Альбом дидактических пособий по развитию речи
Документы для скачивания
Пояснительная записка
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Одним из направлений в подготовке детей к обучению грамоте является знакомство с предложением.
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без этой работы представление о слове и умение проводить анализ состава слова у дошкольника развивается очень медленно.
На помощь приходит дидактическая игра, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, они помогают длительное время удерживать внимание (то есть концентрировать) на учебной задаче. Деятельность детей сопровождается меньшими затратами нервной энергии. В игре ребенок применяет минимальные волевые усилия.
Наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование схем, картинок позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребенку в обогащении связного высказывания.
Таким образом, изученная мною тема представляется весьма актуальной, потому что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по грамоте более живо и интересно
Тема: «Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий»
Цель: Способствовать формированию системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о предложении как смысловой единицы речи.
Дидактическое пособие
«Составь предложение по двум картинкам»
Цель:формировать у детей умение составлять предложения с двумя заданными словами.
Описание. Пособие состоит из карточек, на которых изображены две картинки, а между ними вопросительный знак.
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшегодошкольного возраста.
Ход игры: Воспитатель детям предлагает вместо вопросительного знака подобрать слово - действие, и составить предложение. Например «Курочка снесла яичко».
Например:
Дидактическое пособие
«Составь предложение с заданным словом»
Цель:формировать у детей умение составлять предложения с заданным словом.
Описание. Пособие состоит из планшета, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов и набора картинок (снеговик, солнышко, зонт, яблоко и т.д.)
Возраст: Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, используется во время занятий и индивидуальной работы с детьми.
Ход игры. Воспитатель детям предлагает составить предложение так, чтобы слово снеговик было в начале предложения (вставив картинку). Например: Снеговика слепили дети. Или составить предложение так, чтобы слово снеговик было в середине слова. Например: Дети снеговика слепили. В конце предложения: Дети слепили снеговика.
Дидактическое пособие
«Составь предложение по заданной схеме»
Цель:формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из двух слов.
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из двух слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение.
Например: Мальчик идет.
Дидактическое пособие
«Составь предложение по заданной схеме»
Цель:формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из трех слов.
Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшегодошкольного возраста.
Ход игры. Используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение.
Например: Девочка кушает суп.
Дидактическое пособие
«Выложи графическую схему к предложению»
Цель: учить детейсоставлять предложение по сюжетной картинке и выкладывать соответствующую графическую схему.
Например:
Дидактическое пособие
«Карусель»
Цель:изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.
Описание.Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные.
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Воспитатель называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложение. Например: Мальчик рисовал дерево. И т.д.
Дидактическое пособие
«Предложения с предлогами»
Цель: развивать пространственные представления детей, работать над простыми и сложными предлогами.
Описание. Пособие состоит из карточек.
Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например: «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик».
На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.
Дидактическое пособие
«Продолжи предложение»
Цель:учить детей согласовывать глаголы настоящего и прошедшего времени с существительными единственного и множественного числа.
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры.Воспитатель называет действие предмета в единственном числе. Ребенок должен подобрать соответствующую картинку, составить предложение, согласовывая глагол с существительным во множественном числе.
Например: Дятел стучит, а дятлы стучат.
Дидактическое пособие
«Собери предложение из кубиков»
Цель:научить детей определять количество слов в предложении, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей.
Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Воспитатель, показывает детям кубики заданного предложения и еще два кубика добавляет лишние, произносит слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Девочка поймала бабочку.
Дидактическое пособие
«Предложение рассыпалось»
Цель:научить детей определять количество слов в предложении, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей.
Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки заданного предложения и еще две картинки добавляет лишние, произносит слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Мальчик идет домой.
Дидактическое пособие
«Подбери пару»
Цель:упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Описание: Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого слева и справа наклеено одинаковое количество кармашек (по 4 шт.). На диск в центр прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры.Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в левой половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Подбери пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В левой половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кармашек справа. В этот кармашек нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка слева». Ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Лук – жук»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.
Дидактическое пособие
«Собери слово»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Описание: планшет, с кармашками. Разное количество разноцветных кругов
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры: На столе разложены круги. Ребенку предлагается выбрать круги одного цвета. Прочитать слоги на каждом круге. Собрать из слогов слово. Прочитать получившееся слово. Подобрать картинку.
Дидактические пособия
«Ракеты»
Цель:дифференциация гласных и согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) звуков.
Описание: три ракеты с кармашками разных цветов (красная, синяя, зеленая)
Возраст:пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры: Ведущий (может быть ребёнок, показывает играющим детям по одной карточке). Ребёнок произносит звук, объясняет, почему этот звук подходит именно к этой ракете.
Например: звук «З», живёт в синей ракете со звоночком, потому что звук «З» - согласный звонкий;
Звук «А» живёт в красной ракете, потому что звук «А» гласный, а гласный звук обозначается красным цветом.
Выигрывает тот, кто правильно расселит все звуки по ракетам.