«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Документы для скачивания
- Сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития детей, которые вы видите на экране:
1.социально - коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно эстетическое развитие;
5.физическое развитие.
Совсем неслучайно самая первая образовательная область выделена «Социально- коммуникативное развитие».
Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Слайд 3. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, в их поведении, общении.
Слайд 4. На экране вы видите направления социально – коммуникативного развития дошкольников согласно ФГОС ДО:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Таких норм не очень много: старших нужно уважать; нельзя брать чужое; нельзя обижать слабого; нужно трудиться; нельзя обманывать и т.д. Но к каждой из норм есть много правил. Например, норма «Старших следует уважать» предполагает, что ребѐнок должен усвоить правила: разговаривать со старшими следует вежливо, здороваться с ними надо первым, уступать место или предлагать стул, не грубить, не «поднимать руку», помогать и т.д.)
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Уже в названии образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» видно, какую роль придают авторы общению как условию социализации. Через общение ребѐнок познаѐт социальный мир, присваивает социальный опыт, получает
информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния.
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребенка только по имени. Стремление к самостоятельности ярко проявляется на границе трѐх лет.
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Социальный интеллект – это умение ладить с людьми. Это личностное качество лежит в основе успеха любой деятельности и взрослого человека. Если ребѐнок умеет искренне сопереживать другому, проявлять отзывчивость, у него всегда в группе будут друзья, ему легче жить.
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Ребѐнок не может жить и развиваться вне человеческого общества. При этом не только ребѐнок нужен обществу, но и общество ему самому. Для развития любого человека нужны люди, с которыми он взаимодействует, которые как-то реагируют на его поступки: положительные поступки подкрепляются похвалой и закрепляются, отрицательные тормозятся, потому что ребѐнку неприятно, когда его ругают, лишают награды, не хотят с ним дружить.
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Думаю, что эта работа во всех детских садах проводится успешно и не требует разъяснений.
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Работа в данном направлении предполагает формирование первичных представлений о труде взрослых, привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий совместно со взрослым и под его контролем.(хлебницы без хлеба, салфетницы, ложки и пр.)
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Главное здесь, сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
- Что же нового в данной образовательной области по сравнению с ФГТ?- Да, в данную образовательную область включены в качестве равноправных компонентов «Труд» и «Безопасность». Подробнее на этом мы остановимся чуть позже.
Слайд 5. (социализация и индивидуализация из стандарта – социальная ситуация развития - сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.)
Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть социализированным - это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Слайд 6-7. На экране вы видите формы и приемы организации деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непрерывной образовательной деятельности (НОД), в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Образовательная деятельность в семье |
|
организованная образовательная деятельность |
образовательная деятельность в режимных моментах |
Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде Самообслуживание
|
Экскурсии, путешествия Наблюдения Чтение Личный пример Беседа Объяснение |
Экскурсии Наблюдения Чтение художественной литературы Просмотр мульфильмов Дидактические игры Проблемные ситуации Объяснения Упражнения Рассматривание иллюстраций |
Индивидуальная работа Объяснение Напоминание Личный пример Похвала Наблюдение Упражнения Игры подвижные, дидактические Рассматривание Иллюстраций Инсценировки сказок, потешек, песенок Праздники и развлечения |
- Конечно, необходимо использовать формы и методы адекватные возрастным особенностям дошкольников, иначе перегрузим детей, что неизбежно приведет к истощению нервной системы.
Слайд 8. Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
- Коллеги, давайте вместе определим, что приобретают дети в данных видах детской деятельности, которые вы видите на экране.
- Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- Проектная деятельность обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников
Слайд 9. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
И еще одно важное условие своевременной и полноценной социализации ребенка - вовлечение родителей в образовательную деятельность. Это условие также диктует нам ФГОС дошкольного образования.
(Формы взаимодействия с родителями по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на слайде)
- И я вновь обращаюсь к вам, уважаемая аудитория. Какие, на ваш взгляд, задачи решает каждая форма взаимодействия с родителями?
Педагогические беседы |
Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка |
Практикумы |
Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей |
Тренинги |
Вовлечение родителей в специально разработанные педагогом-психологом (если есть) ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы |
Дни открытых дверей |
Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами социально-коммуникативного развития детей |
Тематические консультации |
Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи |
Родительские собрания |
Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам социально-коммуникативного развития детей |
Родительские чтения |
Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами социально-коммуникативного развития детей |
Мастер-классы |
Овладение практическими навыками совместной партнёрской деятельности взрослого и ребёнка |
Конференции (в том числе и онлайн-конференции) |
Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания. |
Слайд 10. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
- насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;
- трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
- полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;
- вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;
- доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;
- безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
- Подумайте, какой бы вы могли предложить материал в групповых комнатах для социально-коммуникативного развития дошкольников.
Слайд 11. Перечень: разнообразный иллюстративный материал, игры и игрушки для совместной игровой, познавательной, художественной и других видов деятельности, игрушки и оборудование для самостоятельной деятельности детей в разнообразных «уголках», книги, уголок семьи, альбомы с семейными фотографиями, фотографии детей и педагогов в ДОУ, материалы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и пр.
В ФГОС ДО выделяются требования к результатам освоения образовательной программы. В Стандарте они представлены в виде целевых ориентиров.
- Что же такое целевые ориентиры?
Слайд 12. Да, это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Наша задача сегодня, проанализировать только ту часть раздела, которая касается социально-коммуникативного развития детей.
Понятно, что для детей раннего и дошкольного возраста определены разные ориентиры.
Итак, ранний возраст.
Слайд 13. Целевые ориентиры социально-коммуникативного развития детей
раннего возраста представлены на экране.
- Ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками, проявляет настойчивость для достижения результата.
- Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится к самостоятельности в быту и в игре.
- Включен в общение, может обращаться с вопросами, просьбами.
- Проявляет интерес к сверстникам, подражает им.
- Появляются игры, в которых ребенок подражает взрослым.
- Достижимы ли эти целевые ориентиры? Безусловно.
- И, подводя итог своего выступления, хочу отметить, Стандарт подчеркивает, что социальное развитие детей будет протекать успешно, если:
- Они будут чувствовать себя нужными, принятыми, любимыми, т.е. каждому ребенку будет обеспечено эмоциональное благополучие, непосредственное общение и уважение;
- Будут созданы условия для разнообразной активности и самостоятельного принятия решения;
- Дети будут уверены, что им в нужный момент обязательно будет оказана помощь и поддержка.
- Очень важно развивать коммуникативные способности детей, т.к. именно они позволяют договариваться и разрешать конфликтные ситуации;
- Поскольку игра, и это особо подчеркивается в ФГОС, является ведущей деятельностью, то поддержка спонтанной игры необходима.
Рекомендации:
- Создавать условия для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Продолжать работу по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста через разнообразные формы взаимодействия в рамках триады «ребенок-педагог-родитель».
- Обеспечить безопасное проведение новогодних праздников.
- Использовать представленный опыт работы педагогов по социально-коммуникативному развитию дошкольников.