какая весна в марте?
- Какие птицы прилетают первые, какие последние?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Казачок» х. Лозного
Подготовила воспитатель: Исаева С.А.
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Весна идет-весне дорогу»
Конец формы
Программное содержание:
Познавательное развитие: Обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Речевое развитие: Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы).
Физическое развитие: Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом
Оборудование:
м/м проектор, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.
Ход:
- Дети, о чем загадка?
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(весна)
Дети садятся на стулья.
- Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)
- Весну в природе называют «всеблагодатной», «всеоживляющей». Как вы это понимаете?
- Весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)
- Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку? (ответы детей)
Воспитатель включает на м/м проекторе отрывок презентации «Весна. Март»
- Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.
Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
- Что сейчас происходит со снегом? (снег становится рыхлым и темным)
Проводится опыт «Почему снег рыхлый?»
Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом. Воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.
- Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)
- Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте, по стене
- Отгадайте загадку:
Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?
(облака)
- Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются? (предположения детей)
- Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.
Проводится дидактическая .игра «На что похоже облако?»
- Давайте подойдем к окну и немного пофантазируем.
- Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)
- Почему же так происходит? Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.
Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.
- Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете? (эта сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?
- Земля все время вращается вокруг Солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратно стороне Земли( будет холодно, п.ч. солнечных лучей мало доходит).
- Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
Игра подвижная «Веснянка».
Солнышко, солнышко (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,(приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
Дети садятся на стульчики.
- Теперь мы поговорим о живой о природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей)
- Что происходит с птицами (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)
- Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем? (Поедают вредных насекомых и их личинок).
- За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как? (Построить и развесить скворечники.)
- В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.
Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).
-Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.
Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
- Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.
Проводится дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)
Проводится итог НОД:
- Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?
- Какая весна в марте?
- Какие птицы прилетают первые, какие последние?