Выступление на методическом совете по теме: «ФГОС ДО и совершенствование качества дошкольного образования»
Документы для скачивания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад «Радуга» ДОКЛАД Тема: «ФГОС ДО и совершенствование качества дошкольного образования» В оспитатель: Манакова Т. В. с. Шорохово, 2018 г. Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно- образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности. Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ. На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям: обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития образования, с учетом федеральных государственных стандартов; активизация творческого и личностного потенциала педагогов; ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно: Совокупность образовательных областей Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»; Комплексно- тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей( непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов) , самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников. Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Мозаика». Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования: • программно- методическое обеспечение детского сада; • кадровое обеспечение( административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба) ; • материально- техническое обеспечение( группы, кабинеты, оборудование) ; • предметно- пространственная развивающая среда; • инновационная деятельность; • информационно- технологическое обеспечение деятельности учреждения. Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Считаю, что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Уверена, что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно- консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер- классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО. Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно- технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе. И здесь мне особенно хочется отметить, что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты. В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО( ноутбук, принтер со сканером, ) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы. В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации. Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно- пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Думаю, следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе- адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно- ориентированная модель представляет, как способность познания мира, действия в мире( сохранение существующего, преобразование и создание нового) , проявления отношения к миру. Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды- ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис следования живой природы; мини- изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини- центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада- центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях. Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные, дидактические материалы, игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование, существенно обновили методическую базу детского сада. Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста. Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада( регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы, выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др. ) , что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты. В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей. В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов, овощей и салатов. Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. Я твёрдо уверена; всё, что окружает ребёнка в детском саду и дома- в семье, это инструмент его развития и, главное, чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку, а был правильно подобран. Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка- дошкольника – это единое целое.