Перспективное планирование по подготовке к сюжетно-ролевым играм в общеразвивающей группе от 3 до 4 лет. с детьми от 3 до 4лет
Документы для скачивания
Управление образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 города Кузнецка 442539, Пензенская область, город Кузнецк улица Железнодорожная, дом 1В тел. ( 8- 841- 57) 7- 18- 93 ИНН 5803014754 КПП 580301001 Перспективное планирование по подготовке к сюжетно- ролевым играм в общеразвивающей группе №5 с детьми от 3 до 4лет Восп итатель: Шокурова О. В Кузнецк, 2018 Сюжетно- ролевая игра «Детский сад» Цель: Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Формировать дружеские взаимоотношения, умения справедливо решать споры в игре. Формы работы по развитию игровой деятельности Р азвивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, п омощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/ сада. Экскурсия- осмотр музыкального( физкультурного) зала с последующей беседой о рабо те муз. р уководителя. Экскурсия- осмотр мед. к абин ета, наблюдение за работой медсестры, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот». К уклы, игрушечная посуда, мебель, предметы- заместители, медицинские инструменты( градусник, шприц, вата, витаминки) , музыкальные инструменты, Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю заря дку, занятия, организует игры. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подг отовке к занятиям, получает еду. Муз. р уководитель проводит м уз. занятие. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя. Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «О смотр врача», «Обед в д/ саду» и др. Сюжетно- ролевая игра «Магазин» Цель: Выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца. Знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели. Знакомить со спецификой работы продавца. Учи ть детей соблюдать правила игры. Учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду. Расширять знания о специализированных магазинах. В оспитывать чувство взаимопомощи. Воспитывать вежливость и тактичность в общени и между продавцом и покупателем. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание иллюстраций на тему «В магазине». Рассматривание муляжей овощей и фруктов Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца. Беседа на тему «покупки». Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине. Чтение художественной литературы: Ч. Янгарским «В магазине игрушек», Олеся Емельянова» Магазин игрушек» Дидактические игры: «Какие продукты продаются в магазине» «Овощи», «Кому что? » «Какие бывают магазины» «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда» Овощи, фрукты, сумки, кошельки, весы, костюм продавца, прилавок, предметы- заместители. Водитель привозит на машине товар: овощи и фрукты, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Сюжетно- ролевая игра «Больница» Цель: О бучать детей умению принимать на себя роль доктора, больного. В ыполнять соответствующие игровые действия. Р асширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». П ознакомить с особенностями поведения пациентов, деятельности медперсонала в больнице. У чить детей играть вместе, дружно, не с сорясь, приучать вежливо разговаривать с больными. В оспитывать в детях внимательность, чуткость. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание сюжетных картинок на тему «В больнице». Экскурсия в кабинет медсестры Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок» Чтение художественной литературы: А, Крылов «Заболел Петух ангиной» К. Чуковский «Айболит», « Бармалей », В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». Музыкальная деятельность: Прослушивание песни «Кукла заболела»( муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) . Дидактические игры: «Профессии» «Подбери инструменты» «Кому что надо» Продуктивная деятельность: Создание книги- самоделки «Полезные и вредные продукты питания» Белый халат, игрушечные градусники, фонендоскоп, медицинская карта, телефон, сбор коробочек из- под лекарств, предметы заместители. Мама приводит ребенка в больницу. Заполняем карточку пациента». Врач выслушивает жалобы больного Прослушивает легкие, смотрит горло, уши, измеряет температуру. Медсестра делает прививки, пишет. Врач выписывает рецепт. Пожелать больному здоровья. Сюжетно- ролевая игра «Парикмахерская» Цель: Познакомить с профессией парикмахер. Пополнить словарь детей словами: парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон. Обратить внимание на пробле му мусора( как их утилизируют) . Обратить внимание, на действия парикмахера. Учить детей, в каких случаях нужно обращаться к парикмахеру. Повторить правила поведения в общественных местах. Напомнить о том, что надо здороваться при встрече с работ никами парикмахерской, магазина. У чить поблагодарить за хорошую причёску. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание картинок на тему «Парикмахерская», какими инструментами пользуются парикмахеры. Экскурсия в парикмахерскую. Просмотр мультфильма К. Чуковского « Мойдодыр » Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру». Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок» Дидактические игры: «Кому, что надо для работы» «Кому нужна расческа» «Что лишнее» Продуктивная деятельность: Изготовление журнала «Прически мальчиков и девочек» Рисование «Расческа для Пушистика » Чтение художественной литературы: Потешка «Расти коса до пояса» К. Чуковский « Мойдодыр » Зеркало, стол, стул, журналы, фотографии. Расчески, баночки, флаконы, игрушечный фен и ножницы. Открытие парикмахерской( оформление помещения, выбор журналов, фотографий) . Утилизация отходов. Пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные в другие. Усадить клиента на стульчик, надеть пелеринку, завязать фартучек. Вымыть голову( можно использовать флакон из- под шампуня, кубик вместо мыла) . Высушить волосы феном( можно водить над головой кубиком и жужжать) . 6. Причесать клиента( расческой, палочкой) . 7. Приколоть заколку, бантик. 8. Побрызгать волосы лаком. 9. Посмотреться в зеркальце( можно в крышку от банки) . 10. В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, красит волосы, стрижет. Сюжетно- ролевая игра «Путешествие»( «Пароход», «Автобус», «Я шофер») . Цель: Обогащать словарь и личный игровой опыт детей. Учить детей брать на себя роль шофёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. П оказать способы ролевого поведения, способствовать объединению детей в игре. Учить устанавливать конта кт с др угими детьми в процессе игры. Учить детей при участии педагога развивать сюжет игры, подбирать необходимое оборудование, атрибуты, использовать предметы – заместители. Формировать умение выбирать роль. Учить отражать свои действия в речи. Знакомить детей с работой грузового транспорта, качества грузов. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства 1. Рассматривание иллюстраций 2. Наблюдение за разгрузкой продуктов, 3. Экскурсия к перекрёстку, 4. Наблюдение за движением транспорта. 6. Чтение художественной литературы: 7. Б. Заходер «Шофёр», 8. Н. Носов «Автомобиль». 9. Дидактические и подвижные игры: «Подбери атрибуты для игры в шофёры», «Транспорт», «Воробушки и автомобили», «Кому что нужно», «Светофор Машины, сделанные из стульев, мягких модулей. Рули, номера машин. Автомобильные аптечки, р ации, телефоны, радары, свистки. Водительские права. Светофоры, жезлы, знаки дорожного движения, коврик- зебра. Деньги, кошельки, Куклы, игрушки- животные, транспортные игрушки( машины разных видов) . Водители разных машин: готовятся к рейсу, перевозят пассажиров, доставляют груз по назначению; ведут машину осторожно, соблюдают правила дорожного движения; подают сигналы; заправляются бензином, проверяют состояние машин и ремонтируют их, накачивают шины, проходят техосмотр, берут на буксир другую машину, ставят машины в гараж, на автостоянку, парковку; если нарушили правила или произошло ДТП, вызывают автоинспектора, платят штраф; выполняют действия в соответствии со спецификой машины. Дополнительные роли: полицейский, пешеходы, пассажиры, бензозаправщик, автомойщик – моет машины. Сюжетно- ролевая игра « Семья»( «Прогулка в осенний лес») Цель: Уточнить и расширить представления детей об осеннем лесе. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о туристической деятельности, поведении в условиях опасных для здоровье и жизни. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание альбома «Осенний лес»; Д/ и «Соберем рюкзак в поход»; Виртуальная экскурсия «Поход в лес»; Чтение стихотворения И. Чолиева «Осень» Палатка, рюкзаки- сумочки, удочки, ведерки, корзинка, шапки, спички( имитация коробка, котелок, рыба, фотоаппарат, бутерброды, камни, ветки, детская посуда, грибы, ягоды, магнитофон с записью звуков природы, мусорные мешки, аптечка. Игровая ситуация «Мы туристы», отправляемся в лес. Какие атрибуты нам для этого понадобятся: «Собери рюкзак». Поход в лес, проходим по тропе, ч/ з мост; Д/ у «Что будем делать в ле су» П ение песни, уборка мусора за собой, возвращение в детский сад. Сюжетно- ролевая игра « Семья на даче» Цель: Продолжать расширить представления детей об овощах и фруктах. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание альбома «Овощи и фрукты»; Р ассматривание Картины «Собираем урожай» Д/ и «Четвертый лишний»; Д/ и «Разрезные картинки»; Экскурсия в огород детского сада. Наблюдение за работой сотрудников детского сада в огороде. Чтение литературных произведений Н. Носов «Огурцы, Про репку, Огородники», р. н. с. «Вершки да корешки» Изготовление с детьми атрибутов к игре. Макет легкового автомобиля. Садовый инвентарь: л опатки, грабли, ведерки, муляжи овощей и фруктов. Грузовая машина. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа. Идёт произвольная беседа или звучит дружная песня. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, собираем урожай. В огороде остаются участники- мальчики, участницы- девочки перемещаются в зону летней кухни. На летней кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол. Обедаем. Моем и вытираем посуду. Сюжетно- ролевая игра « Мы Пожарные» Цель: Закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание сюжетных картин на тему: «Пожарная безопасность». Беседы о труде пожарных с рассматриванием иллюстраций, плакатов. Выставка совместных рисунков, поделок детей и родителей на тему: «Пожарная безопасность». Экскурсия по детскому саду знакомство с уголком пожарной безопасности и системой оповещения. Экскурсия в пожарную часть. Д/ и «Один – много», Лото «Пожарная безопасность», «Выбери нужное», «Чудесные спички», «Собери картинку», «Что нужно пожарному для работы». Чтение произведений: К. И, Чуковского «Путаница», сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Дядя Степа», Б. Житкова «Пожар», «Дым». Набор подручных сре дств дл я тушения пожара детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса. Двор: дом, колодец. Детская мягкая игрушка кошка. Спецодежда – жилеты, ремни, каски, рукавицы. Пожарная машина. А чтобы было понятно, что это пожарная машина – приделать к ней табличку “МЧС. Телефон для диспетчера, тетрадь- журнал, ручка, красная кнопка на столе. Командир пожарной команды: Принимает решения, подает команды. Ведет связь по рации с диспетчером и пожарными. Тушит вместе с пожарными. Ведет беседу с жителями города. Проверяет работу пожарных и оснащение машин. Пожарные: получают сообщения о пожаре от диспетчера. Выезжают на пожар. Спасают людей и животных, оказывают первую медицинскую помощь. Ведут разговоры по рации, докладывают командиру, диспетчеру. Диспетчер пожарной службы принимает вызовы о пожаре. Ведет запись всех вызовов П ередает сообщения пожарным. Сюжетно- ролевая игра «Строительство» Цель: Формировать конкретные представления о строительстве, об инструментах необходимых для строительства. Закреплять знания о рабочих профессиях; воспитыва ть уважение к труду строителей. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Экскурсия на стройку. Беседа со строителями. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом? » С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр. Строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы- заместители. Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик. Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта. Сюжетно- ролевая игра «Семья. Мамин праздник» Цель: Закреплять представление детей о весеннем празднике 8марта. Учить раскрывать нравственную сущнос ть деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог. Воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Просмотр компьютерной презентации на тему: «Международный женский день! » Экскурсия в цветочный магазин. М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла? » Е. Пермяк «Мамина работа» В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Беседа с детьми о профессиях мам. Составление с детьми рассказов на тему: «Праздник 8 марта», «Подарки маме и бабушке к 8 марта». Изготовление с детьми «Праздничных букетов». Куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, касса, деньги, цветы приготовленные детьми. Роли: мама, бабушка, папа, дети, продавец. Семья собирается отмечать праздник 8марта. Мама и бабушка готовят угощения. Папа и дети готовят подарки для своих женщин. Папа покупает цветы в цветочном магазине, дети готовят открытки своими руками. Папа и дети дарят подарки, бабушке и маме, поют песню, читают стихи, и вся семья садиться за стол кушать праздничные угощения. Сюжетно- ролевая игра « Салон красоты» Цель: Закреплять представление детей о профессиях мам, расширить и закрепить знания о работе в Салоне красоты. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог. Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Экскурсия с детьми в Салон красоты. Рассказы детей о том, что делают люди в салоне красоты, формировать знания о сотрудниках в салоне красоты( администратор, парикмахер, визажист, мастер маникюра, уборщица) . Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Дидактическая игра «Золушка собирается на бал». Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей( халаты, полотенца, салфетки и др. ) Зеркало, набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пеленки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро. Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги. Сюжетно- ролевая игра «Собираемся на прогулку» Цель: Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона. Научить правильно, называть элементы одежды. Закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь». В оспитывать заботливое отношение к окружающим, одеж де. Формы работы по развитию игровой деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Приемы руководства Рассматривание сюжетных картинок на тему «Дети на прогулке» Дидактические игры: «Одень куклу» «Бумажные куклы» «Чья одежда»( мальчики, девочки) Чтение художественной литературы: Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» Кукла, одежда для всех периодов года( для лета, осени, зимы, весны) , маленький шкафчик для одежды и стульчик. Мотивация для детей( в гости пришла кукла Маша) . Кукла Маша хочет гулять, нужно правильно ее одеть. Дети достают из шкафчика кукольную одежду и выбирают подходящую. Дети берут куклу с собой на прогулку. Придя с прогулки, они в правильной последовательности раздеваются и раздевают куклу. Комментируют свои действия.