«Приобщение детей раннего возраста к правилам здорового образа жизни в рамках ФГОС ДО»
Документы для скачивания
Слайд 1- 2.
- Направления образовательной деятельности по ЗОЖ на современном этапе.
- В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.
Так, ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, формирование ценностей ЗОЖ, развития их физических качеств.
Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно – физическое, психическое, добавляется новое понятие «эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей ЗОЖ.
- Коллеги, скажите, пожалуйста, в какой образовательной области раскрываются задачи по ЗОЖ?
- Верно, в Стандарте задачи ЗОЖ решаются в образовательной области «Физическое развитие». (слайд 3)
Задачи ОБ «Физическое развитие решаются в 3-х направлениях: приобретение опыта в двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами ЗОЖ.
Задачи ЗОЖ по Стандарту (п. 2.6.):
- становление ценностей здорового образа жизни
- овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!»
- Что же такое здоровье и какого человека можно назвать здоровым?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Из всего сказанного вами складывается такое определение «здоровья»:
(слайд 4 определение)
Это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Здоровым считается человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
- От чего же зависит здоровье ребенка?
Слайд 5 (от наследственных факторов, от условий внешней среды, от деятельности системы здравоохранения, от самого человека).
Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Сохранению и укреплению здоровья должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
- Перечислите основные компоненты ЗОЖ.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: (слайд 6)
- Двигательная активность (физкультура, прогулки, утренняя гимнастика)
- Закаливание
- Обеспечение возрастного режима
- Рациональное питание
- Соблюдение правил личной гигиены
- Положительные эмоции, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
- Формирование валеологических представлений
- В каких парциальных программах раскрываются вопросы ЗОЖ?
(слайд7) Использовуются парциальные программы, технологии и методики:
В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка»;
Н.В.Козлова «Я - Человек»;
М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим»;
Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
Н.В.Ежова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении»;
И.М. Новикова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Е.Ф. Купецкова «Здоровый дошкольник»
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказу от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
- Назовите условия формирования ЗОЖ у дошкольников?
(слайд 8) - Создание вокруг ребенка образовательной среды наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями ЗОЖ, условия для самостоятельной двигательной активности;
- Наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, ведущих ЗОЖ;
- Создание положительного эмоционального фона при формировании знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
(чтобы снизить стрессовую нагрузку на детей, снять эмоциональное напряжение, мы должны:
- использовать приемы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
- не допускать авторитарного давления на воспитанников;
- не затягивать НОД, проводить ее в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами и на стульчиках;
- знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
- обеспечивать необходимое количество и качество сна воспитанников в режиме дня);
- Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков ЗОЖ;
- Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации деятельности оздоровительной направленности.
- Итак, какие задачи по формированию начальных представлений о ЗОЖ мы будем решать в раннем возрасте?
(слайд 9)Задачи ЗОЖ :
- Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
- Назовите формы организации образовательной деятельности по ЗОЖ?
(слайд 10)
- ООД;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- самостоятельное наблюдение;
- индивидуальная работа в центре здоровья.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
- Какие основы развития личности должны заложить родители у ребенка? (слайд 11)
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития.
Дошкольное учреждение должно оказать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья (Гл. 4, ст. 44, п 1, 2 «Закона об образовании в Российской Федерации»)
Рекомендации
1.Обеспечить реализацию системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной деятельности по ЗОЖ с дошкольниками;
- Создавать положительный эмоциональный фон при формировании знаний, умений и навыков по ЗОЖ: использовать приемы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, не допускать авторитарного давления на воспитанников; не затягивать НОД, проводить ее в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами и на стульчиках; знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
3.Создать механизм включения здоровьесберегающих технологий в содержание педагогического процесса детского сада;
4.Стимулировать интерес к ценностям ЗОЖ, занятиям спортом и физическими упражнениями;
- Для формирования осознанного отношения к выполнению правил ЗОЖ систематически планировать следующие формы работы: проекты, ситуативно – имитационные упражнения, сюжетно – ролевые, дидактические игры и др.
6.Осуществлять формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников через решение игровых ситуаций, проведение экспериментов, участие в практических упражнениях, игровой деятельности, а также на личном примере педагогов и родителей;
- Показать родителям ценность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в процессе организации совместных физкультурных досугов, детско-родительских клубов, практических упражнений по выполнению оздоровительных и профилактических процедур, встречи с работниками поликлиники, помощи в оформлении уголков физического развития и здоровья и создании предметно – игровой среды по данному направлению.
Материалы
городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста на тему
«Приобщение детей раннего возраста к правилам здорового образа жизни в рамках ФГОС ДО»
Руководитель: старший воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка (корпус 3) Лазуткина И.Н.
Кузнецк, 2016
|
Материалы городской педагогической конференции на тему
«Физическое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС»
|