Поделки в стиле оригами

Опубликовано: 22:44:32 24-04-2019

Автор: Царегородцева Наталья Валентиновна

Документы для скачивания:

49172_Podelki v stile origami.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

49172_Podelki v stile origami.docx

Методические рекомендации «Поделки в стиле оригами » “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” В. А. Сухомлинский Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим “я сам” и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение японцев всех возрастов- малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Слово ОРИГАМИ переводится как" сложенная бумага" ( ори- гами) : “ори”- означает сложенный, а “ гами ”- это и" бумага" и" Бог" одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Знатная дама могла получить любовное послание на листе бумаги, сложенном в форме цветка или бабочки. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию. В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем- то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия. В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое: помогает развивать художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения; развивает память( так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине( чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления) ; активизирует мыслительные процессы; совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев; развивается глазомер; дисциплинирует; воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки; влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка: доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; оригами не требует больших материальных затрат; оригами- коллективное творчество. Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги, и повышению эффективности при подготовке их к школе. Задачи обучения оригами. Обучающие • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями( круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ) и базовыми формами оригами. • Формировать умение следовать устным инструкциям. • Обучать различным приемам работы с бумагой. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать пространственное воображение. • Развивать умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами. • Совершенствовать трудовые навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем… Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству оригами. • Расширять коммуникативные способностей детей. • Формировать культуру труда. • Способствовать созданию игровых ситуации. Принципы обучения технике оригами: Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно( от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. Принцип личностно- ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Методы обучения: Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам. Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей. При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций: знакомство с образцом готовой игрушки; анализ схемы с выполнением одной операции; одновременное складывание игрушек; оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию. Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая" секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, чтобы заинтересовать детей. Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей. д ля средней группы 4- 6 человек. д ля старшей группы 6- 8 человек. для подготовительной к школе группы 8- 10 человек. Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей. Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком. Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят! Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба- пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемом тоже надо учиться. В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий. От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок. Большое внимание на занятии отводится игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок- это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте- главенствующий вид деятельности ребенка. Огромное влияние оказывает оригами и на развитие восприятия. С самого первого этапа работы ребёнку приходится сосредотачивать свое внимание на прочтение схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия- осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления. На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Своими пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб. И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная" копия животного или птицы- это образ" , но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка. Складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог. Помимо этого, оригами способствует активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями рук. Оригами учит наблюдать, расширять круг познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки можно рассказать детям о птицах, животных, об обитателях морского дна, использовать книги, иллюстрации. Занятия оригами способствуют развитию координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость. Оригами являются действенным средством для подрастающего поколения в познании окружающего мира и приобщении к народной культуре. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями( угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. , одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе. Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь( речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга) . Литература 1. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. п опулярное пособие для родителей и педагогов. 1997. 2. Долженко Г. И. 100 оригами. 2004.

Оставить комментарий: