Статья "Формирование речевых способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха" на Всероссийской конференции (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященной 150-летию со дня рождения Е.Г.Ласточкиной, г. Казань, 2019 год
Документы для скачивания
Развитие речи детей является многоплановым процессом и центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.
Важным условием речевого развития детей с нарушениями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Создание слухо-речевой среды предполагает:
- постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможностей понимания речи окружающих;
- использование качественной стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов, обеспечивающие более полное восприятие речи и звуков окружающего мира, формирование устной речи;
- контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сформированных речевых умений;
- речь взрослых должна являться образцом, быть эмоционально окрашенной, иметь нормальный темп и громкость;
- организация специальных занятий по развитию речи.
Систематическое проведение занятий по развитию речи нам позволяет закрепить, систематизировать речевой материал, который сообщался детям в быту, играх, труде, ознакомлении с окружающим миром; обогатить словарь детей новыми словами и выражениями; формировать разные виды речевой деятельности (дактилирование, говорение, слухо-зрительное и слуховое восприятие, глобальное и аналитическое чтение, письмо); развивать связную речь детей.
Работу по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников строим на основе концентрического метода и единого тематического принципа, который позволяет сконцентрировать внимание детей на определённом круге предметов и явлений, закрепить и уточнить речевой материал в разных видах речевой деятельности, развивать познавательные интересы детей.
Обучение языку организуем с учетом особенностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, в единстве с коррекций познавательных процессов, формировании представлений об окружающем мире, накоплении средств взаимодействия с детьми и взрослыми.
Взаимосвязь форм речи в обучении языку глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста определяем рядом факторов: возрастом ребенка, состоянием его слуха и исходного уровня речи, уровнем интеллектуального развития. Устная речь всегда выступает как исходная и основная на всех этапах обучения, поскольку она используется в качестве основного средства общения и является основой для формирования других форм речи.
На начальном этапе учим ребенка воспринимать слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводить слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Основной задачей этого периода обучения является работа по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия и формирование первичных произносительных навыков.
Однако устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учим глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках, и готовим ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений, т.к. дидактическая игра является одним из средств развития речи неслышащих детей.
Обучая глобальному чтению и умению отвечать на простые вопросы используем разнообразные игры. Например:
Поезд
Педагог достает из коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного и говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк... едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с нужной табличкой, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.
Семья
На доске прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к доске и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
Поле чудес
На столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с названиями предметов по одной из изучаемых тем недели. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети должны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять ее, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребенка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.
В среднем дошкольном возрасте в качестве вспомогательной формы используем дактильную речь. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки. Через чтение и дактилирование у детей развиваем умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру.
В старшем и подготовительном возрасте повышается роль устной речи: дети воспринимают слухо-зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный материал. На занятиях по развитию речи значение слов рассматриваем в различных смысловых связях. Это может быть уточнение видо-родовых отношений и включение в речь детей обобщающих слов; уточнение слов, имеющих противоположное значение (антонимов); уточнение близких по значению слов (синонимов), побуждение старших дошкольников, особенно слабослышащих, к варьированию высказываний. Уточнение и систематизацию словарного материала связываем с использованием таких методических приемов, как описание предметов и картин, составление рассказов по различной тематике.
Письменная речь формируем параллельно с глобальным и аналитическим чтением, собственным письмом печатными буквами, работой с разрезной азбукой. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводим на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используем.
Формируя у глухих и слабослышащих детей навык аналитического чтения, и развивая связную речь, применяем различные игры. Например:
Посылка
Педагог показывает детям коробку и сообщает, что почтальон принес посылку. Там овощи и фрукты. Педагог дает двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не называя, что там, рассказать детям о предмете, который они получили в посылке. В случае затруднений педагог помогает ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета фрукт? Он большой или маленький?» и т.д. Ответы ребенка записываются на доску. Когда ребенок расскажет все о фрукте или овоще в посылке, дети читают описание, называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол.
Аналогии
Дети читают предложение «Птица летит, а лиса бежит». Затем им предлагается дополнить по аналогии, написанные на доске предложения: «Бабочка летает, а гусеница...», «Лягушка прыгает, а волк...» «Змея ползает, а белка...»
Что ты видел по телевизору?
На столе педагога стоит «телевизор». Педагог предлагает детям посмотреть «кино». Дети рассматривают первую картинку, отвечают на вопросы педагога. Правильные ответы педагог записывает на доску или на наборное полотно выставляются таблички. Затем демонстрируется следующая картинка и т.д. На доске или наборном полотне получается рассказ. Дети его читают и пересказывают по опорным словам или по вопросному плану.
Систематическая работа на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и в разнообразных видах детской деятельности с детьми, имеющие нарушения слуха, приводит к качественным положительным результатам в речевом развитии. Но темпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными. Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и интеллектуальных возможностей ребенка, тесного сотрудничества дефектологов, воспитателей и родителей.
Таким образом, при потери слуха речь у дошкольников самостоятельно не развивается. Формирование речевых способностей у слабослышащих и глухих детей требует специальных методов обучения, без них ребёнок не овладеет всем набором знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения и развития.