Конспект образовательной деятельности «Откуда берется звук?»
Документы для скачивания
Конспект образовательной деятельности «Откуда берется звук?»
Пояснительная записка:
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. В ходе опытов, экспериментов ребенок усваивает все знания прочно и надолго. Он видит, слышит и делает все сам.
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных опытах, развивает мыслительную деятельность, стимулирует любознательность ребенка.
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Закреплять представления детей о понятии «звук».
Сформировать представления о характере звука – громкости, тембре, длительности, высоте.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Выявить причины усиления и ослабления звука.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
Материал к занятию:
Магнитофон карточки f и p
Бумажные воронки
Пластмассовые бутылочки с водой
Бумага
Музыкальные инструменты
Посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.
Ткань (полотенце)
Одноразовые стаканчики с резинкой
Ритмический куб
Картинки животных
Карандаши
Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.
Ход нод.
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята!Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Зашагали все на месте.
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель:Что мы сейчас делали?
Дети:Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)Они называются – шумы.А какие еще существуют звуки?
Дети: Музыкальные.
Муз.руководитель: Наш голос – музыкальный инструмент (опыт с горлышком)
Если дрожит – значит звучит.
Исполнение песни «Добрые слова»
Музыкальный руководитель: Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»
Цель нашей поездки: узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?
Нас зовет голосок, это поезда гудок. Все занимаем места в музыкальном экспрессе.
Звучит песня «Поезд Антошка», дети двигаются змейкой по залу.
Музыкальный руководитель: Первая станция «Узнавайка!»
Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?
Дети: Чтобы слышать. …Чтобы слушать…
Музыкальный руководитель: Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и (дети называют антонимы: неприятные, громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!
- Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»
- Где у человека расположена макушка?
- Что у человека находится на макушке?
- Где у человека расположены уши?
- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:
- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
- Что ответил Красной Шапочке волк?
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?
Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и говорит тихим шепотом.
«Давайте сейчас посидим в тишине, так тихо, как будто это во сне».
Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.
Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.
(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).
- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкоеслышание спасает их от опасности.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.
- Опыт с водой в бутылочках.
- Опыты с пластмассовыми стаканчиками и резинками.
- Опыты с листами бумаги.
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Музыкальный руководитель: Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать. Давайте с вами выясним, обладают эти звуки такими же качествами, что и музыкальные.
Дети называют свойства музыкальных звуков: высота, тембр, длительность, динамика.
Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов и попробуйте определить ее на слух?
Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.
Музыкальный руководитель: Обладают ли шумовые звуки длительностью?
Игра «Ритмический куб»
Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать длительностью.
Музыкальный руководитель: Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука.
Игра на маракасах «Громко – тихо»
Музыкальный руководитель: А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся шумы?
Опыт с полотенцем.
Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.
Музыкальный руководитель: И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Вот сколько полезного мы узнали на этой станции, а наше путешествие продолжается.
Следующая станция «Студийная», мы приехали на студию озвучивания мультфильмов.
При помощи разных приспособлений – шумовых инструментов – можно изобразить и различные звуки природы.
Я предлагаю озвучить стихотворения. Первая группа озвучивает при помощи самодельных шумовых инструментов, а вторая без всего, с помощью своего тела.
Была тишина,
Тишина
Тишина…
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько-
Ты слышишь?-
Закапал
Закапал,
Закапал по крыше…
Сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже
Барабанит!
Уже, барабанит! (А. Шибаев)
Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)
Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат (А. Усачев)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Справились с заданием.
Наш поезд продолжает свое следование, мы приближаемся к станции:
«Слу – ду – дей!» Что значит: слушаем, думаем, действуем!
Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут украсить любое музыкальное произведение.
Оркестр «Посуда»
Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль
Музыкальный руководитель: Наш поезд подъезжает к последней остановке.
Станция «Цветочная». Только вот беда, нас хотели встретить здесь с цветком, а лепестки разлетелись. Собрать этот цветок сможете только вы, если вспомните все, что мы сегодня узнали в нашем путешествии о звуках. И сделаете правильные выводы.
Детям читаю задания на лепестках и они собирают цветик – семицветик.
Задания:
- Какие уши лучше слышат?
- Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?
- Как ослабить силу звука?
- Что такое звук?
- Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых?
- Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»
- Голос человека, шумовой или музыкальный инструмент?
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Закончить его я хочу стихотворением:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!