Решебники
Документы для скачивания
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ 1. Физические тела. Физические явления № 1. Физическое тело — самолет, космический корабль, авторучка. Вещество — медь, фарфор, вода. № 2. а) Из одного вещества: стол, карандаш, стул — из дерева. б) Из различных веществ: пластиковая и стеклянная бутылка. № 3. Стекло: колба лампы, бутылка. Резина: покрышка, воздушный шарик. Древесина: дверь, паркет. Сталь: резец, лезвие ножа. Пластмасса: корпус шариковой ручки, калькулятора. № 4. Ножницы — сталь; стакан — стекло; футбольная камера — резина; лопата — сталь; карандаш — дерево. № 5. Физическое тело Вещество Явления рельсы, Луна, нож- ницы, стол, верто- лет свинец, алюминий, спирт, ртуть, медь, нефть гром, пурга, рассвет, буран, снегопад, кипение, выстрел, метель, наводнение № 6. Механические явления: падение тела, колебание маятника. № 7. Тепловые явления: таяние снега, кипение воды. № 8. Звуковые явления: гром, свист милиционера. № 9. Электрические явления: молния, искра свечи зажигания. № 10. Магнитные явления: взаимодействие двух магнитов, вращение стрелки компаса. № 11. Световые явления: свет лампочки, северное_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ сияние. 3 № 12. Механические Тепловые Звуковые Электрические Световые шар катится, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака дви- жутся, летит голубь, гроза свинец плавится, холодает, снег тает, вода ки- пит, гроза слышны раскаты грома, эхо, ше- лестит листва, гроза сверкает мол- ния, горит электрическая лампа, гроза звезды мерца- ют, наступает рассвет, сверка- ет молния, го- рит электриче- ская лампа, гроза № 13. Полет снаряда, звук выстрела и взрыв пороха. 2. Измерение физических величин № 14. Диаметр мяча больше диаметра монеты примерно в 10 раз. № 15. а) 0, 1 мм= 0, 01 см= 0, 0001 м= 100 мкм= 100000 нм. б) 200 бактерий, 2000 бактерий, 20000 бактерий. № 16. Нет, так как разные люди проходят разное расстояние за время вы- хода диска Солнца из- за горизонта. № 17. L= 38 мм= 0, 038 м. № 18. d= 16 мм= 0, 016 м. № 19. 6 см; 3, 6 см; 5, 4 см; 8, 7 см; 2, 15 см; 3, 9 см; 11, 35 см; 7, 25 см; 9, 8 см; 10, 75 см. № 20. а, б — с точностью до 1 мм; в — с точностью до 5 мм; г — с точно- стью до 1 см. № 21. d= 3 см/ 30= 0, 1 см= 1 мм. № 22. Головку винта нужно плотно прижать к линейке, совместив шлиц винта с 0 шкалы, а затем катить винт по линейке без проскальзывания, повернув его на 360 °. Сравнить полученное значение с числом π d, где d — диаметр винта, измеренный линейкой. 4 № 23. Толщина одной монеты равна отношению толщины всех монет к их количеству. Чем больше взято монет, тем точнее результат измерений. № 24. Для этого надо выложить предметы вплотную вдоль линейки, изме- рить длину получившегося ряда и разделить ее на число предметов. № 25. а) Дано: a= 5, 8 м; b= 1, 7 м Решение: S= а ⋅ b= 5, 8 м ⋅ 1, 7 м= 9, 86 м 2. Найти S. Ответ: S= 9, 86 м 2. б) Дано: d= 13 м Решение: S= π 4 d 2= π⋅ 4 132 м 2 ≈ 133 м2. Найти S. Ответ: S ≈ 1, 33 м 2. № 26. Дано: S= 1 м 2= 104 см 2; S0= 1 c м 2; l0= 1 см Решение: l= l0S/ S0= 1 см ⋅ 104 см 2/ 1 см2= = 10000 см= 100 м. Найти l. Ответ: l= 100 м. № 27. Дано d= 30 мм Решение: Sd= π 4 d 2= π⋅( 30 мм) 2/ 4 ≈ 707 мм 2; Sn= 707 мм2 Найти Sd, Sn. Ответ: Sd ≈ 707 мм 2, Sn= 707 мм2. № 28. Дано: a= 1, 2 м; b= 8 см= 0, 08 м; h= 5 см= 0, 05 м Решение: V= a ⋅ b ⋅ h= = 1, 2 м ⋅ 0, 08 м ⋅ 0, 05 м= 0, 0048 м3. Найти V. Ответ: V= 0, 0048 м3. № 29. Дано: a= 5 м; b= 4 м; h= 2, 8 м Решение: V= a ⋅ b ⋅ h= 5 м ⋅ 4 м ⋅ 2, 8 м= 56 м3. Найти V. Ответ: V= 56 м3. № 30. Дано: a= 50 см= 0, 5 м; b= 40 см= 0, 4 м; h= 4 м Решение: V= a ⋅ b ⋅ h= 0, 5 м ⋅ 0, 6 м ⋅ 4 м= 1, 2 м3. Найти V. Ответ: V= 1, 2 м3. № 31. 950 мл; 76 мл; 165 мл. № 32. Цена деления и диапазон измерений одинаковы в обеих мензурках. У первой( конической) мензурки шкала неравномерная, а у второй( ци- линдрической) — равномерная. 5 № 33. Цена деления мензурки — 10 см3; V= 800 см3 – 500 см3= 300 см3. № 34. Надо налить воду в мензурку, измерить ее объем V1. Затем кинуть в мензурку дробинку и измерить новый объем V2 воды с дробинкой. Объ- ем дробинки V= V2 – V1. № 35. Поместить тело в сосуд с жидкостью, налитой до максимально воз- можного уровня. Тогда объем тела равен объему жидкости, вылившей- ся в мензурку. № 36. С точностью до 0, 5 с. № 37. 11 с ≈ 0, 18 мин; 11 с ≈ 0, 003 ч; 11 с= 11000 мс; 11 с= 11000000 мкс. № 38. Дано: t1= − 6 ° C; t2= + 4 ° C Решение: Δ t= t2 − t1= 4 ° C −( − 6 ° C) = 10 ° C. Найти Δ t. Ответ: повысилась на 10 °. № 39. Цена деления( слева направо) : 1 ° С; 1 ° С; 1 ° С; 0, 5 ° С; 0, 5 ° С. Максимальная температура: б) 35 ° С; д) 22, 5 ° С. Минимальная температура: а) − 20 ° С; г) − 7, 5 ° С. Температура( слева направо) : 22 ° С; 4 ° С; 19 ° С; 6, 5 ° С; 13, 5 ° С. 3. Строение вещества № 40. Молекулы масла проникают между молекулами сосуда на его по- верхность( явление диффузии) . № 41. Дано: D= 0, 5 мм n= 200000= 2 ⋅ 105 Решение: 2 5 10 мм 2 10 0 5мм 6 5= ⋅ − ⋅= = , , n d D Найти d. Ответ: d= 2, 5 ⋅ 10- 6 мм. № 42. Дано: V= 0, 003 мм3; S= 300см2= 30000 мм 2 Решение: 10 мм 30000мм V 0, 003мм 7 2 3= = = − S d Найти d. Ответ: d= 10- 7 мм. № 43. Нет. 6 № 44. Нет, большая часть объема газа приходится на промежутки между молекулами. № 45. Отличаются. № 46. Форма молекул не изменилась. № 47. Отношение объема воздуха, к сумме объемов его молекул в поло- жении 1 больше, чем в положении 2. № 48. Это подтверждается сжимаемостью газов, жидкостей. № 49. Объем и состав одинаковы. № 50. Объемы и составы различны. № 51. Отношение объемов для воды меньше этого отношения. № 52. При нагревании промежутки между молекулами увеличиваются, а при охлаждении — уменьшаются. № 53. Увеличением расстояния между ее молекулами. № 54. Расстояние между ее молекулами уменьшается. № 55. Для учета теплового расширения тел. Измерения будут наиболее точны при указанной температуре. 4. Движение молекул и температура тела № 56. Диффузией молекул данного вещества между молекулами воздуха. № 57. Из- за многочисленных столкновений молекула многократно меняет направление вектора скорости( броуновское движение) . В результате этого средняя скорость молекулы и, соответственно, скорость распро- странения запаха уменьшается в сотни и тысячи раз. 7 № 58. Часть молекул углекислого газа, который тяжелее воздуха, ушла в атмосферу. Их объем заняли молекулы воздуха. № 59. Молекулы водорода диффундируют через оболочку шарика. № 60. Потому что дым постепенно диффундирует в воздух. № 61. В жидкостях и газах молекулы более подвижны, чем в твердых те- лах. Вследствие этого диффузия в жидкостях и газах происходит значи- тельно быстрее. № 62. Со временем вследствие диффузии краска с рисунков проникает в прозрачную бумагу. № 63. Это объясняется диффузией молекул жидкости в окружающее про- странство. № 64. Это объясняется беспорядочным столкновением капель масла с ок- ружающими молекулами( броуновское движение) . № 65. В третьем стакане, потому что растворимость сахара растет с увели- чением температуры. № 66. Молекулы краски переходят на белую ткань в результате диффузии, и она окрашивается. № 67. Увеличить давление и/ или температуру твердых тел. № 68. В холодном. № 69. В холодильнике. 5. Взаимодействие молекул № 70. Молекулы твердого тела достаточно сильно взаимодействуют меж- ду собой. 8 № 71. Для этого необходимо сблизить поверхности разлома на расстояние, при котором взаимодействие молекул карандаша становится достаточ- но сильным. Практически сделать это невозможно. № 72. Частички пыли, смоченные водой, слипаются, и их масса увеличи- вается. Поэтому их труднее поднять в воздух. № 73. Взаимодействие между молекулами мокрого листа сильнее взаимо- действия между молекулами сухого листа. № 74. Взаимодействие между молекулами мрамора настолько сильное, что силы трения мрамора о доску недостаточно для дробления мрамора. Сила притяжения между молекулами мела гораздо меньше, чем у мрамора. № 75. Максимальна — у стали, минимальна у ⎯ воска. № 76. Ввиду гладкости пластин при их соприкосновении многие частицы поверхности сближаются до расстояний, на которых важную роль на- чинают играть силы межмолекулярного притяжения. № 77. Такая сварка может быть выполнена при условии, что большинство частиц на поверхности свариваемых деталей будет сближено на рас- стояние взаимного притяжения. № 78. Вода в результате межмолекулярного взаимодействия смачивает и притягивает стеклянную пластину. № 79. В твердом. № 80. Молекулы масла взаимодействуют с медью слабее молекул ртути. № 82. При склеивании бумаги и паянии металлических изделий в поверх- ностные слои склеиваемых листов( спаиваемых тел) проникают части- цы клея( припоя) . При этом взаимодействие между молекулами клея и бумаги( частицами металла и припоя) больше, чем между молекулами склеиваемых листов бумаги( спаиваемых металлических изделий) . № 83. При 9 зсварке обходятся без припоя, за счет диффузии молекул самих свариваемых тел. 9 6. Три состояния вещества № 84. Состояние Твердое Жидкое Газообразное сахар, олово, алюминий, лед вода, спирт, молоко воздух, кислород, азот № 85. Нет, поскольку газ занимает весь предоставленный ему объем. № 86. Нет, в ней содержатся пары ртути. № 87. Могут( при низких температурах и высоких давлениях) . № 88. Могут( при высоких температурах) . № 89. Жидкое состояние( туман ⎯ мельчайшие капельки воды) . № 90. Твердое состояние( туман ⎯ мельчайшие кристаллики льда) . № 91. Вследствие диффузии молекул след зайца постепенно теряет запах последнего. № 92. Керосин хорошо смачивает флягу, впитывается в ее внутреннюю поверхность. Полностью удалить его простым мытьем фляги невоз- можно. № 93. Движение частиц стало более интенсивным, а расстояние между молекулами увеличилось. № 94. Сами молекулы не изменились, а расстояние между ними и скорость их движения увеличились. 7 класс Вопросы. §1. 1. Физика ⎯ это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т. д. §2. 1. Каждый существующий в природе предмет( тело) . 2. Вещество ⎯ материя, из которой состоят физические тела. Физи- ческие тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород. 3. Рис. 3. Статуя слона и кусочек пластилина ⎯ разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры. §3. 1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов. 2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов. 3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правиль- ные выводы. §4. 1. Измерение физической величины сводится к сравнению ее количест- венного значения со стандартной величиной, принятой за единицу. 2. Длина_ _ _ _ _ ⎯ 1 м; время ⎯ 1 с; масса ⎯ 1 кг. 3 3. Для определения цены деления шкалы необходимо разность двух цифр над штрихами шкалы разделить на количество штрихов, нахо- дящихся между этими цифрами. §5. 1. Это значит, что истинная длина может быть больше или меньше измеренной на 1 мм. 2. Нет, нельзя. Надо взять линейку с миллиметровой шкалой. Точ- ность измерения увеличивается с уменьшением цены деления шка- лы прибора. 4. А= а ± Δ а, здесь А – измеряемая величина, а – результат измере- ний, Δ а – погрешность. §6. 1. Физика имеет громадное значение в развитии техники. Благодаря физическим открытиям прошлого века стали возможны радиосвязь, телевидение, атомная энергетика и многое другое, без чего мы не можем представить себе нашу жизнь в XXI веке. 2. Например, Нильс Бор ⎯ исследования в области строения атома; Исаак Ньютон ⎯ законы механики, световые явления; Альберт Эйнштейн ⎯ создание специальной теории относительности. §7. 1. Вещества состоят из мельчайших частиц ⎯ атомов и молекул. 2. Это подтверждает, например, явление броуновского движения. ( Под- робнее см. §1 « Материала для дополнительного чтения » учебника) . 3. При увеличении расстояния объем увеличивается, при уменьше- нии ⎯ уменьшается. 4. Опыт с растворением в сосуде крупинки гуаши и переливанием частиц окрашенной воды в другой сосуд с водой. §8. 1. Молекула ⎯ мельчайшая частица вещества. 2. Размеры молекул очень малы, их сложно увидеть даже с помо- щью электронного микроскопа. 4 3. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Те, в свою очередь состоят из более мелких частиц. 4. См. рис. 21 учебника. §9. 1. Диффузия ⎯ явление проникновения молекул одного из соприка- сающихся веществ в пространство между молекулами другого. 2. Нальем в мензурку немного тяжелой( относительно воды) окра- шенной жидкости. Сверху осторожно, избегая смешивания, добавим воды. Между водой и жидкостью образуется четкая граница, кото- рая через некоторое время в результате диффузии сотрется, а потом исчезнет вовсе. Молекулы жидкости из- за хаотического движения постепенно проникают между молекулами воды. 3. Распространение запахов; пропитка краской тканей, бумаги и т. д. §10. 1. На различных расстояниях молекулы либо притягиваются, либо отталкиваются. 2. На близких расстояниях( порядка размера молекулы) действует притяжение; при уменьшении расстояния проявляется отталкивание. 3. Это явление называется смачиванием. 4. Смачиваются водой ⎯ бумага, дерево, стекло; не смачиваются – парафин, воск, жирные тела. §11. 1. Твердое, жидкое и газообразное. 2. Твердое тело имеет форму, объем и обычно большую плотность. 3. Жидкость принимает форму сосуда, в котором она находится, но ее объем постоянен. 4. Газ занимает весь предоставленный ему объем и принимает фор- му сосуда, в котором он находится. §12. 1. Расположение молекул газа хаотично, они расположены на боль- ших расстояниях друг от друга, между ними действуют в основном силы отталкивания. 5 2. В жидкостях молекулы находятся на более близких расстояниях, чем в газах, притяжение между ними также больше, поэтому они не расходятся на большие расстояния, и жидкость сохраняет объем. 3. В твердом состоянии молекулы тела находятся на очень близких расстояниях, притяжение между ними очень большое, поэтому твердые тела сохраняют свой объем и свою форму. §13. 1. Изменение со временем положения тела относительно других тел. 2. Относительно разных тел тело может двигаться с разной скоро- стью или вовсе покоиться. 3. Длина траектории, пройденной телом. 4. 1 м. §14. 1. Движение, при котором за одинаковые промежутки времени тело проходит одинаковые пути( его скорость постоянна) . 2. Движение, при котором за одинаковые промежутки времени тело проходит разные пути( его скорость непостоянна) . 3. Например, падающий камень; пуля, выпущенная из ружья. §15. 1. Отношение пройденного пути ко времени его прохождения. 2. v= S/ t, где S ⎯ путь, t ⎯ время. 3. 1 м/ с. 4. Направлением. 5. v ср= S/ t, где S ⎯ путь, t ⎯ время. §16. 1. а) S= vt; б) S= v ср t. 2. а) t= S/ v; б) t= S/ v ср. §17. 1. Скорость тела меняется под действием на него внешних сил. На- пример, пуля, выпущенная из ружья, под действием силы трения теряет свою скорость. 2. Скатывание тележки с наклонной плоскости на различные пре- пятствия. Чем меньше препятствие, тем меньше меняется скорость тележки. 6 3. Инерция ⎯ сохранение скорости тела в отсутствии действия на него внешних сил. 4. Равномерно и прямолинейно. §18. 1. Ударяя по неподвижному мячу, футболист приводит его в движение. 2. При лобовом столкновении скорость двух автомобилей снижается до нуля, и они даже могут изменить направление движения на обратное. 3. Пуля, вылетая из винтовки, взаимодействует с ней, в результате чего последняя испытывает отдачу. §19. 1. Тележки с разными массами ставятся рядом. К одной из них приде- лана упругая пластина, изогнутая и привязанная нитью. После пережи- гания нити пластина распрямляется, и тележки начинают движение. 2. Тележка с меньшей массой будет иметь большую скорость и пройдет большее расстояние. 3. 1 кг. 4. 1 мг; 1 кг; 1 т и т. д.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий