Проект "Поможем мы любимым мамам!"
Документы для скачивания
Проект «Поможем мы любимым мамам!» направлен на развитие детей в познавательной деятельности, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков в процессе различных форм работы, посвященных маме и ее труду. Проект предназначен для реализации в подготовительной группе детского сада с учетом требований программы «Радуга» и в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В приложениях представлены практические материалы работы с детьми по теме проекта.
Проект адресован воспитателям, музыкальным руководителям, родителям воспитанников детских садов.
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………………………….3
1.Актуальность проекта………………………………………………………….4
- Направленность проекта……………………………………………………….6
- Условия реализации проекта…………………………………………………..7
- Этапы проекта…………………………………………………………………..9
- График мероприятий…………….……………………………………………15
- Результаты реализации проекта..…………………………………………….21
- Приложения …………………………………………………………………25
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Поможем мы любимым мамам!» |
Вид проекта |
Познавательно-творческий |
Разработчики проекта |
Воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель |
Цель и задачи проекта
|
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к матери, осознанного понимания особой роли матери в гармоничном развитии и благополучной социализации детей, значимости мамы в жизни ребенка, семьи.
Задачи: 1.Углубление знаний детей о роли мамы в жизни ребенка, семьи, ее профессии, труде. Способствовать повышению авторитета материнства.
2. Развивать детскую речь через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме, обогащать словарный запас детей. Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.
3.Воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, стремление оказывать ей посильную помощь (убирать игрушки, накрывать на стол и др.). Развивать коммуникативные навыки детей. Побуждать детей и родителей к активному участию в ходе реализации проекта.
|
Актуальность проекта
ФГОС ДО требует от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка, развития его творческих проявлений. Большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём.
Взаимодействие ребенка с матерью - вот то, с чего начинается жизнь маленького человека. С самого раннего детства ребенок учится общению, доверию к близкому человеку. Мама показывает ему, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями и потерями. Мама – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности, той части нашей души, которая отвечает за успех в жизни. Мама особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям. Малыш, начиная с самого раннего возраста, должен понимать, что роль мамы в воспитании ребенка велика и имеет особую ценность. В понимание ребенка следует заложить ряд жизненных ценностей, в которые будет входить, прежде всего, уважение к матери, к близким людям, к семье. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он не ценит этой любви. Именно поэтому встает необходимость в поднятии статуса мамы, воспитании уважения и любви к ней.
Проведя диагностическую беседу, мы выявили, что дети мало знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах, прошлом детстве. Дети имеют неполное представление о профессиональной деятельности матери и ее трудовых действиях. Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, воспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей. Мы выявили проблему: преобладание у детей потребительского отношения к
матери, недостаточность знаний о ней. Ведь, к сожалению, чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не с духовными. Детям, в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе. Было принято решение особое внимание уделить социально-личностному развитию старших дошкольников, особенно формированию гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств по отношению к матери, семье.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта. Поэтому было принято решение реализовать данный проект, так как
проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развитие детей в разных видах деятельности более эффективно решается при объединении усилий всех специалистов дошкольного учреждения и их родителей. Актуальность проекта «Поможем мы любимым мамам!» и состоит в том, что он помогает организовать совместную работу по данной теме.
Направленность проекта
Проект «Поможем мы любимым мамам!» направлен на развитие детей в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
В процессе реализации проекта работа педагогов направлена на развитие познавательной деятельности, активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств ребенка, его эмоциональной сферы. Интегрированный подход позволит развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость ребёнка на произведения литературы, музыки.
Данный проект так же направлен на организацию совместной творческой деятельности педагогов, детей и их родителей, на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Условия реализации проекта
- Стремление участников проекта к формированию положительного отношения детей к познавательной деятельности, развитие интереса к труду мамы, ее профессиональной деятельности;
- тесное сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, вера в конечный результат;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, учитывая возрастные возможности и особенности воспитанников;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе персонажа, роли в сюжетно-ролевых, театрализованных играх, играх-драматизациях;
- сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
Этапы проекта
Сроки и этапы реализации проекта |
Подготовительный: оценка знаний детьми сведений о маме, ее труде, профессии; вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; сбор необходимой информации; подбор методической и справочной литературы по теме проекта; составление плана мероприятий; создание творческой группы. - подбор необходимых материалов: видео, аудио; репродукций, материалов для чтения, музыкальных произведений; - обновление речевого уголка, познавательного центра, центра по художественно-эстетической деятельности в группе. 10 – 25 декабря Основной: пополнение дидактического материала; проведение основных мероприятий проекта, согласно графику. 25 декабря – 1 марта Заключительный: итоговое мероприятие – драматизация сказки «Сказка про Дуню-ленивицу и Волшебника Оха»; презентация проекта. 1-10 марта
|
Перечень основных мероприятий |
Разработка мероприятий по теме проекта: оценка знаний детей; подготовка дидактического и методического материала; проведение занятий, бесед по теме проекта; составление фонотеки; просмотр видео-материалов по теме проекта; чтение сказок, рассказов, стихов; продуктивная деятельность; подготовка атрибутов к итоговому мероприятию; разучивание музыкального и речевого материала для итогового мероприятия. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, дети, родители |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
В результате реализации проекта дети пополнят, расширят свои знания о труде своей мамы, ее профессии, увлечениях. Дети будут называть прочитанные произведения по теме проекта, передавать их содержание, выделять мораль. У детей будет развиваться познавательный интерес к различным профессиям, домашнему и профессиональному труду мам. Дети получат возможность укреплять физическое здоровье в играх разного вида, общаться со сверстниками, проявлять творческую активность в театрализованной деятельности. Дети получат возможность познакомиться с музыкальными произведениям о маме, семье. Дети продолжат развитие в ИЗО деятельности. В результате реализации проекта у детей будут развиваться коммуникативные навыки. Родители будут активными участниками педагогического, образовательного и творческого процесса. Участники проекта накопят фото-материалы разных видов деятельности. Реализация проекта положительно повлияет на развитие детей во всех образовательных областях с учетом требований ФГОС ДО. |
Этапы проекта
Подготовительный
10-25 декабря
На подготовительном этапе проекта была изучена литература по данной теме. Беседа с детьми показала, что некоторые дети не интересуются трудом мамы, не знают точное место работы, название и особенности ее профессии. Беседа также показала, что не все дети помогают дома маме, не выполняют элементарных трудовых поручений. На этом этапе работы над проектом была скорректирована формулировка проблемы, тема, цели и задачи проекта.
Была подготовлена информация для родителей на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье», «Чем занять ребенка дома», «Ваш ребенок – ваш помощник», «Как провести семейный праздник».
Музыкальным руководителем был подготовлен музыкальный материал по теме проекта. Участники проекта подобрали методическую, художественную, познавательную и справочную литературу по теме проекта, разработали план и график мероприятий по реализации проекта. Была создана творческая группа для практического осуществления проекта, в которую вошли воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители.
Основной
25 декабря – 1 марта
На данном этапе проводились мероприятия по плану, разработанному в подготовительном этапе. Материалы проведенных мероприятий были собраны и в печатном виде представлены в «Приложениях».
Дети получили возможность для самостоятельной деятельности, которая позволила развивать творческое самовыражение, фантазию,
воображение. Педагоги старались создать условия для свободных занятий, что способствовало развитию навыка способов действия и умения, замысла и решения собственных задач, был подготовлен материал для творческой продуктивной деятельности. Родители (к сожалению, не все) включились в педагогический и творческий процесс совместно с детьми в условиях семьи и группы.
На втором этапе работы над проектом были проведены все мероприятия с учетом корректировки.
Заключительный
1-10 марта
На заключительном этапе работы был проведен повторный опрос о значимости мамы в жизни детей, о необходимости посильной помощи ей. Проведено итоговое мероприятие: драматизация сказки «Про Дуню-леницицу и Волшебника Оха». Сказка приурочена к празднованию Международного Женского дня 8 марта. Она проанализирована, отмечены ее положительные и отрицательные моменты. Занятия, беседы, фотографии образовательного и творческого процесса распечатаны и помещены в приложениях. Педагоги детского сада могут воспользоваться материалами проекта для своей работы с детьми по данной теме. Подведены итоги реализации проекта. Проект представлен на педагогическом педсовете
График мероприятий
Месяц проведения |
Мероприятие |
Исполнители, участники |
Январь
Февраль
Март
|
Проведение опроса детей «Что я знаю о маме?» (познавательное, речевое развитие) · Интервью детей «За что я мамочку люблю?» (речевое, социально-коммуникативное развитие) · Сюжетно-ролевые игры: «Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья» (социально-коммуникативное, речевое развитие) · Дидактические игры: «Назови маму ласково», «Накрой праздничный стол», «Угадай по описанию», «Профессии» (познавательное развитие) · Беседа «Все профессии важны» (познавательно, речевое развитие) · Познавательные минутки «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Что умеют мамины руки?» (речевое, социально-коммуникативное развитие) Просмотр мультфильма «Так сойдет» Беседа по содержанию (познавательное, речевое развитие) Рисунки «Во что играла моя мама, когда была маленькая» (художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальное заучивание стихов, пословиц, отработка дикции, выразительности речи. Репетиции инсценировок. (речевое развитие) Беседа «Все профессии важны» (познавательное, речевое развитие) Постановка танца «Душечки-хрюшечки» (физическое, художественно-эстетическое. Музыка, социально-коммуникативное развитие) Рассматривание иллюстраций о профессиях и беседа по ним (познавательное, речевое развитие) Чтение стихотворения Н. Саксонской «Разговор о маме», беседа по содержанию (речевое развитие) Чтение сказки «Как котенок маму искал» (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие) Разучивание песни «Март в окошко тук-тук-тук…» (художественно-эстетическое развитие. Музыка) Беседа по содержанию стихотворения А. Барто «Разлука» (познавательное, речевое развитие) Чтение сказки В.Осеевой «Сыновья», мораль сказки (познавательное, речевое развитие) Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» и беседа по ее содержанию (познавательное, речевое развитие) Разучивание песни «Маленькая мышка» с использованием музыкальных инструментов (художественно-эстетическое развитие. Музыка) Чтение стихотворения «Мама поет» (речевое развитие)
Постановка танца «Завалинка» (физическое, художественно-эстетическое. Музыка, социально-коммуникативное развитие)
Мини-беседа «Увлечения моей мамы» (речевое, социально-коммуникативное развитие)
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Мама спит, она устала…» (речевое развитие) Продуктивный труд «Фартучек для мамы» ( художественно-эстетическое развитие) Чтение и беседа по стихотворению Е. Благининой «Вот какая мама» (познавательное, речевое развитие) Чтение нанайской сказки «Айога», беседа по ее содержанию, мораль сказки (познавательное, речевое развитие) Продуктивный труд. Аппликация «Досточка для мамы» (художественно-эстетическое развитие) Слушание пьесы П.И.Чайковского «Мама» (художественно-эстетическое развитие. Музыка) Слушание пьесы Арсеева «Мама и папа разговаривают» (художественно-эстетическое развитие. Музыка) Слушание пьесы Гречанинова «Материнские ласки» (художественно-эстетическое развитие. Музыка) Пословицы, поговорки о труде (познавательное, речевое развитие) Чтение стихотворения Е. Григорьевой «Мама» (речевое развитие)
Беседа «Профессия моей мамы» (познавательное, речевое развитие)
Загадки про мамины профессии (познавательное, речевое развитие) Рисование «Портрет моей мамы» (художественно-эстетическое развитие) Чтение рассказов Носова «Огурцы», «Заплатка», «Огородники», «Мишкина каша» (познавательное, речевое развитие) Описательный рассказ «Моя любимая мама» (познавательное, речевое развитие) Ри Рисование «Букет для мамы» (художественно-эстетическое развитие) Слушание пьесы Г.Свиридова «Упрямец» с просмотром видео (познавательное, художественно-эстетическое развитие) Продуктивная деятельность «Цветок для любимой мамы» (художественно-эстетическое развитие) (посадка цветов в горшочки - подарок на 8 марта) Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» (познавательное, художественно-эстетическое развитие) Итоговое мероприятие. Драматизация сказки «Про Дуню-ленивицу и Волшебника Оха» Повторное проведение опроса детей на тему «Что я знаю о маме?» (познавательное, речевое развитие) Презентация проекта
|
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети, родители
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. рук-ль, воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Музыкальный руководитель, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель, воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель, дети
Воспитатели, дети
Муз. руководитель, дети
Воспитатели, дети
Родители, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз.руководитель, воспитатели, дети
Муз.руководитель, воспитатели, дети
Муз.руководитель, воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз.рук-ль, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Муз. рук-ль, воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатель, дети
Муз. руководитель, воспитатели, дети, родители Воспитатели, дети
Муз. руководитель, воспитатели
|
Результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты |
Промежуточные результаты |
· Обогащение предметной среды по теме проекта · Расширение представлений детей о многообразии женских профессий, их особенностях и значимости для людей · Вовлечение детей в творческую деятельность · Развитие познавательного интереса к домашнему труду · Развитие коммуникативных навыков · Вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность · Будут разработаны конспекты занятий, бесед по теме проекта с возможностью их дальнейшего использования в работе · Обогатится словарный запас детей · Совершенствование монологической и диалогической, связной речи детей · Пополнение знаний детей по теме «Профессия моей мамы» · »; · У детей повысится статус семьи, чувство гордости и уважения к своим мамам. · Дети познакомятся с художественными, литературными произведениями, будут анализировать их · Дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье · У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках · Появится заботливое, уважительное отношение к матери · Создастся душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей
|
· Предметная среда пополнена д /и «Профессии», «Кем стать», иллюстрациями по профессиям · У детей повысился интерес к труду мам, их профессиям и особенностям · Дети получили знания о разнообразии женских профессий и их значении для людей · Повысился уровень артистических способностей детей и их коммуникативных навыков · Использование игр, театральных этюдов, сочинение мини-рассказов положительно повлияло на диалогическую и монологическую, связную речь детей · К реализации проекта и проведению итогового мероприятия привлечены родители · Работа над проектом положительно повлияла на эмоциональную сферу детей · Проявилась доброжелательность в отношениях со сверстниками и взрослыми на примере поступков героев литературных произведений · Продолжилось развитие творческой активности детей, освоение детьми различных видов творчества · Продолжилось развитие детско-родительского сотрудничества · Слушание музыки положительно повлияло на эмоционально-оценочное отношение к музыке · Осуществлено тесное взаимодействие педагогов в работе над проектом · Не все родители были вовлечены в ход проекта, отмечена их пассивность · Итоговое мероприятие посетили 98% родителей · У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках · Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за нее, трепетное отношение к ней · Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме, ее успехах · Дети называют профессии своих мам, место работы, особенности ее труда, значении профессии мамы для людей и страны |
Беседа «Все профессии важны»
Цель: Формирование представлений о труде родителей, взрослых людей.
Задачи:
- Формировать представление о важности каждой профессии для людей, для страны.
- Развивать любознательность детей к профессиям взрослых, родителей. Обогащать словарь. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, родителей.
Ход беседы:
Ребята, сегодня я прочитаю вам стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть?» Послушайте его.
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Нужные работники - столяры и плотники! Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берём бревно и пилим доски длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась добела. Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки - работа другая: сучки, закорюки рубанком стругаем.
Хороши стружки - желтые игрушки. А если нужен шар нам круглый очень,
На станке токарном круглое точим.
Готовим понемножку то ящик, то ножку. Сделали вот столько стульев и столиков!
Столяру хорошо, а инженеру - лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтоб было нарисовано здание славное, живое словно.
Это будет перед, называется фасад. Это каждый разберет - это ванна, это сад.
План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук. Упираются леса в самые небеса.
Где трудна работка, там визжит лебедка; подымает балки, будто палки.
Перетащит кирпичи, закаленные в печи. По крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом на все четыре стороны,
И заживут ребята в нем удобно и просторно.
Инженеру хорошо, а доктору - лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат.
Я приеду к Пете, я приеду к Поле. - Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен? Как живете, как животик?
- Погляжу из очков кончики язычков. - Поставьте этот градусник под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно градусник под мышки.
- Вам бы очень хорошо проглотить порошок
И микстуру ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь поспать бы, вам - компрессик на живот,
И тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет.
Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат.
Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод.
Народа - уйма целая, тысяча двести. Чего один не сделает - сделаем вместе,
Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим;
Молот паровой гнет и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим.
Работа всякого нужна одинаково. Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты.
И идет работа всех прямо в сборочный цех.
Болты, лезьте в дыры ровные, части вместе сбей огромные.
Там - дым, здесь - гром. Громим весь дом.
И вот вылазит паровоз, чтоб вас и нас и нес, и вез.
На заводе хорошо, а в трамвае - лучше, я б кондуктором пошел, пусть меня научат.
Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда,
Ему весь день в трамваях ездить можно.
- Большие и дети, берите билетик, билеты разные,
Бери любые - зеленые, красные и голубые.
- Ездим рельсами. Окончилась рельса, и слезли у леса мы, садись и грейся.
Кондуктору хорошо, а шоферу - лучше, я б в шоферы пошел, пусть меня научат.
Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший шофер я - сдержать нельзя.
Только скажите, вам куда надо - без рельсы жителей доставлю на дом.
Едем, дудим: "С пути уйди!"
Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше, я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер. "В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели".
Бояться не надо ни дождя, ни града. Облетаю тучку, тучку-летучку.
Белой чайкой паря, полетел за моря. Без разговору облетаю гору.
"Вези, мотор, чтоб нас довез до звезд и до луны,
Хотя луна и масса звёзд совсем отдалены".
Летчику хорошо, а матросу - лучше, я б в матросы пошел, пусть меня научат.
У меня на шапке лента, на матроске якоря. Я проплавал это лето, океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете - морской дорожкой на реях и по мачте карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная,
Открою полюс Южный, а Северный - наверное.
Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!
Воспитатель: - Ребята, вы поняли, о чем говорится в этом стихотворении? Расскажите.
Дети: ….
Воспитатель: - А что означает слово « профессия»? (…) Профессия означает: дело, работа, занятие. На свете есть много профессий. Ребята, как вы думаете: кисти, краски, картина к какой профессии принадлежат? Правильно, художник. А теперь догадайтесь, о какой профессии я скажу:
В прошлый раз был педагогом, послезавтра машинист. Должен знать он очень много, потому что он ... (артист) Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты. В стружках весь его верстак. Вот работать надо как! (…) Это столяр. Именно он может сделать и стул, и стол, и любую мебель. Важна его работа? (…)
Ходит в белом колпаке с поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет. (Повар) Феном, щёткой и расчёской ловко делает причёски (парикмахер)
Кто приносит нам газеты и от бабушки приветы? (Почтальон)
Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять. Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
(доктор) Игрушки, прогулки, шкафчики. Где вы видели? Правильно, в детском саду. А кто вас встречает в группе? (воспитатель).
Если вьётся пламя, дым валит столбом "Ноль - один" мы наберём,
Его на помощь позовём (пожарный) Швейная машинка, нитки, ткань. Кто шьёт одежду? По размеру в самый раз он костюм сошьёт для вас. (Швея)
Молодцы ребята, правильно отгадали все профессии.
«Человек славен трудом» - гласит народная мудрость.
Ребята, расскажите, кем работают ваши родители?(…)
Как, вы думаете, важен их труд? (…) Почему?(…)
Дети отвечают и задают вопросы.
Дети, что будет, если все перестанут работать? (…) Мы бы не смогли бы жить. Почему?(…) Кто строит людям дома? (Строитель, архитектор).
Всем необходимо одеваться. Как называется профессия, в которой люди шьют одежду?(…) Люди хотят много знать и уметь. Кто воспитывает детей, учит их? (…) А кто пишет книги? (писатели). Всем необходимо передвигаться, в результате появляются профессии, связанные с вождением. Скажите, какой транспорт, вы знаете? Как называются профессии людей, которые управляют машинами…, самолётами…, поездами…, кораблями…
Дети отвечают на вопросы.
А как важна профессия врачей. В чем важность этой профессии? (Они лечат людей.) А кто лечит животных? (Ветеринар) Кто готовит еду детям в детском саду? (повара). Взрослые и дети ходят в парикмахерскую. Для чего? (Чтобы сделать причёску). Каждую работу люди должны выполнять добросовестно.
Как вы думаете, что будет, если свою работу люди плохо будут делать?
Например: строитель плохо построит крышу или портной сошьёт криво
платье?... Чтобы уметь хорошо работать, что нужно делать? (учиться). Учёба-это тоже труд. Учатся и дети, и взрослые.
Профессий много на Земле, и каждая — важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром, а может, инженером.
Возможно, будешь столяром, возможно, милиционером.
Профессий много на Земле, но выбирай, любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь каждая из них важна.
Ребята, мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо
закрыть глаза (воспитатель надевает на детей головные уборы
представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза.
Игра «Кем ты стал?»
На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.
А сейчас, предлагаю вам нарисовать, кем вы хотите стать, когда станете взрослыми.
Затем вместе побеседуем о важности выбранной вами профессии
Пословицы и поговорки о маме
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца - матери и в сказке не найдешь.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Родных много, а мать роднее всего.
С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Материнским словом Бог правит.
Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Сердце матери лучше солнца греет.
Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.
О труде
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Наскоро делать – переделывать.
Что сделано наспех, то сделано насмех.
Терпение и труд все перетрут.
Много слов, да мало дела.
Много крику, да мало толку.
Поменьше слов, побольше дела.
Поспешишь - людей насмешишь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых.
Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.
Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок.
Хочет есть, да не хочется лезть.
Ты меня, работушка, не бойся, Я тебя не трону.
Есть терпение — будет и умение.
Труд кормит, а лень портит.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Работай до поту, поешь в охоту.
Сделал дело — гуляй смело.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Больше науки — умнее рук.
Валентина Осеева, сказка «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Загадки про мамины профессии
- Мастерица на все руки, нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи? (Портниха)
- Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь — как лечиться, знает... (врач)
- Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.
Знает школьник и родитель — проведет урок... (учитель)
- На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец предлагает... (продавец)
5.Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель. Это наша … (воспитатель)
- Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды. (Повар)
- В прошлый раз был педагогом, послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много, потому что он... (артист).
8.На заводе, в проходной она дежурит день-деньской. (сторож, вахтер)
9.На завод пройти хотите? Значит, пропуск предъявите. (дежурный)
10.Из рассыпчатой муки она печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки. Кто она? Угадай-ка. (Пекарь)
11.Феном, щеткой и расческой ловко сделает прическу. (Парикмахер)
12.Доктор, но не для детей, а для птиц и для зверей.
У него особый дар, этот врач - … (Ветеринар)
13.Этот доктор удалит мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг, кто же доктор тот? (Хирург)
14.На работе день-деньской она командует рукой.
Поднимает та рука сто пудов под облака. (крановщица)
15.Она науку изучила. Землю — словно приручила,
Знает она, когда сажать, сеять как, и убирать.
Знает всё в краю родном и зовётся ... (Агроном)
16.Он в сладком цехе день трудился, итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон». Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)
17.Назубок законы зная, все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает, а виновных осуждает. (Судья)
18.Она в автобусе сидит и внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были, чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)
19.Она – вежливая, добрая, но строгая – работница железной дороги.
Встречает она нас на перроне и с нами поедет в вагоне. (Проводница)
20.В книжном море он бескрайнем настоящий капитан.
Отыскать любую книжку помогает быстро нам! (Библиотекарь)
21.Ночью, в полдень, на рассвете службу он несёт в секрете,
Её давно бурёнки знают, всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд всё молоко ей отдают. (Доярка)
Итоговое мероприятие «Сказка про Дуню-ленивицу и Волшебника Оха»
Подготовительная группа
Дети входят в зал и встают полукругом.
1 вед: Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла.
Праздник радостный, светлый и нежный, праздник всех дорогих наших женщин.
2 вед: Чтоб сегодня вы все улыбались, ваши дети для вас постарались.
Поздравления наши примите, выступленье детей посмотрите.
1 р-к: С чудесным праздником весенним сегодня вас мы поздравляем,
С прекрасным, добрым настроеньем мы этот праздник начинаем.
2 р-к: Сегодня в зале нашем мамы, и бабушки собрались в нем.
Звучат приветливые речи, мы всем привет огромный шлем! (машут руками)
3 р-к: С международным женским днем спешим мы вас поздравить.
Ах, да! Забыли поцелуй воздушный вам отправить. (посылают воздушный поцелуй)
4 р-к: Все роли здесь исполним сами и сказка - как подарок маме.
Простите, если что не так, ведь быть артистом – не пустяк!
5 р-к: Вы артистов лучше не найдете. Хоть они не дяди, хоть они не тети.
Кто талантливее всех на свете? Ну, конечно, ваши дети.
6 р-к: Мы любим вас так пламенно и ярко, не только в праздник, но и в будний день.
И сердце от любви пылает жарко и сказку показать сегодня нам не лень!
Драматизация сказки
В ролях: Волшебник Ох, Мама, Дуня, Ваня
Курочка, Петушок, Цыплята, Корова, Мышки, Лиса, Поросята, Подружки.
Звучит музыка вступления к сказке.
На сцене - домик. На кровати спит Дуня, рядом стол, накрытый к завтраку.
Музыка. Выходит Петушок.
Петушок: Рано, рано поутру я кричу «Ку-ка-ре-ку!»,
Я кричу «Ку-ка-ре-ку!», бужу Дуню поутру.
Рано солнышко встает, спать нам долго не дает.
Надо всем нам потрудиться, нам лениться не годится. Ку-ка-ре-ку!
Петушок уходит, входит Мама, садится у кровати.
Мама: Дуня, доченька, вставай, да к работе приступай.
Петушок пропел давно, стало на дворе светло. Надо Милку подоить и цыпляток попоить.
Дуня: Да, сейчас встаю, встаю … Как поспать ещё хочу!
Мама: Кашу съешь - и за дела, будь ты умницей всегда.
На работу ухожу, только к вечеру приду.
Мама уходит. Дуня садится за стол и кушает кашу.
Дуня: Вкусненькая, сладенькая. (повторяет мамины слова, недовольно) Кашу съешь и за дела… Ох! (Вздыхает). Все дела, дела, дела. А гулять-то мне когда?
Вон подруженьки гуляют, в игры разные играют.
Звучит музыка, девочки ставят себе стульчики для танца.
Танец «Завалинка»
Девочки уносят стулья, уходят.
Дуня: Ай, да ну работу эту. Лучше съем-ка я конфету.
Ест конфету и выходит во двор. Во дворе курятник, дом поросят, коровник.
Дуня: Ох, скотины целый двор: и корова, и петух, поросятки – славные ребятки.
Курочки-несушки - пестрые подружки, желтые ребятки - пушистые цыплятки.
Музыка, выбегают Курочка, Петушок и Цыплятки.
1 цыпленок: Я похож на одуванчик. Петушок я буду, мальчик!
2 цыпленок: А я цыпленок девочка, девочка-припевочка.
Курочкой хочу я стать, чтоб цыпляток воспитать.
Цыплята-мальчики: А мы мальчики цыплятки, мы пушистые ребятки.
Все цыплята (к курице): На кого похожи мы?
Курочка: Все вы деточки мои!
Петушок: Ах, наседка, ах, наседка! Вы спешите куд-куда?
Курочка: Надо травочки покушать, да водицы нам попить,
Ведь без этого цыпляткам, я скажу, и не прожить!
(цыплятам) Прежде к Дуне подойдите и водички попросите.
Цыплята бегут к Дуне и пищат: «Пить, пить!».
Дуня: Кыш-кыш, кыш, да не пищите, червяков в земле ищите.
Цыплята, Курица и Петух разводят руками, убегают в курятник.
Музыка, выходит Корова Милка.
Корова: (грустно). Му, му, му… Что-то Дуню не пойму.
Меня, Дуня, подои и на травку проводи.
Дуня: Некогда доить - дела, а пастись иди сама.
Корова разводит руками, уходит.
Дуня: И цыпляток напои, и корову подои.
Всем мне надо угодить. Вот сейчас начнут просить
Двадцать грязных поросят, они тоже есть хотят.
Музыка, выбегают Поросята.
1 поросенок: На нас, Дуня, посмотри, мы не грязны, а чисты.
2 п-к: Были в баньке свинки, намывали спинки. Ну, а после в душе намывали уши.
Уж такие душечки после баньки хрюшечки.
3 п-к: До чего же хороши, все намыли пятачки. Завились хвосточки славно, как крючочки.
4 п-к: Раз мы чистые, Дуняша, где нам вкусненькая каша?
Дуня: Вы замучили меня, всех кормить не хватит дня.
Вон подруженьки гуляют, в игры разные играют.
Я ж должна коров доить и весь двор одна кормить.
Лучше я сачок возьму, бабочек я наловлю.
Дуня берет сачок, ловит бабочек. Поросята разводят руками, убегают.
Музыка, входит Ваня, видит Дуню.
Ваня: Здравствуй, девица-красавица, ты мне очень даже нравишься. Как же звать тебя?
Дуня: Дуняша. Нет меня в округе краше.
Ваня: Будешь ты со мной дружить?
Дуня: Я согласна, так и быть.
Цыплята, Поросята, Корова бегут к Дуне.
Говорят наперебой:
Цыплята: Пить, пить, пить… Корова: Дуня, подои меня… Поросята: Есть, есть, есть…
Дуня: Вы вчера все пили, ели. Как вы все мне надоели!
Ваня: Что я слышу, вот так да! Ты ленива, вижу я. И дружить я не хочу, я другую поищу.
Ваня уходит.
Все животные: Ты ленива и горда! И капризная всегда!
Убегают.
Дуня: (грустно) Что же делать? Ох-ох-ох!!!
Звучит музыка. Появляется Волшебник Ох.
Волшебник Ох: Кто меня сюда позвал? Кто тут громко «ох» сказал?
Дуня (испуганно): Ой! Ты кто?
Ох: Я - волшебник, Дуня, Ох!
Дуня (не поверив): Кто?
Волшебник Ох: (к зрителям) Не верит! (к Дуне)
Правду, правду говорю. Хочешь, в Кошку превращу?
Дуня: Хорошо, тебе поверю, но сейчас тебя проверю.
Жизнь у кошек - просто рай! Ладно, в Кошку превращай..
Звучит музыка.
Волшебник Ох (колдует): Фаю, гаю, маю, таю - Дуню в Кошку превращаю!
Волшебник превращает Дуню в Кошку (закрывает Дуню накидкой, Дуня надевает шапочку Кошки), волшебник Ох уходит.
Дуня: (радостно) Мяу-мяу….
Звучит музыка кошки, Дуня ходит и мяукает. Входит Мама.
Мама: (в сторону) Дуня, дочка, дверь закрой! (к Дуне-кошке) Это что за зверь такой?
Дуня (к зрителям): Меня мама не узнала, промяукала я мало. Мяу- мяу…
Мама (огорченно, оглядывается): Что-то нет моей Дуняши. (смотрит на стол) Утром не доела кашу. (обращается к Кошке) А тебя мне жаль прогнать. Будешь ты в чулане спать. Всех мышей перелови. (кладет у экрана тарелку с сыром) (задумавшись): Где же дочку мне найти? Я к соседям загляну, Там Дуняшу поищу. Уходит.
Дуня: Как в чулане? Почему? Спать в кроватке я хочу!
Плачет, на экране – чулан, заходит в чулан, засыпает. Музыка, вбегают Мышки.
1 Мышка: Видно, крепко Кошка спит!
2 Мышка. Сладко-сладко нос сопит!
Остальные мышки: Пусть подольше кошка спит и усами шевелит.
Дуня (замечает мышек): Мяу… Мышки отбегают и присаживаются.
Дуня-Кошка: Да не бойтесь вы меня, подойдите все сюда! (мышки подходят)
Что вы, Мышки, не дрожите. Лучше вы повеселите.
3 мышка: Послушай нашу песенку, с ней живем мы весело.
Песня девочек-мышек (мальчики-мышки играют на инструментах)
3 Мышка: Вот сырок лежит, Мышата. Как поесть его я рада!
Берут по кусочку сыра, убегают. Заходит Мама, подходит к пустой тарелке.
Мама (грозно): Мыши съели сыр, беда! (кошке) Уходи-ка от меня!
Кошка убегает с криком «Мяу». Мама уходит.
Звучит грустная музыка, выходит Дуня.
Дуня: Мяу-мяу…Ох, ох, ох!
Музыка, появляется волшебник Ох.
Волшебник Ох: Ну как, Дунюшка, дела? Как в чулане поспала?
Дуня-Кошка: Там не жизнь, а просто бяка, лучше б я была Собакой!
Волшебник Ох: Твою волю исполняю и в Собаку превращаю!
Превращение Дуни в Собаку. Ох уходит.
Дуня-Собака: (радостно) Гав, гав, гав…
Звучит музыка собаки, ходит и лает. Заходит Мама.
Мама (удивленно): Ну, а это что за лай?
Дуня-Собака: В дом меня скорей впускай.
Мама (рассматривая Дуню): Вот еще приблудный пес, черные глаза и нос.
(к зрителям) Видно, злая. Пусть живет, дом, курятник стережет.
Обращается к Дуне. Дом, курятник сторожи, да Лису не пропусти.
Мама уходит. Дуня подходит к курятнику.
Дуня-Собака: Опять Мама не узнала. Холодно и зябко тут,
Лисы ночью кур крадут, я Лисы боюсь сама, от нее запрячусь я!
Прячется за дерево. Звучит музыка, появляется Лиса.
Лиса: С детства знает ребятня: нет покоя от меня,
Я тихонько подкрадусь, никому не покажусь!
Всех могу я обхитрить, мне без хитрости не жить!
Рыжим хвостиком махну - всех Собак я обману.
Ах, Цыплятки хороши, съем Цыпленка от души.
Заходит в курятник, забирает одного Цыпленка и они убегают.
Выбегают Петух, курица и цыплята, кричат.
Курица ( взволнованно): Куд-куда, куд-куда, Лиса Цыпленка унесла!
Куд-куда, куд-куда, Лиса Цыпленка унесла!
Вбегает Мама.
Мама: Ой, беда, беда, беда, Лису Жучка проспала! (Дуне-Собаке) От меня ты вон поди, со двора ты уходи!
Дуня убегает, цыплята, курица и петух заходят в курятник.
Мама уходит. Грустная музыка, Дуня вновь заходит.
Дуня-Собака (сердито): Все меня не понимают. Гав-гав! И как только не ругают. Гав-гав! Всем сейчас я покажу - покусаю, накажу!
Бегает к курятнику, к коровнику, к свинарнику и лает.
Музыка волшебника, входит Ох.
Ох (качает головой): Ты ленива и глупа, мой урок не поняла,
И тебя я проучу, в Свинку мигом превращу!
Превращает Дуню в Свинку.
Дуня: Ой, что ты сделал?
Ох (сердито): Раз ты с детства труд не любишь, хорошей девочкой не будешь!
Раз не ценишь доброту и ласку, носи всю жизнь ты поросячью маску!
Ох уходит. Дуня плачет. Заходит Мама, следом за ней Ваня.
Мама (не видя Дуни, печально): Где ты, где ты, моя Дуня?
Ваня: (маме) Я хотел с ней подружиться, коль научится трудиться.
Мама: Ваня! Дунечка пропала! (видит Свинку) Свинка как сюда попала?
(Ване) Надо доченьку искать. (показывает на Свинку) А вот эту можешь взять.
Ваня (Дуне): Ну, пойдем пока со мной. Хозяин вдруг найдется твой.
Иван уводит Дуню. Занавес. Ставится стол, на нем цветы, на полу веник. Звучит музыка. Занавес открывается. На экране дом Вани. Входит Ваня и Дуня.
Ваня: Вот пришли, располагайся. Да ты, Хрюша, не стесняйся!
Я ж работать ухожу, поздно вечером приду. Уходит.
Дуня-Свинка: Меня в дом Иван привел, на работу сам пошел.
Ну, а я не подведу, здесь порядок наведу!
Музыка, Дуня подметает, Появляется Ох.
Ох (зрителям): Ну, скажу, пошли дела, не узнаю Дуняшу я. Видно, Дуня поняла, что ленивою была, что порой была груба. Чары снять с нее, друзья?
Дети: Да!
Ох: Вашу волю исполняю и в Дуняшу превращаю!
Незаметно снимает с Дуни маску.
Дуня (печально): Я порядок навела, и цветочки полила.
Только все равно мне грустно, плакать хочется и скучно.
Мне с Ванюшей не дружить. Хрюшкой мне всю жизнь прожить.
Волшебник подает ей зеркало. Дуня берет зеркало, радостно.
Что за чудо, это я?! Снова стала Дуней я!
Выходят Мама и Ваня.
Мама: Дуня, доченька, нашлась! (обнимает)
Ваня: Мне по сердцу ты пришлась. Ты работать научилась, ты сегодня не ленилась.
Будем мы с тобой дружить, дружбой надо дорожить.
Иван и Дуня кружатся за руки.
Выходят все артисты, встают полукругом, кланяются.
Дуня: Всему свету расскажу, и ребятам накажу: так, как я, не поступайте,
Маму вы не огорчайте, не ленитесь никогда, маму слушайтесь всегда!
Ребенок: Мы вам сказку подарили, долго мы ее учили.
Поздравляем еще раз. Очень, очень любим вас!
Песня «Март в окошко тук-тук-тук»
Сказка «Как котёнок маму искал» (Прописнова)
Однажды котенок убежал из дома от мамы и забрел в лес. Скоро ему стало страшно, и он сказал: - Здесь лес такой густой, густой, я к мамочке хочу, домой. И он заплакал. Его услыхали зайчиха и зайчонок.
Зайчонок посмотрел на котенка и сказал: - Мама, посмотри: зайчонок!
- Не зайчонок, а котёнок. – сказала зайчиха.
Она погладила котенка по голове и спросила: - Что ты плачешь, дорогой?
- К маме я хочу, домой! – ответил котенок.
- Что ж, пойдём скорее с нами, отведём тебя мы к маме.
Навстречу им выбежали мышата. - Ой, смотрите, это кот по тропинке к нам идёт! – закричал один мышонок. - С ним зайчонок и зайчих, разбегайтесь, мыши, лихо! И мышата быстро убежали.
Зайчиха сказала: - Убежали. Плохо дело. Я спросить у них хотела, как дорогу нам найти. Ох, не сбиться бы с пути.
Зайчиха, зайчонок и котёнок пошли дальше и встретили медведя-дедушку и медвежонка. Медведь увидел зайчиху и сказал: - Низко кланяюсь соседке, у тебя такие детки!
А зайчиха отвечает: - Добрый день. Вас видеть рада. Но признаюсь, мне награда только этот вот зайчонок. А другой зверёк - котёнок. Мы его домой ведём, да дороги не найдём.
Медвежонок посмотрел на котенка и сказал деду: - Деда, видел я бельчат, но не видел я котят. Он такой смешной, пушистый, мех на спинке серебристый. Маленький, а с коготками. Как же он ушёл от мамы? Я большой, и лес я знаю, но один я не гуляю.
А дед-медведь говорит зайчихе: - В чаще мы живём, соседка, и выходим очень редко. Я б пришёл к вам на подмогу, но не знаю я дорогу. Ты, зайчиха, не серчай, нам идти пора, прощай. И они ушли.
Зайчиха, зайчонок и котёнок пошли дальше, навстречу им вышли лиса и лисёнок. Зайчиха поприветствовала лису: - Здравствуй, лисонька.
- Привет. Мы не виделись сто лет! – ответила лиса.
Зайчиха ей отвечает: - Всё дела: хозяйство, дом. А сейчас искать идём, где живёт вот эта крошка.
А лиса: - У него ведь мама кошка! И говорит своему лисенку: - Видишь, Рыжик, как бывает, кто от дома убегает и не слушается мамы. Плохо быть таким упрямым.
Лисенок ей отвечает: - Что ты, мама, я без спроса не показываю носа. Слушаюсь тебя всегда, и из норки - никуда.
Зайчиха спрашивает у лисы: - Где искать нам дом, скажи? Лиса ей отвечает: - На сосну ты путь держи. Я сама бы отвела, но, соседушка, дела. Ушли Лиса и лисёнок, а котёнок снова начал хныкать.
Торопит их зайчиха: - Так скорей же в путь, ребята, чтоб успеть нам до заката и пошли они дальше. И вот они дошли до сосны: - Вот сосна, конец пути, дальше нам нельзя идти. А невдалеке прыгал воробей. Зайчонок говорит маме-зайчихе: - Мама, видишь, воробей? Попроси его скорей: пусть на помощь к нам придёт и котёнка отведёт. Воробей услышал и спросил: - Вас приветствую, друзья, вы искали воробья? А зайчиха обрадовалась: - Выручай нас, помоги и котёнка отведи. Мама кошка его ждёт. Здесь в лесу он пропадёт.
Воробей гордо сказал: - Я везде, друзья, летаю. Где живёт котёнок, знаю. Что ж, малыш, пойдём со мной, отведу тебя домой.
Котенок поблагодарил Зайчиху: - Спасибо, тётушка зайчиха. Даю Вам слово: никогда от дома не уйду без спроса и буду слушаться всегда.
Стихи для чтения, анализа и заучивания
Елена Благинина, «Мама спит, она устала…»
Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу, а уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой …
А по маминой подушке луч крадется золотой.
И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела – вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела, я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, а потом скользнул ко мне.
- Ничего, — шепнул он будто, — посидим и в тишине.
Вопросы: - О чем это стихотворение?
Почему мама спит, а дочка – нет?
Почему мама устала? Что она делала?
Как нужно вести себя, когда мама отдыхает?
Что нужно делать, чтобы мама меньше уставала? Какую помощь маме можете оказать вы? А ваши родные? И т.д.
Елена Благинина, «Вот какая мама»
Мама песню напевала, одевала дочку,
Одевала-надевала белую сорочку.
Белая сорочка - тоненькая строчка.
Мама песенку тянула, обувала дочку,
По резинке пристегнула к каждому чулочку.
Светлые чулочки на ногах у дочки.
Мама песенку допела, мама девочку одела:
Платье красное в горошках, туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила – к маю дочку нарядила.
Вот какая мама – золотая прямо!
Вопросы: - О чем стихотворение?
Как относится мама к своей дочке?
Почему она ее так наряжает?
Почему маму автор назвал «золотой» и т.д.
Агния Барто, «Разлука»
Все я делаю для мамы: для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу, математику учу.
Все мальчишки в речку лезли, я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни, не купался в речке даже.
Для нее я мою руки, ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке. Мама в городе Прилуки, пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы, отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор на вечерние программы.
Я сидел не слишком близко, но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета, только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость, десять дней еще осталось…
И наверно, по привычке или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички и зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы в нашей комнате. Без мамы.
«Мама поет»
Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам, занята делом и между делом поёт.
Чашки и блюдца перемывает, мне yлыбнyться не забывает и напевает.
Hо вот сегодня голос знакомый словно совсем и не тот:
Мама по-пpежнемy ходит по дому, но по-иному поёт.
Голос знакомый с особенной силой вдpyг зазвyчал в тишине.
Доброе что-то в сердце вносил он… Hе pазpеветься бы мне.
Н. Саконская, «Разговор о маме»
От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее как хорошего друга за то, что у нас с нею все сообща,
За то, что когда нам приходится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою — исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она наша мама, мы крепко и нежно любим ее.
Е. Григорьева, «Мама»
Уехала мама, уехала. Ну вот, я без мамы опять.
И солнце за мамой уехало, наверное, её догонять.
И я бы за мамой уехал, да я бы пешком побежал!
И вдруг я подумал: как часто я маму свою обижал!
Грубил и кричал, даже топал ногами,
Как было обидно, наверное, маме.
И я в одиночку поклялся, лишь месяц да звёзды в окне,
Что если обижу я маму, не будет прощения мне!
Руки моей мамы
Руки мамочки моей – пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы, столько в них любви и силы!
Целый день они летают, будто устали не знают.
В доме наведут уют, платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют,- руки мамы все умеют!
Михаил Светлов
Как жалко, что недели так медленно летят!
Что дети, как родятся, не сразу говорят!
А то бы только-только я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу «Спасибо!» - ей сказал.
Нанайская сказка «Айога»
Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет. Загордилась Айога. Стала часто любоваться собою. Глядит на себя — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется. Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я могу в воду упасть.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется! — отвечает Айога.
— А ты за крупный куст возьмись.
— Руки поцарапаю.
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.
— Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается...
— Возьми толстую иголку.
— Палец уколю! — отвечает дочка.
— Наперсток возьми.
— Наперсток прорвется!
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давайте я схожу за водой.
Пошла на реку и принесла воды.
Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мама!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— Рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у нее вытянулась — стала длинная- Длинная.
Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко!
Разозлилась тут Айога. Побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила — руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го!.. — кричит.
Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей завидит, кричит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Вопросы для обсуждения:
- Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?
- О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?
- Что произошло с Айогой, почему она загордилась?
- Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?
- Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.
- За что была наказана эта девочка?
- Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)
- Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?
- Чему учит эта сказка?
- Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши. Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит: - Я без пимов.
Другой говорит: - Я без шапки.
Третий говорит: - Я без одежи.
А четвертый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу (у народов крайнего севера - верхняя одежда из двух оленьих шкур: мехом внутрь и наружу, в виде рубахи с капюшоном и рукавицами) .надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли.
Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Фотографии
Беседа «Все профессии важны»
Посадка цветка для мамы
Рисование «Портрет мамы»
Сказка про Дуню-ленивицу и Волшебника Оха