Программа дополнительно образовательной услуги по сюжетно-ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего дошкольного возраста.
Документы для скачивания
Программа дополнительно образовательной услуги по сюжетно-ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные тенденции: сюжетно– ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора, ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными, игры не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их? Отличительной особенностью этой программы является система и разнообразие работы с сюжетно-ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной программе. В данную программу входят не только сюжетно-ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по сюжетам игр и выставки детских работ.
Программа рассчитана для детей от 3-4 лет, как форма кружковой работы, так и для совместной деятельности детей и педагога, детей и родителей. Работа по программе организуется 1 раз в неделю, во вторую половину дня, для детей второй младшей группы длительность составляет не более 15 минут.
Посредством программы «Удивительный мир игры» у детей будет развит интерес к сюжетно-ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к сюжетно-ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста.
Дополнительная образовательная услуга «Удивительный мир игры» проводится на бесплатной основе, на базе второй младшей группы в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в четверг,4 раза в месяц в 15.25 – 15.40 по подгруппам количество детей 10 человек.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами игры, обязанностями при выполнении той или иной роли.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Основной задачей педагога при организации творческих игр во второй младшей группе является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками.
Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные игры помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию.
Подвижные игры помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей.
Программа кружка рассчитана на один год обучения и направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья.
Система работы, изложенная в данной программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Цель программы: Приобщение детей к совместному игровому процессу, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей.
Задачи:
- Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками;
- Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения;
- Активизировать все виды деятельности через игровые действия;
- Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу;
- Укреплять здоровье детей;
- Развивать и пополнять предметно – развивающую среду;
- Познакомить родителей со значимостью игры в жизни ребенка.
Данная программа организуется во второй младшей группе с октября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей.
Образовательные области.
Цели:
Социально – коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Познавательное. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и об окружающем мире.
Речевое – развитие. Овладение речью, как средством общения и культуры.
Художественно – эстетическое развитие. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.
Физическое. Развитие двигательной активности.
Роль педагога.
Роль педагога в совместной кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника.
1) «Участник – партнер» - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
2) «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия.
3) «Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Краткая характеристика программы.
Данная программа направлена на развитие здоровья, умственного и физического развития детей, на формирование положительных взаимоотношений, обогащение речи, формирование творческих способностей.
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей по теме: «Игра в жизни ребенка».
Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Заключительный этап.
Результаты проведенной работы:
Обогатили развивающую среду группы;
Повысили у детей познавательный интерес;
У родителей расширились знания об игре детей;
Приготовили фотовыставку « Мы играли целый год»
Календарно-тематический план.
Месяц |
Недели |
Тема |
Познавательный компонент |
Практический компонент |
Приемы руководства |
Октябрь «Семья»
|
1 |
«Утро в семье» |
Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать способность принимать на себя роль. Учить играть рядом, не мешая друг другу. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. Продолжать учить связно, передавать в игре несколько последовательных эпизодов.
|
Беседа «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картин «Наша семья». Чтение А.Барто «Машенька», «Семья», Е.Благинина - «Вот какая мама», З.Александрова- «Купание», Е.Благинина «Посидим в тишине» Д/игры: «Вот какая мама», «Оденем Сашу на прогулку», «Накрой стол для гостей», «Обставим Машеньке комнату». Изготовление атрибутов к игре.
|
Обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям. Введение в игру предметов-заместителей. Участие воспитателя в игре.
|
|
2 |
«Большая уборка в доме» |
|
|
|
|
3 |
«Мама пришла с работы»
|
|
|
|
|
4 |
«Бабушка приехала» |
|
|
|
Ноябрь «Больница»
|
1 |
«Кукла Маша заболела» |
Выделять для детей игровые роли через цепочку специфических, предметных игровых действий. Продолжать знакомить с деятельностью врача. Побуждать к объединению в общий сюжет отдельно играющие подгруппы детей. Вызвать интерес к воспроизведению ролевых действий. Учить объединять игры единым сюжетом. Развивать элементарные навыки создания игровой обстановки.
|
Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача. Беседа о профессии врача, медсестры. Беседа «Что такое процедурный кабинет?», «Как я с мамой ходил на прием к врачу». Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра». Чтение «Юля грязнуля», К. Чуковского «Доктор Айболит». Д/игры: « Что нужно врачу?» (знакомство с атрибутами). «Кто назовет больше действий?», «На приеме у врача» (обучение диалогу). Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка» Создание проблемной ситуации «Доктор увез все инструменты и лекарства. Как же нам лечить кукол? (поиск - предмета - заместителя). Включение в игру машины «Скорая помощь» Изготовление маркера «Больница».
|
Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью. Введение в игру предметов-заместителей. Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Больница».
|
|
2 |
«Вызов врача на дом» |
|
|
|
|
3 |
«Работа процедурного кабинета» |
|
|
|
|
4 |
«Поедем в Аптеку за лекарством» |
|
|
|
Декабрь «Шоферы»
|
1 |
«Учимся водить машину»
|
Нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру. Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Побуждать к принятию роли, называние своей роли, обращение к партнеру, как носителю роли. Развивать элементарные навыки создания игровой обстановки. Закреплять знания о правилах дорожного движения.
|
Наблюдение за транспортом; как водитель ухаживает за машиной. Беседа о труде шофера. Рассматривание иллюстраций «Транспорт», картины «Едем на автобусе» Д/игры «Такие разные машины», «Основные части машины»», «На чем ездят люди?», «Что кушают машины?», «Светофор - главный помощник шофера». Постройка автобуса из строительного материала. Чтение Л.Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике», А. Барто «Игрушки», «Умные звери». Пение песни «Машина» Подвижные игры: «Поезд», «Воробушки и автомобиль». Изготовление с детьми билетиков для игры; маркера «Машина» и бензоколонки ( с участием родителей)
|
Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. Участие воспитателя в игре. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Машина».
|
|
2 |
«Шофер привез продукты в магазин»
|
|
|
|
|
3 |
«Ремонт и заправка машины» |
|
|
|
|
4 |
«Мама с дочкой едут за покупками» |
|
|
|
Январь «Детский сад»
|
1 |
«Утро в детском саду» |
Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Продолжать формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-сверстника. Стимулировать ролевой диалог между детьми. Поощрять стремление самостоятельно подбирать атрибуты.
|
Ежедневные режимные моменты в детском саду Экскурсия по детскому саду. Беседа «Что мы знаем о детском саде?», «Кто заботится о нас в детском саду». Рассказы о профессиях работников детского сада. Продуктивная деятельность: «Наш участок» Рассматривание картины «Детский сад». Наблюдение за трудом няни, воспитателя, мед. сестры, повара, музыкального работника, за игрой старших детей. Чтение А. Барто «Игрушки», «Детский сад», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Александрова «Катя в яслях».
|
Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний. Выбор детей на главные и второстепенные роли. Участие воспитателя в игре.
|
|
2 |
«Обед в детском саду» |
|
|
|
|
3 |
«Праздник в детском саду» |
|
|
|
|
4 |
«В яслях » |
|
|
|
Февраль «Магазин»
|
1 |
«Магазин игрушек» |
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты в соответствии со своей ролью, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Расширение сюжета игры с применением дополнительных ролей; расширять знания детей о профессии продавца. Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог. Развивать сюжет игры «Продавец заболел нужно вызвать Скорую помощь»
|
Экскурсия в магазин (с родителями). Беседа «Как я с мамой ходил в магазин», «Для чего нужны магазины, «Что продают в магазине?», «Какие продукты можно купить в магазине?». Рассказ воспитателя о профессии продавца- кто, что делает?. Рассматривание картин «Продавец» из серии «Кем быть». Д/игры «Кукла Катя купила игрушки», «Научим Катю, как вести себя в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку». Изготовление атрибутов к игре: конфеты, кошельки, чеки. Лепка «Овощи и фрукты» |
Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Магазин». Участие воспитателя в игре.
|
|
2 |
«Магазин посуды»
|
|
|
|
|
3 |
«Магазин одежды» |
|
|
|
|
4 |
«В магазин привезли Новые товары» |
|
|
|
Март «Строители»
|
1 |
«Построим дом для куклы Маши» |
Обучать детей реализации игрового замысла и установлению взаимоотношений в игре. Учить сооружать постройки несложной конструкции. Формировать ролевое взаимодействие. Развивать умение использовать предметы – заместители.
|
Целевая прогулка к строящемуся дому. Беседа о труде строителей. Рассматривание картины «Дети играют в кубики», «Играем с песком». Чтение стихотворения «Строительство плотины», Е. Тихеева «Плотник», С. Баруздина «Кто построил дом?». Д/игры: «Опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Подумай и ответь». Рисование «Большие и маленькие дома» Конструирование «Мебель для Маши».
|
Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом. Показ воспитателем разнообразных действий с предметами в соответствии с ролью. Участие воспитателя в игре.
|
|
2 |
«Постройка гаража для машин «(автопарк)» |
|
|
|
|
3 |
«Постройка моста через реку» |
|
|
|
|
4 |
«У Тани День Рождения» |
|
|
|
Апрель «Парик-махерская»
|
1 |
«Прически для девочек» (Учимся заплетать косы).
|
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (парикмахер - клиент), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.
|
Просмотр видео презентации «О работе парикмахера». Беседа о профессии парикмахера «действие парикмахера и клиента», «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Правила поведения в парикмахерской». Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера, альбома с образцами детских причесок. Игровые упражнения «Накрути бигуди», «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Укрась прическу», «Чем работает мастер?»; игровое действие «Учусь плести косичку».
|
Участие воспитателя в игре, с целью показа игровых действий с предметами в соответствии с той или иной ролью. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.
|
|
2 |
«Кукла Катя пришла в парик- махерскую»
|
|
|
|
|
3 |
«Прически для мальчиков» |
|
|
|
|
4 |
«Едем на автобусе в парикмахер- скую»
|
|
|
|
Май «Пароход»
|
1 |
«Моряки готовят пароход к отплытию» |
Способствовать объединению детей в игре. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. Ориентировать детей на сверстника как на партнера. Учить использовать предметы-заместители.
|
Рассматривание иллюстраций на тему: «Водный транспорт», Просмотр слайдов о пароходах и работе речного транспорта. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта. Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», А. Барто «Кораблик». Д/игра «На суше, на небе, на воде». Настольная игра «Транспорт». Аппликация «Пароход на реке». Оформить альбом «Водный транспорт». Изготовление атрибутов бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга с привлечением родителей |
Показ воспитателем разнообразных действий с предметами. Показ ролевого поведения. Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей. Введение в игру предметов-заместителей;
|
|
2 |
«Пассажиры покупают билеты на пароход» |
|
|
|
|
3 |
«Путешествие по реке»
|
|
|
|
|
4 |
«Моряки ловят рыбу» |
|
|
|
Методическое обеспечение
- Программа. Программавоспитания и обучения [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: Мозаика-Синтез, 2011 – 336 с.
- Власенко О. П. [и др. ] Комплексные занятия по программе«От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. [Текст] / авторы- составители О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с.
- Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: пособие/ Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
- Музыка, О. В. Физкультурно – оздоровительная работа [Текст]: пособие/ автор– составитель Музыка О. В. – Волгоград: Учитель, 2013 – 127с.
- Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр [Текст] / Л. Н. Калмыкова. -Волгоград: Учитель, 2014.-247с.