«Речевое развитие детей раннего возраста в сфере реализации ФГОС ДО»
Документы для скачивания
План проведения МО:
- Сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н. «Речевое развитие детей раннего возраста в сфере реализации ФГОС ДО».
- Сообщение учителя - логопеда МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Осюниной А.А. «Виды и формы работы по профилактике и предупреждению речевых нарушений».
- Презентация организации РППС в группе, способствующей речевому развитию детей раннего возраста. Воспитатель МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка Коновалова Галина Евгеньевна.
- Сообщение педагога-психолога МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Тукшаитовой Гульсем Джиганшеевны «Создание эмоционального благополучия детей раннего возраста».
- Рекомендации.
- Сообщение руководителя МО Лазуткиной И.Н.
Слайд 1. «Речевое развитие детей раннего возраста в сфере реализации ФГОС ДО».
Слайд 2. Основные цели и задачи.
Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимую базу формирования полноценного мышления человека. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной и интеллектуальной сферах. Речевая недостаточность влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает развитие познавательных возможностей, нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Слайд 3. Согласно ФГОС ДО п.2.6. Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 4. Коллеги, давайте вместе определим основные направления работы по развитию речи детей:
-развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);
-воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса);
-формирование грамматического строя (согласование существительных и местоимений с глаголами, употребление глаголов в будущем и прошедшем времени, изменение по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под), употребление воросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов );
-развитие связной речи (отвечать на простейшие вопросы (кто, что, что делает) и более сложные вопросы (во что одет, что везет, и т.д.), по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событиях из личного опыта );
-воспитание любви и интереса к художественному слову (учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения).
Слайд 5. Выделяется ряд принципов развития речи детей:
Принципы развития речи:
-взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития
Работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Формирование речи осуществлять в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным, от простых структур к более сложным. Мыслительные задачи - в центре задач по развитию речи, развитие всех познавательных процессов, а не простое воспроизведение.
- коммуникативнодеятельностный подход к развитию речи
Данный принцип самый главный, почему? Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, и в разных видах деятельности. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений.
- развитие языкового чутья
Языковое чутье это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность необходимо развивать, иначе она свертывается и перестает развиваться. Нужно всемерно проводить различные упражнения в форме игрового манипулирования словами.
- формирование элементарного осознания явлений языка
Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет не только ребенку просто повторять, но и создавать новые высказывания.
Простого механического повторения и накопление отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка. Существует 3 способа осознания:
- произвольность речи,
-вычленение компонентов речи,
-собственно осознание.
- взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
- обогащение мотивации речевой деятельности
От мотива зависит качество речи и успешность обучения. Важной задачей является создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом учитывать обязательно возрастные особенности детей, использовать разнообразные интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность.
Слайд 6.
Методы развития речи:
- Наглядные (Применяются как непосредственные, так и опосредованные. Непосредственные: непосредственное наблюдение и его разновидности – наблюдения в природе, экскурсии;
Опосредованное наблюдение:
– рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам);
- Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть);
- Практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, хороводные игры).
Слайд 7. Приемы развития речи.
Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос, эффективно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи )
Наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению)
Игровые (игровое сюжетно-событийное развертывание. Игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, д/и)
Слайд 8. Средства развития речи:
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
-общение взрослых и детей;
-культурная языковая среда;
- ООД по развитию речи;
-художественная литература;
-изобразительное искусство, музыка, театр;
-ООД по другим разделам Программы.
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
- Важнейшим средством развития речи является общение. Что такое общение? Общение – взаимодействие 2 и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, в труде, бытовой, образовательной деятельности. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.
В раннем возрасте - это предметная деятельность, следовательно, в центре внимания должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
Для того чтобы общение стало эффективным средством, воспитателю детей раннего возраста необходимо:
- Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.
- Много говорить самому.
- Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
- Помогать детям вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Дети 2-3 лет – очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая – педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том: что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. Как результат, совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы.
- Средством развития речи является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Подражая взрослым, дети копируют и наши ошибки. В связи с этим к речи педагога предъявляются требования. Перечислите их:
-содержательность и одновременно точность, логичность
-соответствие возрасту детей,
-лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность,
-образность,
-выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость,
-знание и соблюдение правил речевого этикета,
-соответствие слова педагога его делам.
В процессе речевого общения педагог использует и невербальные средства. Назовите их:
-жесты, мимика, пантомимические движения. Их важные функции:
-помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов,
-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала,
-являются образцами поведения для детей.
- Одним из основных средств речевого развития является обучение. Особо хотелось остановиться на требованиях к ООД:
-тщательная предварительная подготовка к ООД: воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
-соответствие материала ООД возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер,
-реализация принципа воспитывающего обучения. Оно обеспечивается содержанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми,
-структура ООД должна быть четкой: наличие 3 частей: вводной (устанавливается связь с прошлым опытом, сообщается цель ООД, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста, используется сюрпризные моменты), основной (решение главных задач, использование обучающих приемов, создание условий для вызова речевой деятельности детей) и заключительной (должна быть краткой и эмоциональной, ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные на ООД),
-оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям,
-правильная организация ОД, т.е. должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, а также требованиям безопасности,
- игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме.
- наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим,
-учет результатов ООД необходим для контролирования хода обучения, обеспечение установления обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми,
-связь ООД с последующей работой по развитию речи в рамках других видов деятельности.
- Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
- Различные виды искусства также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, способствует развитию образности и выразительности детской речи.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характер языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.
Слайд 9. Условия развития речевой активности детей раннего возраста.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.
Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.
Одной из задач ФГОС ДО является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это - внимательное и бережное отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.
Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановки необходимо использовать совместные с детьми игры, рассматривание книг, ежедневное чтение сказок и потешек.
- Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым в доступной по форме и средствам.
- В первую очередь в процессе общения. Дети нуждаются, прежде всего, в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
- Организация совместной деятельности, конечно же, в игре, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки», например, нужно использовать имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
- Правильный подход воспитателя к организации образовательного процессаявляется ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми ООД в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
- Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте.Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС ДО, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Подробнее об этом нам расскажет и представит нашему вниманию организацию РППС в группе для активизации речевого развития детей раннего возраста воспитатель данного детского сада чуть позже.
- ФГОС ДО направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.
Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
- II. Анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с разными нарушениями речи.
Сейчас я хочу предоставить слово учителю - логопеду МБДОУ ДС № 29
г. Кузнецка Осюниной А.А., которая осветит вопрос предупреждения речевых нарушений, о видах и формах данной работы.
III. Презентация организации РППС в группе: воспитатель МБДОУ ДС
№ 19 г. Кузнецка Коновалова Галина Евгеньевна
- IV. О создании эмоционального благополучия детей раннего возраста нам расскажет педагог-психолог МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Тукшаитова Гульсем Джиганшеевна.
- V. Рекомендации:
- осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с основными положениями ФГОС ДО;
- способствовать реализации образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создавать условия для обеспечения оптимального режима работы педагогов с целью осуществления нового подхода к организации образовательного процесса в ДОУ, РППС;
- совершенствовать умения педагогов по организации и проведению организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста;
- использовать эффективные методы профилактики речевых нарушений, представленные учителем-логопедом Осюниной А.А.;
- создавать условия для создания эмоционального благополучия детей раннего возраста.