Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни».
Цель : Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием здоровьесберегающих технологий , массажёров.
Задачи:
Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни;
Показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, самомассажа и др. для оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.
В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации.
По данным медицинского исследования с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Эта проблема была и остается актуальной. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Взрослые не только охраняют детский организм от вредных влияний, но и создают условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Важным является правильный режим дня.
В ходе работы режима дня использую различные самомассажи:
ДОЖДЬ
Дождь!Дождь!Надо нам «бегают» пальчиками по лицу
Расходиться по домам!
Гром!Гром!Как из пушек барабанят пальчиками по лбу,
щекам.
Нынче праздник у лягушек.
Град!Град!Сыплет град! хлопают в ладоши.
Все под крышами сядят, изображают «крышу» над головой
Только мой братишка в луже гладят себя по лицу.
Ловит рыбу нам на ужин. Проводят большими пальцами
по крыльям носа.
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Лепим,лепим ушки- щиплют пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки- мягко поглаживают брови,закрытые
Видим далеко! глаза.
Носик мы погладим, большими пальцами гладят крылья
носа.
Усики расправим. рисуют указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, кружаться.
А веселые зверята! хлопают в ладоши.
ЧТО В ГОРБУ?
Дети стоят паровозиком.На вопрос стучат по спине впереди
стоящего.На ответ поворачиваются гладят по спине.
Что в горбу?
-Денежки!
Кто насыпал?
-Дедушка.
Чем он клал?
-Ковшичком.
Каким?
-Позолоченным,
Сверху медью околоченным! Стучат ребрами ладоней.
Массаж ушей важная процедура при простуде, насморке, кашле, аллергии (по С. М. Мартынову). Упражнения:
1). Быстро загните уши вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите ( дозировка 3-6 раз). Этот простой прием массажа должен выполняться регулярно (укрепляет слизистые носа, горла и гортани), улучшает гибкость ушных раковин, способствует общему укреплению здоровья.
2). Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками, дозировка 6 раз).
«Массаж грецкими орехами»:
А). Катать 2 ореха между ладонями;
Б). Прокатывать 1 орех между пальцами;
В). Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
Г). Удерживать несколько орехов между обеих рук.
«Массаж шестигранным карандашом». Дети пропускают карандаш между одним, двумя, тремя пальцами, удерживая карандаш в определенном положении правой или левой руки.
Детям нравятся пальчиковые игры . Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – влияет на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Большая роль отводится использованию кинезиологических упражнений.(Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка. Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение.) Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, памяти, облегчают процесс письма в будущем. К каждому четверостишию предлагаются небольшие четверостишия, что позволяет вызвать у детей интерес к гимнастике.
Комплекс:
1). «Качание головой».
«Покачаем головой,
Неприятности долой!»
2). «Глазки».
«Быстро, быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай!» (моргать глазами)
3). «Ушки».
«Ушки быстро разотрем,
И погладим и помнём!» (массировать мочки ушей)
4). «Ротик».
«Чтобы четко говорить,
Рот подвижным должен быть!» (открывать рот и
четко проговаривать слова)
5). «Ручки».
«Чтобы ручкам силу дать,
Нужно крепче их сжимать!» (руки вперед, сжимать и
разжимать кисти)
6). «Чудо - глазки».
«Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать!» (открывать и закрывать
глаза)
7). «Успокойся!».
«Себя мы успокоим сами,
Мы постоим с закрытыми глазами!» (вдох- выдох спокойный) Физминутки включаются во все виды деятельности. Они помогают отдохнуть, от статистического напряжения, переключиться на движение.
Сделаны бутылочки «Надувалочки», пластиковые бутылочки из-под газированных напитков. В них посыпают конфеты мелкие или крупу, а в прорезь пробки вставляется трубочка для коктейля. Если дуть в трубочку при неплотно закрытой крышке, в бутылке получается салют. 5-10 выдохов способствуют не только улучшению вентиляции легких, но и повышению кислорода в крови, но и улучшению настроения
А сейчас предлагаю тренажеры для профилактики усталости глаз и снятия напряжения глаз.
Нам потребуется палочки (или карандаши можно использовать). Берем диск из- под скотча или делаем круг из полоски картона оклеиваем его сверху клейкой или цветной бумагой. Проделываем отверстие снизу и вставляем палочку, смазанную сверху клеем «Момент», получилась заготовка.
Чтобы сделать лицо для куколки, берем плотные круги из картона, накладываем по диаметру на круг и приклеиваем к передней и задней части. Передняя часть- вырезаем детали – части лица куколки. Для этого берем кусочки клейкой или цветной бумаги, вырезаем глазки носик, ротик, можно нарисовать части лица. Задняя часть – обклеиваем ее сверху и по бокам шерстяными нитками, получаются волосы. Можно украсить бантиками и др.
Образ куколки может быть любой, это мальчик или девочка, любой сказочный герой, это может быть солнышко или то, что вам больше нравится.
Гимнастика для глаз.
1 вариант:
Ребенок берет куклу в вытянутую руку, смотрит на нее прямо перед собой. Ведет руку вправо, голова прямо, а глаза следят за движением куколки. Потом влево, вверх – вниз.
2 вариант:
Воспитатель держит на вытянутой руке тренажер-куколку и просит детей следить глазами за движением куколки, узнать, что нарисовано в воздухе.
Воспитатель рисует любые геометрические фигуры, восьмерки. Дети следят и называют, что было нарисовано.