a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование игр по развитию мелкой моторики

Автор: Кузнецова Александра Александровна Опубликовано: 2019-08-11 18:02:12

Использование игр по развитию мелкой моторики в процессе коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

     

 Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали, что одним из показателей и условий хорошего  нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой моторики пальцев рук.

Мелкая моторика рук - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

С анатомической точки зрения, в головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью (большую часть которой занимает проекция кисти руки). Поэтому дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.

Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Но не всегда это идет на пользу. В давние  времена люди росли без различных развивающих методик: бытовых  занятий, отлично развивающих руку и пальцы было огромное количество  (прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины). Все  домашние дела делались руками. В настоящее время полезными будут специально организованные занятия  по развитию мелкой моторики рук. Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо другими нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Какую же пользу приносят детям упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Хотелось бы подробней остановиться на том, какие формы работы для развития мелкой моторики  можно использовать в работе с детьми.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Советы по проведению  массажа:

  • Поза массируемого – сидя. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола
  • Массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку.
  • Массаж выполняется одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность.
  • Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.
  • Продолжительность массажа 3 – 5 минут.
  • Во время массажа можно слушать приятную классическую музыку или сопровождать его веселыми рифмованными приговорками.

Этапы проведения массажа:

1. Поглаживание свей ладонью тыльной стороны кисти от кончиков пальцев до середины предплечья

2. Поглаживание несколькими пальцами каждого пальчика отдельно от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям

3. Растирание пальцев по ладонной и боковым поверхностям.

4. Круговое и прямолинейное растирание тыльной и ладонной поверхности кисти от основания пальцев до запястья.

5. Повторное поглаживание.

Массаж грецкими орехами (шарики су-жок)

Примеры упражнений:

1.    «Кулачки».

Положите орех на ладонь и сожмите его очень крепко. Разожмите кулачок, переложите орех на другую ладонь и опять сожмите очень крепко. Разожмите ладонь, встряхните руками.

2.    «Горочка».

Прижмите ладонь к поверхности стола, соединив пальцы. На кон­чики пальцев положите орех. Накройте другой ладонью и катайте по тыльной стороне ладони от кончиков пальцев до запястья и об­ратно. Затем поменяйте позицию рук.

3.    «Карусель».

Положите руку на стол ладонью вверх, на нее - орех. Другой ру­кой очень крепко прижмите орех сверху и катайте его по кругу меж­ду ладонями в течение 10 секунд. Затем поменяйте позицию рук.

4.    «Удержи орешек».

Поставьте локти на стол, пальцы соедините вместе, не сгибая. Кончиками пальцев одной руки прижмите орех к запястью другой. Прокатывайте орех от запястья к кончикам пальцев и обратно. По­вторите упражнение другой рукой.

5.    «Машина».

Накройте орех плоской ладонью и катайте его по столу сначала одной рукой, потом другой.

6.    «Волчок».

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивайте» орех в середину ладони другой, затем поменяйте позицию рук.

7.    «Гнездышко».

Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев орех, удерживая его несколько секунд. Повторите упраж­нение другой рукой.

 Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним или 2 – 3 пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

Самомассаж в сухом бассейне (из гречки, гороха, фасоли, риса)

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

 Эффективными формами работы являются:

  • Пальчиковая гимнастика с  речевым сопровождением
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации,  игры с бусами, прищепками и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, театр теней.
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»; игры с крупами и т.д.

 

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если ребенок будет молча собирать пазлы, мозаику, конструктор у него может быть прекрасно развитая моторика, но речь малыша будет развита недостаточно. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

1.  Любые упражнения будут эффективны и полезны только при регулярных занятиях, длительность которых будет составлять 3-5 минут.

2.  Одна игра или одно стихотворение должно повторяться многократно.

3. Игровые задания должны постепенно усложняться, по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

4.  Хорошо, если в текстах, сопровождающих упражнения, на первых порах будут повторяющиеся слова и движения.

5. Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!

6. Полезно развивать у детей обе руки (правую и левую), так как при тренировке обеих рук одновременно развиваются оба полушария мозга.

 

По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы.

Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Элстон и Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.

         Нормой считается, если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года – горизонтальной линии; в 3 года – копирование круга; в 4 года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в 5 лет – копирование квадрата, в 5,5 лет – треугольника, в 6 лет – простейших геометрических фигур с соблюдением размеров и пропорций.

           Ученые Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и достоверны.

Задания для детей 4 лет

«Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется и другой рукой.

Оценка – вывод: правильно выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

«Нарисуй пальцами кружочки».

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

 Оценка – вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки), взрослый предлагает ребенку протянуть:

           а) левую руку для приветствия – «поздороваться»;

           б) сначала правую руку, потом левую;

           в) обе руки.

   Оценка – вывод: если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот.

Задание для детей 5 лет

«Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук).

 Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают – действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, затем задание выполняется другой рукой.

Оценка – вывод: нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй 20 секунд.

    «Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук)

Ребенку дают нитку длиной 2м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром) на которую надо быстро намотать нитку.

Оценка – вывод: Нормой для ведущей руки – 15 секунд, для второй 20 секунд.

«Собери спички в 2 коробка» на столе выкладывают 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен уложить спички 2 руками одновременно в 2 коробка.

 Оценка – вывод: нормой считается, если задание выполнено за 20 секунд.

         На западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то 3-х летний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный определяют дети только с очень хорошей координацией. Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счетом.

 

Литература:

1.      Бардышева Т.Ю., Е.Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М., «Скрипторий», 2013 г.

2.      «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников». Н.Н. Карасюк. – Дошкольная педагогика, январь, 2011г.

3.      Кольцова М.М.  Ребенок учится говорить М., 1973г.

4.      Краузе Е. Логопедический массаж. С-Пб., 2007г.

 

Оставить комментарий: