Мастер-класс для педагогов "Использование бросового материала в развитии творческих способностей дошкольников"
Документы для скачивания
Мастер-класс «Использование бросового материала
в развитии творческих способностей дошкольников».
Волкова Л.В.,
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 16» г. Зимы
Воспитание творческого отношения к делу – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия.(слайд 2). Пластиковые бутылки, крышки от бутылок, стаканчики, пластиковые соломинки, (слайд 3) ложки и тарелки, капсулы от киндер-сюрпризов, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве, можно сделать настоящие шедевры.
Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для достижения целевых ориентиров. (слайд 4). Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам. (слайд 5).Они должны быть не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения материалов в прекрасные изделия.
Основная моя цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из бросового материала. (слайд 6).
Необходимое условие приобщения детей к занятию рукоделием – организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе выделено место, где удобно размещены материалы для работы – это «Корзина замечательных вещей», в которой хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. (слайд 7). Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности. Бросовый материал должен быть безопасным для детей: не токсичным, не вызывать аллергию, не должен травмировать детей.
Диалог с аудиторией:
-Как вы думаете, какие методы и приёмы можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием бросового материала?(Ответы слушателей).
(слайд 8).В своей работе я использую разнообразные методы и приемы: наглядные (показ педагога, пример, помощь), словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц, поговорок, беседы, чтение познавательной литературы), практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)
Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности.
В продуктивной творческой деятельности с детьми старшего возраста я использую разнообразный материал: пластиковые бутылки, крышки, контейнеры от киндер сюрпризов, пробки и многое другое. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
В своей работе я использую метод экспериментирования с материалами. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: (слайд 9).
способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
развивать умение создавать художественные образы, глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
В начале мероприятия Вам было предложено право выбора бросового материала. Хочу отметить, что, реализуя ФГОС, я предоставляю право выбора каждому ребенку.
Задание для тех, кто выбрал проволоку: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента?
Детям очень нравится делать поделки из коктейльных трубочек.
Задание для аудитории.
Для тех, кто выбрал коктейльные трубочки, предлагаю сделать поделку «Астрочка».(слайд 10). Для этого нам понадобится пластилин и трубочки. Скатываем из пластилина шарик, вставляем трубочки в пластилин. Поделка получается яркая, праздничная и простая в изготовлении.
Также детям очень нравится делать поделки из крышек от пластиковых бутылок.
Задание для аудитории.
Для тех коллег, кто выбрал крышку, предлагаю выполнить поделку «Черепашка». (слайд 11). Для этого нам понадобится крышка, цветной картон, клей, фломастер, Берем контур черепашки, наклеиваем на него крышку, фломастером рисуем глазки и коготки. Получилась вот такая замечательная черепашка.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы. Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. (слайд 12). Для просвещения родителей использую разнообразные формы: консультации, папки – передвижки. (слайд 13). С целью вовлечения родителей в группе организуются разнообразные тематические выставки поделок.
Таким образом, занятия продуктивной деятельностью с использованием бросового материала способствуют развитию у детей творческих способностей.(слайд14).
Литература:
- Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
- Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Педагогика,
- Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М.: Знание, 1998.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1995.
- Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М.:3нание, 2000.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.