Формы организации работы в мини-музеях
Документы для скачивания
Текст к презентации
1 слайдФормы организации работы в мини-музеях
2 слайд
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Вначале хотелось бы сказать о том, с чего мы начали свою работу:
--изучили нормативную базу
-разработали в рамках педагогического совета проект по музейной педагоги
-составили план на год
-закрепили ответственных за музеи
-составили необходимую документацию (журналы, список оборудования)
3 слайд
Когда мы ознакомились со всеми нормативными документами, определились с профилем мини-музея, необходимо разделить свою работу на несколько этапов.
1 Подготовительный – Планирование мини-музея.
- На этом этапе в методическом кабинете можно организовать выставка методической литературы на тему «Музейная педагогика».
- Педагоги знакомятся с принципами функционирования мини-музеев
4 слайд
2 этап – практический «Создание мини-музеев»
Работа на этом этапе должна строиться в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Приступая к работе, нужно понимать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. На разных этапах создания мини-музея можно и даже нужно прибегать к помощи коллег, создавая творческие группы из 3-5 человек, а так же привлекать родителей.
1.Выбор темы мини-музея.
- Определение места размещения мини-музея.
- Планирование экспозиций
- Выбор дизайна оформления мини-музея.
- Подбор экспонатов.
- Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.
- Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
- Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
- Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
- Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
5 слайд
3 этап – презентационный – «Представление мини-музеев»
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
6 слайд
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям было рекомендовано посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего города. В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Экспонаты мини-музеев могут использоваться воспитателями на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
7 слайд
Один из критериев деятельности мини - музея - это разнообразие форм работы:
- Проведение экскурсий, занятий, кружков, тематических вечеров, выставок, конкурсов, праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
- Сотрудничество с социальными партнерами.
- Взаимосвязь с другими музеями.
- Беседы о нашем крае.
- Организация передвижных выставок из фотокопий музейных экспонатов по соответствующим темам.
- Все проводимые мероприятия фиксируются секретарем в "Журнале учета массовых мероприятий".
- Посетители мини - музея могут поделиться своими впечатлениями в "Книге отзывов о мини - музее".
8, 9 слайд
За год работы у нас организовывались сменные музеи, такие как:
Музей культуры и быта народов Ханты и Манси, Гжель, Хохлома, Музей сказки, Музей русской матрешки, Куклы, Музей города. Музей День Земли.
10, 11 слайд
Музеи:Русские богатыри, Народы мира, Деревянные ложки, музей Космоса
12 слайд
Особенно красочным получилось знакомство детей с гжельской росписью в детском саду прошли мастер-классы по рисованию, видеопрезентации, игровая деятельность, самостоятельная художественная деятельность, реализовывались проекты «Сказочная гжель». Музей получился познавательным, интересным. Где ещё в одном месте увидишь такое количество разнообразных предметов гжельской росписи.
13 слайд
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого внимания заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
14 слайд
Определенное место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В мини - музеях могут быть организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети будут играть. В мини-музеях приветствуется наличие атрибутов к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогут специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и т.п. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения.
15 Слайд
Благодаря регулярному посещению музея, дети станут ориентироваться в нем свободно, но экспозиции музея не должны быть стационарными. Рекомендовано их обновлять, дополнять тематическими выставками, насыщать новым содержанием. В следующем году мы обновили тематику музеев. Тематические мини-музеи в «Ёлочке» всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий. В обычном музее дети и родители лишь зрители, а здесь они соавторы и созидатели. Каждый мини-музей – это познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат совместной творческой работы воспитателей, детей и родителей