a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс для педагогов "Проведение артикуляционной гимнастики"

Автор: Потапова Екатерина Леонидовна Опубликовано: 2019-05-26 12:27:24

Документы для скачивания

Мастер- класс для воспитателей ДОУ « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики » Цель мастер- класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики; Задачи: - обучение управлению органами артикуляции; - развитие координации и движений артикуляционного аппарата; - воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи. Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки. Ход мастер- класса: 1. Орг. момент. З накомство педагогов с темой, целью, задачами мастер- класса. 2. Основная часть. Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики Речь не является врожден ной способностью, она формирует ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального ста новления звукопроизношения явля ется полноценная работа ар тикуляционного аппарата. Бытую щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоя тельно, без специального воздей ствия и помощи взрослых будто бы ребенок сам постепенно овлад евает правильным произношением, глубоко ошибочно. И одни х только занятий с логопедом не достаточно для выработки пр очных навыков правильного звуко произношения, необхо димы дополнительные упражнения с родителями. Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата( губ, щек, челюстей, языка, мягкого неба) Цель артикуляционной гимнастики   заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребе нка спина прямая, тело не напря жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога долж но быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2- 3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гим настика не достигает своей цели. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, ис пользуя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д- д- д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и система тической работы. Виды артикуляционных упражнений: - Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артик уляционную позицию 5- 10 секунд 1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с 2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с 3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с 4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с 5. « Желобок ». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз. - Динамические упражнения( ритмичное повторение движений по 6- 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. 1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз. 2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз. 3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба 4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз 5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз 6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз 7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо( «потолочек») , делая движения языком вперёд- назад. Проделать 10 раз. 8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед- назад. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2- х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраст а для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2- 3 упражнений за раз. 3. Заключительная часть. С амоанализ деятельности учителя- логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Оставить комментарий: