Городская конференция «Физическое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС»
Документы для скачивания
Тема: «Организация активного отдыха дошкольников»
План.
- Актуальность проблемы. Специфика организации активного отдыха.
- Формы организации активного отдыха:
- физкультурные досуги и праздники;
- дни здоровья, неделя здоровья;
- дошкольный туризм
- малые формы активного отдыха дошкольников.
Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях
В этом учебном году, в рамках реализации программы «Здоровый дошкольник» (региональный компонент), мы все как никогда подружитесь с физической культурой и спортом!
Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» [2, с. 132].
И конечно, все эти качества, лучше всего развиваются через активный отдых дошкольников, как одну из форм организации двигательной деятельности дошкольников. Какие ассоциации возникают у вас, относительно активного отдыха дошколят?
Это что - то солнечное! Потому – что лето. Сколько радости, света и удовольствия несет в себе активный отдых! В нем всё: и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание друг другу. А еще - задор, соревновательный дух, успех и поражение, интересные игры и увлекательные аттракционы!
Активный отдых – это культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.
Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание мероприятий активного отдыха мы выстраиваем в соответствии:
- возрастными особенностями,
- состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
- содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
- временем года, погодными и климатическими условиями;
Формы организации активного отдыха
-физкультурные праздники;
- физкультурный досуг;
- дни здоровья;
- недели здоровья;
- дошкольный туризм (прогулки – походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);
- малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)
Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.
Условия:
- активизизация каждого участника;
- широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;
Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Подбирают упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.
- обеспечить высокую двигательную активность детей.
Задачи:
- Поддержание и укрепление здоровья дошкольников.
Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.
- Расширение адаптационных и функциональных возможностей детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
- Совершенствование естественных видов движений и обогащение двигательного опыта.
- Развитие координации и выносливости как основы физической подготовки ребенка.
- Формирование межличностных дружеских отношений дошкольников.
- Развитие психических процессов.
Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.
- Расширение объема знаний в области физической культуры.
Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности.
- Развивать основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
- Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.
Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.
Физкультурные досуги и праздники
- наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.
Основные отличия физкультурного досуга и праздника:
- физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник – 1-2 раза в год;
- физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник – детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);
- длительность досуга –длительность НОД, праздника – 1 час (не более – 90 мин);
- досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник – на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;
В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т.к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.
Структура праздника следующая:
- открытие начинается с выхода участников на площадку,
- затем построение, поднятие флага,
- далее – парад участников.
- После торжественной части – показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными перестроениями и предметами.
- Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
- Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание «сюрпризного момента».
- В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод или танец, парад участников.
Дни здоровья, неделя здоровья
Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.
День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.
На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.
Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.
Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.
В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.
Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.
День здоровья проводиться со второй младшей группы.
Проводиться не реже одного раза в квартал.
В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.
Неделя здоровья (каникулы)
Следующей формой активного отдыха является – каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.
Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.
Содержание таких недель состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.
Проводятся 2-3 раза в год: в начале января, летом (третий раз может быть в конце марта).
Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.
Дошкольный туризм
Эту форму активного отдыха мы как – то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.
Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.
Виды дошкольного туризма:
- туристская прогулка
- туристская экскурсия
- туристский поход.
Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.
Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно – познавательных целях.
Туристический поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно – полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно –туристских нормативов, содержательного отдыха.
Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.
Наиболее приемлемыми являются учебно – тренировочные походы.
Исходя из содержания всех видов туристской подготовки, к основным средствам туризма в работе с дошкольниками относятся:
- физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
- специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
- подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.
Примерная структура прогулки – похода:
- сбор и движение до первого привала (15-35 мин);
- остановка, привал, природоведческая деятельность(10-20 мин);
- комплекс игр и упражнений (25-30 мин);
- самостоятельная деятельность детей (15-20 мин);
- сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-20 мин).
Содержание прогулок – походов зависит от выбранной тематики и времени года. Можно организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала, чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном.
При проведении прогулок – походов с детьми воспитатели соблюдают определенные правила безопасности:
- предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается заведующий ДОУ;
- четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников;
- обязательно наличие аптечки, каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться;
- одежда и обувь участников прогулки – похода должна соответствовать сезону и погодным условиям.
Прогулки – походы организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную образовательную деятельность на воздухе.
Малые формы активного отдыха дошкольников.
К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики
или ритмического танца.
Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.
Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:
- группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
- комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
- группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
- группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
- группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
- группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
- комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
- упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)
Практика работы показывает, что положительный результат обеспечивает тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.
Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту. Поэтому важно осуществлять работу при тесном сотрудничестве с родителями.
Результативность данной работы налицо:
Во время активного отдыха дети получают возможность проявлять самостоятельность и инициативу; создаются условия для эмоционально – психологического благополучия.
Список используемых источников
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
- Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.
- Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с
- Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
- Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с.