Роль педагога в развитии творческих способностей детей.
Документы для скачивания
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, неуступчивость, равнодушие. Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети пытаются разрешить конфликт с помощью силы, крика.
Недостаточно внимания уделяют этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального. Проблема социально - личностного развития становится не просто актуальной, но одной из самых важных.
И наша задача - помочь правильно и умело приобрести социальные навыки, научить детей адекватно вести себя в обществе.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.
Актуальность и необходимость формирования у детей интереса к театрализованной деятельности и повышения уровня освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» смотивировали меня на разработку проекта «Волшебный мир театра»
Цель: Развитие у дошкольника личностных качеств, необходимых для успешной учебной деятельности.
Задачи:
1.Развивать коммуникативные и двигательные навыки, творческие способности, умения подчиняться правилам игры.
2. Формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев).
3.Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме)
4.Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности.
Была подобрана методическая литература . Разработано тематическое планирование.
Совместно с музыкальным руководителем были подобраны художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок.
Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни.
При создании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала следующие факторы:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Учитывая полоролевые особенности детей, в уголке театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
В группе создан «Уголок театра», где находятся различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, на фланелеграфе), костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, ширмы, настольно – печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции».
В течение года в работе с детьми использовала такие формы и методы работы как
- Просмотр спектаклей и беседы по ним.
- Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре и театральных профессиях через показ презентаций, рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение спектаклей в детском саде.
- Игры драматизации. (по р.н.с….)
- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- Коррекционно – развивающие игры. Игры, направленные на сплочение детского коллектива«Давайте познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала».
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Пальчиковые игры для развития моторики рук.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии«Одно и то же по-разному», «Превращение предмета».
- Творческие игры со словом «Сочини сказку».
- Игровая самостоятельная деятельностьс различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный).
- Совместная изобразительная деятельностьпо изготовлению декораций, масок.
- Знакомство с художественной литературой
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играет наглядный материал(картинки, иллюстрации).При рассматривании иллюстраций, особое внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.( Например:"Что с ним? Почему плачет?)
Дети в группе разные: кто - то общительный, веселый, кто - то застенчивый, кто - то агрессивный, гиперактивный. Для детей с разными особенностями, я подбираю разные роли, сюжеты. Так, гиперактивным детям я предлагаю роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно.
Агрессивным детям стараюсь не давать роли злых, отрицательных персонажей. Застенчивым детям, которые долго не берут на себя какую - либо роль, я предлагаю подражать с места роли героев или коллективно проигрывать роль.
Неуверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, где необходимый атрибут - ширма, за которой ребенок стремится спрятаться от зрителей. Таким образом, театрализованные игры оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяя использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры малыши чувствуют себя раскованно и свободно.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся
участниками событий из жизни людей, животных, растений.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
- осваивают способы их внешнего выражения,
- осознают причины того или иного настроя.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:
- Солёный чай.
- Ем лимон.
- Сердитый дедушка.
- Лампочка потухла, зажглась.
- Грязная бумажка.
- Тепло – холодно.
- Рассердились на драчуна.
- Обиделись.
- Мне грустно.
- Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же я предлагю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития
- активизация словаря,
- совершенствование диалогов и монологов,
- освоение выразительности речи,
- совершенствование звуковой культуры речи.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».
Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово):
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
- Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
- Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
- О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
Велико значение театральной деятельности и в рисовании, лепке, конструировании.
Приобщая детей к театральному искусству, смотрим спектакли в исполнении
взрослых, которые позволяют детям осваивать законы жанра (ТЮЗ Грим –маски г. Екатеринбург, «Да, здравствуют дети!» и др.коллективы
А накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.
Осваивая способы действий, дети начинают все более свободно чувствовать себя в творческой игре. Также использую на занятиях элементы театральной деятельности.
В группе есть много дидактические игр
Особо важным, считаю, организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, можно достигнуть значимых результатов.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
- тематические родительские собрания: «День открытых дверей», «Встреча за круглым столом», «Вечер вопросов и ответов»;
- консультации, оформленные в виде тематических памяток, буклетов, шпаргалок для родителей;
- проведение совместных музыкально-театральных праздников;
- презентации семейного опыта;
- фотоальбомы и фотоколлажи,
- совместное решение проблемных ситуаций;
- «уроки актерского мастерства» при подготовке к праздникам: этюды, тренинги, ролевое проигрывание;
- - информационный банк (аудио-, медиа-, видеотека), благодарственные письма.
Данные формы взаимодействия с родителями способствуют включенности родителей в организацию творческой жизни ДОУ и более заинтересованному восприятию информации и обогащению знаниями в вопросах художественно-эстетического развития детей.
Данные результаты мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей
позволяют сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений,
В заключении хотелось бы сказать еще и об использовании ИКТ в театрализованной деятельности. Это, прежде всего, знакомство с видами и жанрами искусства: драматический театр, балет, опера, оперетта, музыкальные спектакли. Использование мультимедийных установок, позволяет показать детям все многообразие творчества как взрослых, так и детей, познакомить с известными исполнителями и т.д
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что театрализованная деятельность с успехом решает проблемы не только в социально-нравственной сфере дошкольников, но и проблемы формирования интереса к познавательной деятельности, индивидуализации и повышению качества обучения детей в детском саду.