Конспект Викторины на тему «Колесо истории»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка( МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка) КОНСПЕКТ образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет Викторина на тему «Колесо истории » Подготовил ст. воспитатель Серякова М. И. Кузнецк 2019 Цель: Формировать представления о протя женности исторического времени на примере истории развития города Кузнецка( древность, период возникновения города, период Великой Отечественной войны, современный город) . Задачи: Формировать осознанное отношение к изучению своей малой Родины. Обобщать и дополнять знания детей о городе, в котором мы живем. Развивать у детей умения выражать свое мнение, выслушивать собеседника. Воспитывать основы гражданственности, бережное отношение к историческому, культурному наследию своей Родины, уважение к старшим, героям Великой Отечественной войны, известным людям – землякам. Интеграция образовательных областей: « Социально- коммуникативное развитие », « Познавательное развитие », « Речевое развитие ». Материал и оборудование: набор схем – пиктограмм( послание из прошлого) ; костюмы для разыгрывания сценки: кузнецов, императрицы, слуг; наковальня; экспонаты краеведческого музея: фотографии и предметы, которые изготавливали на предприятиях Кузнецка( по программе сотрудничества «Музей в чемодане») ; запись песен; видеопрезентация достопримечательностей города; дидактичекая игра «Лента времени». Предшествующая работа: экскурсии в краеведческий музей, музей боевой славы, кинотеатр, в Дом детского творчества, на стадионы «Рубин», «Арена», по улицам города. Рассматривание иллюстраций, вырезок городской газеты «Кузнецкий рабочий», фотографий достопримечательностей г. Кузнецка. Работа с макетом «Путешествие во времени». Беседы о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказывание о знаменитых людях нашего города. Этапы работы 1. Организационный момент Воспитате ль: Предлагаю вам послушать стихотворение о нашем городе: ( расск аз ывает стихот в орение) Средь городов и малых и столичных Один дороже всех моей душе Рабочий город, славой не богатый, О нем не ходит громкая молва. А мне Мары, Песчанка иль Карпаты Знакомые и близкие слова. Хочу, чтоб был он чище и красивей Чтоб был всегда в расцвете молодом Кузнецк, Кузнецк, Ты есть моя Россия И навсегда уже родимый дом. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по эпохам развития нашего города и в этом нам поможет наша любимая игра «Колесо истории». ( звучит мелодия, воспитатель вращает колесо) 2. Актуализация знаний для изучения нового материала. Воспитатель: Какие красивые слова в этом стихотворении о нашем городе подобрал В. Завьялов. Так же красив наш город и сегодня. Но мы знаем, что так было невсегда. 3. Изучение нового учебного материала. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по эпохам развития нашего города и в этом нам поможет наша любимая игра «Колесо истории». ( звучит мелодия, воспитатель вращает колесо) Воспитатель: мы переносимся в эпоху древности…- Что было на месте Кузнецка в древности? ( Ответы детей – лес, гора. Река; обитали мамонты, жили древние люди) Воспитатель: Правильно дети, а сейчас внимание! ( ставлю ребус( несколько карточек с использованием пиктограмм) - Ребята, это послание из прошлого. Как вы думаете, от кого это послание? ( от древнего человека) - Расшифруйте пожалуйста послание. ( можно работать по подгруппам или за столами парами, тройками) Воспитатель: Молодцы дети, вы хорошо распознали условные знаки древних людей и успешно справились с заданием. - Путешествие продолжается( вращаю колесо) Воспитатель: И так, мы в новой эпохе. ( дети разыгрывают сценку: мальчики изображают кузнецов, поют песню « Во кузнице…». Входит царица Екатерина: «Глушь российская, куда я попала? ». Кузнецы – «Ваше Величество – это село Нарышкино». Царица: «У моей кареты отвалилось колесо». Кузнецы: «Мы поможем вам»( стучат по наковальне) . Царица зачитывает указ о переименовании села Нарышкино в город Кузнецк) . Воспитатель: - Дети, кто обратился за помощью к кузнецам? - Почему царица переименовала село в город Кузнецк? ( высказывания детей) . Воспитатель: И снова крутится наше колесо. И мы с вами в следующей эпохе. ( Звучит фо ног рамма песни «Вставай страна огромная…») . Воспитатель: - О чем эта песня? Как она называется? ( Ответы детей – о войне с фашисткими захватчиками, о Великой Отечественной войне) - Правильно, дети. В этом году исполняется 70 лет великой победы нашего народа над Германией. Это очень знаменательная дата: мы все готовимся к этому событию! - Ребята, а как кузнечане помогали фронту? ( ответы детей – на швейной фабрике шили шинели для солдат, на обувной фабрике – сапоги солдатам, на заводе « Кузтекстильмаш » изготавливали снаряды, в школах размещались военные госпитали, по железной дороге отправляли все самое необходимое для фронта) . Демонстрация экспонатов музея. Воспитатель: Ребята, вспомните какие памятные места есть в нашем городе, связанные с Великой Отечественной войной? ( Ответы детей – Холм Славы, аллея героев. Музей боевой славы, памятник Скорбящей мате ри на территории Обувной фабрики) . Дети: - Я хочу рассказать о своем прадедушке, который сражался на фронте. - А у нас дома хранятся награды, фотографии и письма военных лет от мамы моей бабушки. Воспитатель: Да, ребята, мало осталось в живых людей, которые сражались с врагом, но память о героях будет вечной, и все что осталось в память о них, каждой семье очень дорого. - Наши кузнечане внесли большой вклад для победы над врагом. Мы помним всех героев, погибших на этой войне. - Продолжим наше путешествие( вращает колесо) . ( Демонстрирую видеозапись города, его достопримечательности; Звучит гимн Кузнецка в исполнении Д. Кошкаровского) Воспитатель: - Дети, вы узнали эт от город? - Да, ребята это наш город Кузнецк. - Как называют людей, живущих в городе Кузнецке? ( кузнечане) . - Кто же построил наш город? ( рассуждения детей) Воспитатель: - Город – это творение рук человеческих. И мы с вами являемся хозяевами города Кузнецка. И я, и ты, и ваши мамы и папы, мы все очень любим свой родной город. - Как вы считаете, кузнечане хорошие хозяева своего города? ( рассуждения детей) Воспитатель: - Если бы все: и взрослые, и дети не бросали на улицах мусор, не ломали скамейки, не топтали газоны, то город был бы чистым, удобным, красивым. - Дети, а каких известных людей нашего города вы знаете? ( художник Александр Порфирьевич Алферов, поэт и писатель Василий Петрович Завьялов, боксер Роман Александрович Кармазин, Александр Владимирович Климов – руководитель народного хареографического ансамбля «Раздолье») . 4. Закрепление учебного материала. Воспитатель: Ребята, я предлагаю игру «Лета времени». Выберите эпоху, которую вы хотите, подберите карточки – пиктограммы, которые характеризуют данную эпоху. Затем расположите их на ленте времени. ( как вариант: придумать и зарисовать пиктограммы) 5. Итог занятия. Воспитатель: - Молодцы дети! Вы сегодня показали, как хорошо вы знаете историю нашего города. Анализ образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет Викторина на тему «Колесо истории» Анализ цели НОД: цели непосредственно образовательной деятельности соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей данной группы и уровню их подготовленности; 83% детей усвоили содержание ОД. Анализ структуры и организации НОД. структура соотв етствует задачам, ОД построено нетрадиционно, но с учетом общепринятой модели; последова тельность и взаимосвязь этапов ОД обеспечило использование комплексно- тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приемами; в основу ОД положены психологические основы формирования навыков у детей дошкольного возраста: - восприятие в процессе подготовки к изучению нового материала( актуализация опорных знаний) через прослушивание стихотворения о родном городе; - понимание( осознание и осмысление) в проц ессе изложения нового материала, запоминание осуществлялось поэтапно в процессе «погружения» в различные эпохи; - обобщение: овладение навыками в нестандартной ситуации в процессе самостоятельной деятельности детей( игра «Лента времени») От перового д о последнего этапа работала над формированием представлений о протяженности исторического времени на примере истории развития города Кузнецка. исп ользовала эффективные, активные мет оды и приемы обучения; наглядно – дидактические пособия соответствуют требованиям СанПина, эстетическим требованиям. использовала личностно – ориентированную модель взаимодействия, осуществляю индивидуально – дифференцированный подход к воспитанникам с учетом степени сложности заданий, здоровье сберегающую направленность обучения. Анализ содержания ОД. содержание занятия соответствует требованиям программы; материал изложен полно, с учетом дидактических принципов обучения: научности и доступности; содержание направлено на эмоциональное удовлетворение не только от конечного результата, но и от самого процесса творческой деятельности; созданы условия для проблемно – поисковой деятельности, активного поиска новых способов решения поставленных задач; опиралась на предыдущий опыт детей и ранее полученные знания. Организация самостоятельной деятельности детей. соблюдая принцип деятельностного подхода, я подобрала материал с учетом логической последовательности и постепенным его усложнением. Игры и упражнения обеспечили активную самостоятельную работу детей в течение всего занятия. Анализ методики проведения ОД. методы и приемы соответствуют задачам ОД, возрастным особенностям детей, использованы разнообразные методы и приемы( практически – деятельностный, проблемно – поисковый) ; техническ ие средства обучения( компьютер, магнитофон) , моделирование, элементы театрализованной деятельности обеспечили успешность усвоения материала; системность, право выбора( выбирали задания, партнера) и вариативность заданий; преобладает диалогическая форма общения; речь воспитателя четкая, продуманная, грамматически правильная. Анализ работы и поведения детей в процессе НОД. методика сотрудничества, доверия объединяет, удерживает интерес детей друг к другу и обеспечивает их постоянное взаимодействие; дети чувствовали себя свободными и равн оправными участниками путешествия; высокая познавательная активность, устойчивое внимание, повышенный интерес к выполнению заданий; в ОД в процессе режимных моментов с детьми целесообразно закреп ля ть и расширять представления детей о разных исторических периодах путем самостоятельного исследования( работа с книгами, беседы с родителями и родственниками, просмотр семейных фотографий, проектная деятельность) . Результативность НОД. 83% детей усвоили содержание материала занятия; оптимальное распеределение времени. Заведующий МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( Г. В. Бувалина)