Этапы становления речи детей
Этапы становления речи детей |
|
Крик ребенка при рождении и в первые недели и месяцы характеризует состояние нервных механизмов, необходимых для дальнейшего развития речи. Нормальный крик характеризуется звонкостью, продолжительностью, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Вскоре после рождения крик приобретает окраску: крик голода, охлаждения, боли и т.п. В 2 – 3 месяца крик обогащается, сопровождается движениями рук и ног. Крик может быть результатом перевозбуждения перед сном. Появляются интонации, свидетельствующие о коммуникативной функции речи. Устанавливаются взаимоотношения между моторикой и интонационным обогащением крика. Ребенок начинает прислушиваться к речевым звукам, реагировать на источник звука. Появляется гуление – звуки кряхтения, радостного повизгивания, протяжные гласные звуки, некоторые согласные (близкие г,к,х). Периоды гуления могут быть длительными. Их необходимо использовать для эмоционального общения с взрослыми. В 4 – 5 месяцев появляется лепет, связанный с освоением функции сидения. В период лепета появляется признак образования слога и постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Лепетная речь тесно связана с ритмическими движениями ребенка, их активность возрастает. Свобода движений является условием развития психомоторики и влияет на развитие артикуляции. Таким образом, основными условиями нормального речевого развития в первом полугодии являются: - обязательный эмоциональный, слуховой и зрительный контакт с взрослыми; - сохранность слуха, зрения, центральной нервной системы. После 8 месяцев постепенно из лепета исчезают звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка. В 10 месяцев появляются первые «лепетные» слова, т.е. слова из повторяющихся слогов. Ребенок достаточно четко произносит эти слова и адекватно реагирует на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. В это время очень важно длительное эмоциональное общение. При многократном повторении этих слов со зрительным образом образуется связь между словом и конкретным предметом. Начинает развиваться понимание речи, т.е. импрессивная речь. Закономерность такова, что на протяжении всей жизни импрессивный словарь больше экспрессивного. Основой для появления первых слов является достаточное развитие импрессивного словаря, активность и богатство звуконаполнения лепета. Первые слова появляются в 10 – 12 месяцев, что связано с хождением. Обычно это 10 – 12 слов, которые появляются из лепетных и имеют расширенное значение. Каждое слово может быть обращением, указанием, просьбой, жалобой и т.д. Новообразования в речи ребенка второго года жизни. Развитие речи тесно связано с предметно-практической деятельностью, которую организует взрослый. Первые слова используются как средство общения и сопровождаются жестами и мимикой Возраст 1г. 2мес. – 1г. 4мес. характеризуется приостановкой в развитии активного словаря. Значительное его пополнение наблюдается во втором полугодии и к концу второго года жизни. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в освоении словаря и развитии фразовой речи. Различия наблюдаются по половому признаку: речь у мальчиков формируется на 2 – 4 месяца позже. На втором году жизни возрастает подражательность речи взрослых. До полутора лет слова не всегда отражают реальное название предмета., используются упрощенные, звукоподражательные слова, фразовая речь обычно отсутствует. Функцию фразы выполняет слово – предложение. К 1г. 8 мес. дети начинают использовать двухсловные несинтаксированные предложения, а к 1г. 10 мес. при благоприятных условиях начинается употребление 3 – 4-словных грамматически не оформленных предложений. Необходимым условием освоения грамматического строя речи, фразообразования является достаточный словарный запас. Для начала оформления фразы необходимо 40 – 60 слов. В последние месяцы активный словарь резко увеличивается и достигает к двум годам 300 слов. Условиями нормального развития речи в этом возрасте являются: - достаточность контактов с взрослыми; - правильная, эмоциональная речь взрослых; - наличие развивающей среды; - организация предметно-практической деятельности и обучение действиям с предметами. К двум годам дети правильно произносят гласные звуки (кроме ы) и некоторые согласные: б, п, м, г, к, х, их мягкие пары; звуки т, д, с, з произносят смягченно. В речи шипящие заменяются смягченными свистящими, отсутствуют звуки р, р’ л. Замена звуков позднего онтогенеза (шипящие, л, р) на звуки раннего онтогенеза или их смягчение является физиологически оправданным. Слова сложной слоговой структуры упрощаются, одно и то же слово может быть произнесено по-разному. К концу второго года жизни речь еще не совершенна, но становится основным средством общения. Для нее характерна ограниченность словарного запаса, нечеткое произнесение отдельных слов, отсутствие или замены звуков на упрощенные варианты. Активно формируется элементарная фразовая речь. Новообразования в речи ребенка третьего года жизни. Потребность ребенка в общении со взрослыми значительно возрастает. Значительно увеличивается объем общеупотребительных слов, появляется способность к словотворчеству, но необходимо отличать словотворчество от аграмматизма. Ребенок часто обращается ко взрослым с вопросами, связанными с освоением предметного мира. Возрастает понимание речи окружающих. Ребенок понимает, что происходит, происходило и что будет происходить в будущем. О понимании речи окружающих говорит точность выполнения инструкций, просьб. Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза за счет названий игрушек, посуды, мебели и др. Преобладают существительные и составляют около 60% слов, 20 – 25% составляют глаголы и 10 - 12% остальные части речи. Ребенок начинает пользоваться местоимениями, предлогами, прилагательными, обозначающими размер, цвет, некоторые качества предметов (плохой, хороший). Ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными. В речи формируется умение связывать слова в предложения, изменять их. Ребенок переходит от двух - трехсловной фразы к сложным предложениям, может использовать союзы. Изредка дети употребляют облегченные слова. В отношении понимания дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. На третьем году жизни возрастают функциональные возможности артикуляционного аппарата. Дети овладевают правильным произношением многих звуков: всех гласных, некоторых согласных, но некоторые согласные до сих пор произносятся смягченно. В этом возрасте дети испытывают сложности в назывании сложных по слоговой структуре слов, характерно упрощение в стечение согласных. Произносительная сторона речи несовершенна, так как функционально не готов речевой аппарат. Для детей характерен слабый, укороченный выдох, недостаточно развит голосовой аппарат (говорят тихо). Таким образом, активный словарь составляет 1000 – 1200 слов, увеличивается число существительных, ребенок овладевает всеми синтаксическими структурами, но испытывают трудности в согласовании слов, употреблении сложноподчиненных предложений. Характерна склонность к подражанию. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, воображение. Новообразования в речи ребенка четвертого года жизни. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучек». У детей появляется познавательная активность. Дети активно используют речевые средства в беседе со взрослыми. Организуется познавательное общение. Развивается интерес к сверстникам, совершенствуется игра, появляется сюжетно-ролевая игра. Сопровождение игры речью требует кругозора, достаточного опыта, результатов ознакомления с окружающим предметным миром, но и миром людей. Объем активного словаря соответствует качеству воспитательной среды, поэтому индивидуальные различия могут быть значительными. Растет уровень степени обобщения употребляемых слов. Дети способны к классификации, группировке предметов, некоторых качеств. Это свидетельствует о развитии мышления. Овладение диалоговой речью и простыми видами рассказов свидетельствуют о становлении словесно-логического мышления и совершенствовании наглядно-образного мышления. К 4-м годам лексический состав включает в среднем 2000 – 2300 слов. Ребенок свободно пользуется существительными, глаголами, прилагательными и другими частями речи. Сложность составляют причастия и деепричастия. Активный словарь обогащается за счет введения в речь однокоренных слов. При этом параллельно с накоплением словаря формируется функция словообразования. К 4-м годам ребенок начинает пользоваться синонимами, антонимами и понимает их значение. Ребенок пользуется всеми синтаксическими конструкциями и активно осваивает систему словообразования и словоизменения, т.е. морфологический строй речи. Четвертый год жизни считается сенситивным для освоения фонетической и фонематической системы родного языка. К 4-м г.г. – 4 г.г. 2 мес. заканчивается фонетический период формирования речи – ребенок осваивает правильное звукопроизношение. Освоение правильного звукопроизношения зависит от развития слуховой дифференциации фонем. В норме дети должны различать на слух звуки далекие по акустическим признакам и достаточно близкие; способны выделять звуки на фоне слова; способны выделять звук на фоне слова и из слова, т.е. способны к элементарным видам фонематического анализа. Дети к четырем годам в условиях специального обучения могут пользоваться цветными символами, сигналами звуков. Достижениями возраста 4 лет можно считать: · Правильное звукопроизношение; · Развитие фонематических процессов; · Развитие слухоречевой памяти (запоминают стихи, короткие сказки); · Освоение диалогичной речи, культура общения; · Способность к рассказыванию с наглядной опорой; · Составлять короткие рассказы из опыта. Новообразования в речи ребенка пятого года жизни. Этот возраст характеризуются совершенствованием артикуляционного аппарата. Дети способны выполнять статические и динамические упражнения, серии движений, воспроизводить артикуляционные уклады, правильно произносить звуки. Но у некоторых могут наблюдаться несовершенства в произнесении отдельных звуков ([р]), что требует специального внимания и работы или консультации логопеда. Совершенствуется дикция. Об этом свидетельствует способность произносить чистоговорки, скороговорки, т.е. сложный речевой материал. Плавный и длительный выдох и произвольность речевого дыхания позволяют использовать в речи длинные фразы. Но у некоторых детей отмечается неритмичность речи, ускоренный или замедленный темп, недостаточный контроль за своей речью. Взрослые должны ненавязчиво исправлять речь детей, показывая правильные образцы. Развивается способность детей к анализу звуковой материи языка, чувствительность к слову. Это проявляется в желании и умении рифмовать слова, преобразовывать их, играть со словами. Поэтому в педагогической работе используются словесные игры. К пяти годам дети овладевают сложными видами фонематического анализа, пользуются наглядными опорами, звуковыми схемами, правильно обозначают гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Достаточность лексических средств, разнообразие синтаксических средств, владение интонациями и правильным звукопроизношением является необходимой основой для освоения монологической речи, т.е. различными видами рассказывания В это время большое значение приобретает процесс направленного речевого воспитания и обучения. Новообразования в речи ребенка шестого года жизни. На шестом году жизни дети овладевают элементами учебной деятельности, постепенно усваивают социальные роли. Это время связано с развитием всех психических процессов и совершенствованием эмоционально-волевой сферы. Активно развиваются социальные функции речи: · функция самоконтроля; · интеллектуальная функция; · коммуникативная. Одним из условий развития коммуникативной функции речи является достаточность развития всех речевых средств. В этом возрасте совершенствуется интонационный строй речи, дикция, осваиваются языковые понятия: звук, слог, слово, ударение, интонация. Дети овладевают элементарными навыками чтения и печатания слов. Психологи указывают, что 4 – 6 лет является сенситивным возрастом для освоения навыка чтения. Словарный запас речи ребенка этого возраста составляет 3500 – 4000 слов и зависит от воспитания ребенка. Дети используют все части речи и все виды предложений, могут испытывать трудности в сложных случаях родного языка. К этому возрасту должна быть сформирована психологическая готовность к освоению письменной речи. Речь является показателем умственного и социального развития ребенка. |