Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 4 годам"
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности интересна детям. Достижение цели игры (составить фигуру, найти фигуру и т.д.) приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребенка в получении результата. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца.
Математическая подготовка ребенка осуществляется под руководством взрослого постепенно. Заниматься с детьми можно в форме игры, беседы, рассказа и объяснений взрослого, а также практическими действиями самих детей ( измерение, прикладывание, накладывание и т. д.)
Под влиянием обучения. внимание ребенка становится целенаправленным и более устойчивым, совершенствуется его память, мышление, речь.
К четырем годам, ребенок должен знать, что окружающие его предметы отличаются друг от друга по величине ( например, играя в мяч ребенок называет маленький, большой мяч; по дороге в детский сад можно сравнивать деревья по высоте; при рисовании сравнить длинный и короткий карандаши и т. д.), по форме (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), пространственному расположению ( вверху, внизу, справа, слева).
Дети должны уметь брать предметы правой рукой, раскладывать их в ряд слева на право, уметь накладывать одни предметы на другие, сравнивать группы предметов по количеству без счета (больше, меньше, поровну).
Для родителей рекомендуем иметь дома мелкие игрушки, предметы; картинки; муляжи фруктов, овощей; геометрические фигуры разные по цвету и величине. Этот материал должен отдельно храниться от игрушек, которыми ребенок играет ежедневно. Также можно использовать разнообразный подручный материал: кастрюли, обувь (детскую и взрослую, фрукты и овощи различные по величине и т.д.)
Ориентировка в пространстве имеет важное значение в развитии ребенка, поэтому важно помочь ребенку научиться определять стороны на самом себе (вверху – там где голова, внизу – там где ноги, впереди – где лицо, сзади – где спина) Родители непринужденно разговаривают с ребенком во время умывания, одевания, называя при этом части тела ( вымой щечки, надень рукавичку на левую руку и т.д. ). Родителям следует помнить, что навыки ориентировки в пространстве требуют многократного повторения.
Также к четырем годам ребенок должен иметь некоторые представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Ребенок лучше усваивает эти знания, если их связать с конкретными действиями, событиями (например, ночью спят, утром просыпаются, делают зарядку, днем гуляют, вечером читают книги, смотрят телевизор).
Важно помнить, что математическая подготовка ребенка осуществляется под руководством взрослого постепенно, что родители должны стать полноправными участниками обучения своих детей, «проживать» с ними все сложности развития, удачи, маленькие победы.