«Художественно - эстетическое развитие детей раннего возраста»
Документы для скачивания
- Слайд 1. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384). Вступил в силу 1 января 2014 года.
Слайд 2. В связи с утверждением ФГОС ДО соответственно утратили силу ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации.
Слайд 3. Для сравнения посмотрите на слайд: как выглядит стандартизация дошкольного образования по ФГТ и ФГОС ДО.
Слайд 4. Структура документа.
Слайд 5. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Слайд 6. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Слайд 7, 8. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 9. Сегодня мы более подробно разберем образовательную область или направление - художественно-эстетическое развитие.
По словам В. А. Сухомлинского “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Мелкая мускулатура рук ребенка раннего возраста еще достаточно слаба для выполнения мелких и точных действий, и поэтому задания выстраиваются с учетом особенностей развития детей раннего возраста (упражнения для развития мелкой моторики рук, например, пальчиковая гимнастика, шнуровки и др.)
В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему! Развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.
Слайд 10. Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 11. Мы с вами сегодня поговорим о реализации этого направления в процессе развития у детей раннего возраста навыков продуктивной деятельности в рисовании, лепке и приобщения к изобразительному искусству.
Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими ему людьми. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, следует помнить, что на данном возрастном этапе главное - это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать или лепить. Задача взрослых - вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития изобразительной деятельности.
Итак, сейчас мы вспомним задачи, решаемые в процессе организации продуктивной деятельности - рисовании.
Блиц – опрос
Слайд 12. (поочередно)
(заголовок слайда) Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта осуществляются путем.....(выделения формы предметов, обведя их по контуру поочередно то одной, то другой рукой). Для формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни, и в первую очередь, с игрушками. Ребенку надо подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как ее можно использовать. Для начала предлагаются простые по форме и цвету игрушки, а показывая их, назвать цвет, форму.
- Привлечение внимания детей к тому, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если …..(провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Взрослый должен помочь ребенку перейти от манипулятивных действий с художественным материалом к использованию его по назначению, постижению различных средств выразительности, посредством которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений. Это следует делать ненавязчиво, без принуждения, весело - в игре, свободной деятельности.
- Формирование умения различать......(цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их) (1 пункт слайда); рисовать разные …....(линии: длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные; пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.); подводить детей к рисованию предметов....(округлой формы) (2 пункт слайда).
- Как формируем умение держать карандаш и кисть? (свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника)
- Набирать краску на кисть …. (макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки)
(3 пункт слайда).
- Формирование умения бережно относиться в материалам (правильно их использовать, по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде).
Формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором ребенок рисует).
Слайд 13. Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности
для экспериментирования с материалом. Детям предлагают рисовать
не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками поролоновой губки, щеточками, «печатками». Малыши могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани,
дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу с тем, чтобы дети имели возможность для свободных разнообразных действий,
рисуя рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисования карандаш, другой - мелок, третий - губку, пропитанную краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания действиям друг друга
и освоения новых материалов для изобразительной деятельности. По
завершении рисунка воспитатель может спросить у малышей, что они
нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы
(солнышко, цветок, дождик и т. п.). Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Если брызнуть на бумагу краску и сложить лист пополам кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно
предложить детям угадать, что получилось, или дорисовать картинку,
дав полную свободу фантазии. Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей можно использовать заготовки, например, вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам нарисо-
вать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею,
и попросить детей разрисовать ее так, как им захочется. Хорошим
приемом является прикладывание к бумаге поролона, пропитанного
краской, или специальной печатки. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей и любые другие подходящие предметы. В ходе занятий с художественными материалами следует побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п. При этом воспитатель должен помогать детям при создании предметных и сюжетных рисунков (например, взрослый рисует травку и стебли цветов, а дети - головки цветов). Следует откликаться на просьбы детей нарисовать картинку по их
замыслу. В ходе такой деятельности малыши внимательно наблюдают, как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать. Воспитатель должен поддерживать инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу.
Приобщая детей к изобразительной деятельности следует поддерживать инициативу каждого ребенка, его стремление что-либо изобразить; предоставлять право выбора материала, средств, замысла.
Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослый должен предоставить им возможность действовать самостоятельно и не навязывать всей группе одно и то же занятие или игру. При проведении занятий и игр с маленькими детьми лучше комплексно использовать различные виды художественной деятельности, например, рисовать под музыку; лепить персонажей сказок и затем обыгрывать их сюжеты. Очень важно отношение взрослого к продуктам творчества ребенка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя забирать у малыша рисунки и поделки без его разрешения, лучше попросить его нарисовать что-нибудь (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу (родителям, другому ребенку). Желательно, чтобы экспонировались все детские работы, а не только самые лучшие. Но предварительно нужно договориться с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощушения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.
Слайд 14. Приобщение детей раннего возраста к изобразительному искусству происходит в процессе рассматривания с детьми иллюстраций к произведениям детской литературы и развития умения отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомим с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой — встанькой и др., соответствующими возрасту детей, привлекая внимание детей к характеру игрушек (веселая, забавная), их форме, цвету.
Слайд 15. В группе необходимо создать соответствующую развивающую среду, подобрать материалы для разных видов художественно-эстетической деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности:
- наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
- краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
- кисти для рисования, клея;
- палитра, емкости для воды, красок, клея;
- салфетки для вытирания рук и красок;
- бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисова-
ния и аппликации; - глина, пластилин (не липнущий к рукам);
- печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
- трафареты для закрашивания;
- доски для рисования мелками, подставки для работы с пласти-
лином, глиной, тестом;
- мольберты;
- фартуки и нарукавники для детей.
Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.
В окружающей жизни много прекрасного, и нужно учить ребенка видеть, замечать эту красоту. Красивое радует ребенка, вызывает положительные эмоции. Это обогатит его представления, положительные эмоции.
Эстетическая развивающая среда направлена на развитие интереса детей к окружающему: направление внимания на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек и т.д. Во время прогулки привлекаем внимание детей к красивым растениям, оборудованию участка, удобному для игр и отдыха.
Важно, чтобы вся деятельность проходила в форме игры. Обучающие моменты вводятся ненавязчиво, по мере необходимости и с ориентацией на готовность ребенка принять их.
При организации деятельности педагогами должны сочетаться индивидуальные и коллективные виды деятельности детей. Вовлекая детей в коллективные формы изобразительной деятельности, мы должны создавать условия для самореализации каждого ребенка (обсуждать замысел, подбирать необходимые элементы, распределять задачи, обыгрывать полученный результат и т.д.).
Взрослый, учитывающий особенности и интересы каждого ребенка, дающий возможность проявления индивидуальности, играя и эмоционально общаясь
с малышом, способствует не только появлению такого новообразования как изобразительная деятельность, но и способствует преодолению и профилактике проблем познавательного и эмоционального развития детей раннего возраста.
Слайд 16. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенный кусок. У детей раннего возраста мы развиваем интерес к лепке, знакомим с пластическими материалами: глиной, тестом, пластической массой (отдавая предпочтение глине) и формируем умение аккуратно пользоваться материалами.
Учитывая интересы детей, воспитатели обращают внимание детей на такие явления в окружающем, которые более понятны и доступны.
Например, зимой во время снегопада дети ловят снежинки, рассматривают их на рукавичке, на одежде. Обращает внимание на шапки на кустах, находят сходства с фигурами животных. Это наблюдение особенно важно для занятий по лепке. Благодаря этому, у ребенка 2-х лет постепенно развивается умение находить сходство своей поделки с предметами и явлениями окружающего.
На слайде представлены задачи развития продуктивной деятельности в лепке.
Слайд 17. Спасибо за внимание!