a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Подвижные игры на занятии логопеда

Автор: Кузнецова Александра Александровна Опубликовано: 2019-08-11 17:57:27

Использование подвижных игр на логопедических занятиях

     

Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста являются одним из ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Формирование правильного звукопроизношения у таких дошкольников часто носит длительный характер и является достаточно серьезной нагрузкой для ребенка. В то же время, логопедические занятия нередко посещают ослабленные, часто болеющие дети. Нельзя обойти вниманием и проблему дефицита движения у современных детей. Их деятельность часто носит статический характер: дети сидя рисуют, лепят, слушают стихи и сказки, многие увлекаются компьютерными играми,  смотрят телевизор.

Поэтому современные условия требуют изменения подходов к организации коррекционной работы по формированию правильного произношения у дошкольников. Внедрение ФГОС  ДО предполагает использование форм и методов работы, специфических для детей дошкольного возраста, а также ставит задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Использование подвижных игр и упражнений на логопедических занятиях позволяет не только качественно осуществлять коррекционную деятельность, но и удовлетворяет потребности детей в движениях, тем самым не мешает их полноценному физическому развитию.

Организации таких игр позволяет интегрировать нескольких образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, в том числе и мозга. Физическая нагрузка увеличивает поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться.

В логопедии широко применяется прием заучивания и повторения стихов и чистоговорок, насыщенных закрепляемым звуком, но у детей не возникает потребности повторять стихотворение большое количество раз.  Эта проблема решается, если стихотворение или считалка используется в подвижной игре.

Приведу примеры подвижных игр, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.

Игра "Золотые ворота"  (автоматизация звука [р]) 

 Ход игры: выбирают двух игроков, они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Пойманные образуют новые ворота, игра продолжается.

Стихотворение для игры разучивается заранее. Во время игры педагог контролирует произношение.

Игра  "Ловишки"

Ход игры: играющие стоят по кругу. У каждого из них ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот (на конце ленточки - картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук). В центре круга стоит ловишка. По сигналу учителя-логопеда "беги" дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова учителя-логопеда "Раз, два, три – в круг скорей беги!" дети строятся в круг. Ловишка называет картинки на "пойманных" лентах.  Чтобы вернуться в игру, проигравшие выполняют задание (Называют слово с заданным звуком или произносят чистоговорку). Игра продолжается с новым ловишкой.

Игра "Последний выбывает"

Цель: автоматизация звуков в словах,  формирование быстроты, ловкости.

Ход игры: Несколько игроков (6-8) бежит по кругу мимо положенных на землю предметов (в названии которых есть заданный звук). Предметов должно быть меньше на один, чем игроков. По сигналу каждый старается схватить находящийся ближе к нему предмет. Кто не успел этого сделать – выполняет задание, чтобы вернуться в игру (называет слово с заданным звуком или произносит чистоговорку). Дети называют, какие предметы взяли. Игра продолжается.

Игра "Бег с барьерами" (автоматизация звука [с])

Цель: автоматизация звука [с] в словах

Ход игры: логопед раскладывает на полу перед игроками ряд из пяти картинок: сок, сон, соль, сор, сом.  Каждый "спортсмен" поочередно должен "пробежать" по дорожке из картинок (перешагивая картинки) туда и обратно,  правильно произнося все звуки.

Язычок споткнется -

Бегун назад вернется.

Взяв в руки секундомер (или часы), логопед следит или делает вид, что следит за тем, кто из «бегунов» быстрее преодолеет дистанцию:

- Сок, сон, соль, сор, сом, (обратно) сор, соль, сон, сок!

Примечание: можно усложнить этот этап, предложив игрокам перепрыгивать через слова- "барьеры":  скок через сок, скок через сон, скок через соль, и т.д.

Игра  " Цепочка слов"

Цель: закрепить умение придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирают водящего.  Водящий (или логопед) называет звук, с которым нужно придумать слово. Дети называют слово с заданным звуком и перекидывают мяч любому участнику игры. Поймавший мяч, называет свое слово. Участник, не назвавший слово,  выходит из игры.

Вариант 1: Можно называть слова, в которых звук стоит в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Вариант 2: Водящий называет любое слово. Поймавший мяч участник игры называет слово, на последний звук услышанного слова и кидает мяч следующему участнику, следующие участники также вспоминают слова на последний звук услышанного слова.

 

Использование подвижных игр и упражнений с логопедическим содержанием  помогает сократить период овладения правильным звукопроизношением. Игровые двигательные действия мотивируют ребенка на выполнение задания, помогают снизить утомляемость. Дети учатся распределять произвольное внимание, направленное на правильную артикуляцию звука и выполнение правил игры. Повышаются способности произвольно регулировать свое поведение, что лежит в основе готовности к школьному обучению.

Подвижные игры с речевым содержанием могут быть использованы на любом этапе логопедического занятия, в то же время необходимо учитывать ряд особенностей их проведения:

  • в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания;
  • в конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений;
  • игра не должна быть длительной по времени;
  • игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки; следует развивать у детей навыки контроля  чужой и своей собственной речи;
  • нужно добиваться активного речевого участия всех детей;
  • во время объяснения хода и правил игры нужно обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, четко  определить речевую задачу;
  • по ходу игры необходимо вносить коррективы и исправлять ошибки детей, в заключение обязательно поощрить всех детей;
  • педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре;
  • удобно использовать подвижную игру в качестве физкультминутки;
  • в условиях логопедической группы и кабинета лучше использовать игры средней и малой подвижности, при которых характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов). Игры большой подвижности лучше проводить во время прогулки или в физкультурном зале.
  •  во время проведения игр удобно использовать спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки, повязки.

Оставить комментарий: