Особенности развития речи детей 2-3 лет
Особенности развития речи детей 2-3 лет |
|
У детей с двух лет значительно возрастает потребность в общении с взрослыми. Ребенок часто обращается к старшим с вопросами, связанными с освоением предметного мира. Возрастает понимание речи окружающих. Ребенок понимает, что происходит, происходило и что будет происходить в будущем. О понимании речи окружающих говорит точность выполнения инструкций, просьб. Дети понимают, игрушки – это лошадка, мяч, кукла, кубики; посуда – чашка, кастрюли, тарелка. Однако сознательное объединение под одним названием нескольких предметов еще трудно для детей третьего года жизни и наблюдается редко. Легче удается форма перечисления на вопрос: «Что мы едим? «, «Что растет на нашем огороде?». Дети овладевают умением понимать вопросы «где? какой? откуда? куда? зачем?» и отвечать на них. Они могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки (« Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет, деткам спать не дает?», «Хвостик крючком, ушки торчком, у дверей она лежит, Вовин домик сторожит»). Углубляются знания детей о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут, образе жизни. Кроме того дети начинают овладевать умением понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин). После 2 лет 6 месяцев они понимают смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в их личном опыте, но состоящих из знакомых им элементов. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений (типа «Игрушки» А. Барто) и песенок. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. На третьем году жизни у детей значительно возрастает словарь общеупотребляемых слов за счет названий игрушек, посуды, мебели и др. и обогащается возникшее в конце второго года жизни словотворчество (примеры в книге Чуковского К. И. «От двух до пяти»). Дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения: «мы с рядышком сядем», «а у тебя какой лентик» (бантик), «забантуй мне косу». К трем годам в речи ребенка может быть до 1200 – 1500 слов, среди которых встречаются все части речи (редки причастия, деепричастия, числительные). Ребенок начинает пользоваться местоимениями, предлогами, прилагательными, обозначающими размер, цвет, некоторые качества предметов (плохой, хороший). Третий год жизни – период настолько быстрого совершенствования грамматического строя речи, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых. Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии. Период до 2 лет 6 месяцев, несмотря на отдельные появления сложных фраз, характерен преимуществом простых предложений. Ребенок начинает широко пользоваться вопросительными словами «что? куда? где?», появляются вопросы «когда, как? почему?». Построением сложносочиненных предложений дети овладевают легче, чем сложноподчиненных. Употребление сложных грамматических форм является основным показателем освоения грамматического строя речи. Уже с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев дети используют в речи много предлогов, дательный и творительный падежи, а к трем годам ребенок овладевает основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными. Уже в начале третьего года жизни у детей появляются глаголы будущего времени, расширяются функции наречий, а с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев значительно обогащается словарь прилагательных. Наиболее трудно ребенку дается согласование в роде прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительным. Но и этим к концу третьего года жизни они овладевают. В этом возрасте дети испытывают сложности в назывании сложных по слоговой структуре слов, характерно упрощение в стечение согласных. Произносительная сторона речи несовершенна, так как функционально не готов речевой аппарат. Для детей характерен слабый, укороченный выдох, недостаточно развит голосовой аппарат (говорят тихо). Дети полностью осваивают группы легких для произношения звуков (п, б, т, д, н, г, к). Третий год жизни, особенно его вторая половина, - период появления и первичного закрепления в речи трудных звуков (з, с, ж, ш, щ, ч, х, ф, р). При их произнесении в ряде случаев искажаются уже освоенные легкие звуки, некоторые согласные до сих пор произносятся смягченно. Поэтому правильность произношения в раннем возрасте оказывается величиной колеблющейся. У ребенка третьего года жизни формируется такая важная предпосылка совершенствования произношения, как умение на слух относительно тонко дифференцировать звуки в словах. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдается лишь в тех случаях, когда речь идет о малознакомых предметах. В процессе совершенствования фонематического слуха есть еще одна сторона. Даже если ребенок совершенно точно воспринимает звуки языка, то это еще не значит, что он столь же адекватно слышит звуки, произносимые им самим. Улавливая правильное (или неправильное) произношения слова другими, сами дети часто произносят его, используя звуки – заместители, близкие по звучанию образцу. Таким образом, активный словарь составляет 1000 – 1200 слов, увеличивается число существительных, ребенок овладевает всеми синтаксическими структурами, но испытывают трудности в согласовании слов, употреблении сложноподчиненных предложений. Характерна склонность к подражанию. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, воображение.
Литература: 1. Герасимова А. Уникальное руководство по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М.: ГНОМ и Д, 2007. 3. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста – М.: Айрис-пресс, 2005.
|