a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Интеграция детей с нарушениями слуха в среду сверстников", г. Новосибирск, 2018 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-09 14:54:35

 

Аннотация: статья посвящена вопросу интеграции в дошкольном образовании детей с нарушениями слуха. Представлен опыт работы по временной интеграции слабослышащих и глухих дошкольников в среду слышащих сверстников.

 

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. [2, с.17]

Ребёнок с потерей слуха испытывает трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный социум. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интегрированному обучению и воспитанию детей. [1, с.154] Это объясняется тем, что малыши легко принимают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не обращают внимания на его дефект, часто просто не замечают его.

Из существующих в настоящее время форм интеграции, как одного из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего образовательного учреждения, наиболее приемлемой является временная форма. [3, с.67] Наша школа находится в Красноярском крае, в городе Минусинске и работает  уже 85 лет. При школе функционируют дошкольные группы. С воспитанниками систематически проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на всестороннее их развитие и подготовку к школе. Но при этом наши ребята оказались в полной изоляции от мира слышащих детей, и этоотрицательно воздействует на разные стороны  их психического и личностного развития. Перед педагогическим коллективом была поставлена задача: как вовлечь глухого ребенка в жизнь слышащих сверстников? Обсуждая данную проблему, педагоги стали говорить о временной интеграции наших детей. В результате, для успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, гармоничного развития и становления личности детей с нарушениями слуха, возникла идея создания проекта «Открытое пространство».

С 2015 года в рамках реализации проекта было выстроено сетевое взаимодействие с дошкольными учреждениями: МОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида, МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида».

С целью обмена опыта работы на базе КГБОУ «Минусинская школа - интернат» для узких специалистов, педагогов и воспитателей дошкольного образования проводились методические семинары, мастер-классы по темам «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации», «Приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения слуха» и «Обеспечение единства требований при организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха».

Для сокращения «дистанции» между детьми с нарушениями слуха и слышащими сверстниками,педагогами было принято решение об организации и проведении совместных прогулок, игр, праздников, занятий. Первое знакомство детей проходилов специально организованной деятельности. Ребята сначала играли обособленно, наблюдая друг за другом, неохотно шли на контакт. Воспитатели через игру старалисьвыстроить дружеские взаимоотношения между детьми. Как только малыши немного стали понимать и принимать друг друга, организовали интегрированные занятия по изобразительной деятельности, физической культуре и музыкальному воспитанию.

Для развития доброжелательных отношений между детьми большую роль сыграла организация спортивных мероприятий «Мой весёлый, звонкий мяч», «Эстафета сказочных героев», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Богатыри на Руси», «А ну-ка, малыши», традиционных праздников «Золотая осень», «Здравствуй, Масленица» и другие.

 

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Нам было важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Богатейшим полем для решения данной задачи стала совместная театрализованная деятельность. Воспитателями и музыкальными руководителями началась организация постановки детского музыкального спектакля по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Дефектологи и логопеды работали над произносительной стороной речи, мимикой и эмоциями маленьких актёров. Родители активно включались в подготовку атрибутов, декораций и костюмов для детей.

Юные артисты выступали перед детьми, педагогами, родителямидетских садов «Аленький цветочек», «Звездочка», «Минусинской школы – интернат».

 

С музыкальным спектаклем «Муха Цокотуха» дети приняли участие в городском конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Театральная юность Минусинска-2017» в номинации «Лепесток надежды» и заняли первое место. Евдокимова Арина, воспитанница «Минусинской школы-интернат», за участие в фестивале получиладополнительно диплом «За лучшую женскую роль».

 

В настоящее время продолжается работа над постановкой авторской музыкальной сказки «В лесу» и сказки «Кошкин дом» С.Я.Маршака.

Находясь в речевой среде, у глухих и слабослышащих воспитанников появляется стимул к словесному общению, к развитию навыков диалогической речи, преодолевается коммуникативный барьер и пополняется социальный опыт. В результате взаимодействия со слышащими сверстниками дети с нарушениями слуха становятся более уверенными в себе, между нимиустанавливаются дружеские отношения.

Вовлекая родителей в проект, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителямив общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

 

Список литературы:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).
  2. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих //Особый ребёнок: Исследование и опыт помощи / Под ред. Циганок А.А. – М.: Просвещение, 1998. – 97 с.
  3. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушениями слуха в дошкольные учреждения общего типа //Дефектология. - 1995.-№ 4.-с.66-74.
  4. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.

 

Оставить комментарий: