a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Здоровьесбережение школьников в учебном процессе" в сборнике "Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика", г. Красноярск, 2015 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2019-07-09 17:39:50

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Чупрова Н. А. , учитель- дефектолог г. М инусинск, КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» e- mail: natalya. tchuproova@ yandex. ru, тел. 8 913 529 60 50 Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Все меньше ребят приходит в школу с первой группой здоровья, и, как ни грустно отмечать, их количество по мере взросления только уменьшается. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями( нарушения зрения, осанки, болезни крови, органов дыхания, пищеварительной системы, аллергическая, эндокринная и нервно- психическая патологии и т. д. ) . Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма школьника. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно- значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию, и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Ведь если не будет здоровья, то очень трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать. Можно сказать: здоровый человек – это успешный человек. По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Дети практически лишены двигательной активности, поэтому на занятиях практикую следующие упражнения по здоровьесбережению: танцевальные физкультминутки, физкультминутки по технологии профессора В. Ф. Базарного, которые повышают интерес, настроение детей, подготавливают организм к дальнейшей работе. Движение играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Следовательно о дним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня позволяют игровые перемены. В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожу психофизическую тренировку. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений. Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно- оздоровительной работы, таким как физкультминутки, а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект. Поэтому задачей педагога является – подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий – специальной одежды, помещения и прочих, вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков, занятий. Например, для профилактики близорукости с дет ьми можно проводить физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров( траектории овала, восьмёрки, по которым дети «бегают» глазами, «Весёлые человечки», «Коврик») , пальминг по методике Бейтса, тренажеров В. А. Ковалева « Видеоазимут », В. Г. Жданова «Дорожка», «Змейка», упражнения «Большой палец», «Циферблат». Для формирования правильной осанки у детей во время письма и чтения используем мешочки с песком 10Х10 см. Во время пауз этими же мешочками пользуемся при ходьб е, организуем игры и упражнения «Встань, как я», «Как стоять? », «Держи голову прямо», «Не урони мешочек» и другие. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Известно, что среди факторов обусловленности потери здоровья школьниками на долю внутришкольных факторов среды обитания может приходиться до 20% . Однако, если принимать во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила этого влияния на их здоровье возрастает многократно. В этих условиях справедливо признается, что охрана здоровья учащихся не может обходиться без участия педагогов. Выдвигается лозунг, суть которого в том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся – проблема и педагогическая. Характеризуя факторы внутришкольной среды, обусловливающих снижение уровня здоровья от первого до последнего года обучения, с одной стороны говорится о рисках, связанных с несоблюдением физиолого- гигиенических требованиях к условиям обучения, с другой стороны с большим объемом нагрузки. Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где использование здоровьесберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования, и служить как на благо сохранения здоровья учащихся и педагогов, так и повышению качества образования. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо проводить последовательно, с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения с обязательным контролем его эффективности. Уместно будет отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются важной основой охраны здоровья учащихся. Задача педагогов – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами. Библиографический список: Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1- 4 классы. – М. : ВАКО, 2007. – 304с. –( Педагогика. Психология. Управление) . Педагогические технологии воспитательной работы в специальных( коррекционных) школах I и II вида: Учебное пособие. Часть 2/ под ред. Речицкой Е. Г. . – М. : ВЛАДОС, 2009. – 389с. –( Коррекционная педагогика) Базарный В. Ф. Массовая первичная профи лактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно- познавательной деятельности в детских садах и школах. – Красноярск, 1989. – 20с.

Оставить комментарий: