«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе»
Документы для скачивания
План:
- Сообщение руководителя МО «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе» (Лазуткина И.Н.)
- Практикум: просмотр и анализ ООД с использованием художественной литературы (Плюснина Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
- Опыт работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе» (Кучерова Ирина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
- Обзор программно-методического обеспечения по приобщению детей к художественной литературе, просмотр и анализ выставки книжек-самоделок (Калашникова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка)
- Рекомендации.
- Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Игра — ведущая деятельность дошкольника, но взрослые любят играть не меньше, чем дети. Сегодня я предлагаю вам стать участниками деловой игры «Приобщение дошкольников к художественной литературе».
В начале игры давайте обратимся к ФГОС ДО.
Слайд 2. В ФГОС ДО определены образовательные области, в которых выделена работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, а именно:
в образовательную область «Речевое развитие» включено «...владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы»;
в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» включено следующее: «...развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений...».
Таким образом, мы видим воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.
В группе раннего возраста используются произведения разных жанров. Вы учите детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаете внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей, дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносите вы, и это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Именно чтение постепенно подготовит ребенка к смене ведущей деятельности: к переходу от игры к обучению. Именно в процессе слушания интересной книги вырабатывается усидчивость, внимание, терпение, умение слушать и слышать, совершенствуется речь, познавательные способности. Незаметно для себя малыш готовится учиться.
В ходе деловой игры мы с вами вспомним основные аспекты работы по ознакомлению детей с художественной литературой, а кто-то из вас узнает новое, нужное и интересное.
Слайд 3. 1 страничка деловой игры «Эрудиты»
У нас 2 команды.
Это команды не соперников, а друзей, людей, которые уважают и ценят друг друга.
Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, конкурсы и задания.
1 конкурс
Разминка «Сказочный конкурс»
Я задаю вопросы, команды по очереди отвечают.
- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор …...(Айболит)
- Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался ….(Колобок)
- «Нам не страшен серый волк, серый волк — зубами щелк» -
Эту песню пели звонко 3 веселых ….(поросенка)
- Кто великий умывальник, умывальников начальник?
Кто мочалок командир? Это добрый …..(Мойдодыр)
- Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)
- Вы сказки помните из книг любимых и мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино? Ну, конечно, злой разбойник …..(Карабас).
- Автор стихов из цикла «Игрушки» (А.Барто)
- Известный советский писатель, который написал много стихотворных сказок для детей. (Корней Чуковский).
- Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»? («Лисичка-сестричка и Серый волк»)
- О каком зверьке Самуил Маршак написал сказку в умном и глупом вариантах? (О мышонке)
- Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин).
- Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»).
Молодцы!
2 конкурс
Слайд 4.(только заголовок) «Мозговой штурм»
Вы получили список задач по ознакомлению детей с ХЛ для разных возрастных групп. Посовещайтесь и назовите только задачи по ознакомлению детей раннего возраста с художественной литературой.
Щелчок- Задачи для 1-ой команды:
Неоднократно читать художественные произведения, научить внимательно слушать сказки, стихи и рассказы, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого, понимать смысл произведения; продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности, предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»); выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения; сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Щелчок- Задачи для 2-ой команды:
Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, научить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения; развивать поэтический слух и интонационную выразительность речи; продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
3 конкурс
Слайд 5. (только заголовок) «Соотнесите приемы с методами»
Существуют 3 метода ознакомления детей с литературой. Давайте вспомним какие?
Щелчок: (Словесный метод, практический метод, наглядный метод) Верно, словесный, практический и наглядный.
Подберите к каждому из них приемы. Каждая команда будет по очереди вытягивать карточки, на которых написаны приемы ознакомления детей с литературой. Вы должны выбрать, к какому методу относится этот прием и прикрепить его к мольберту.
- Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи. (Словесный метод)
- Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, разные виды театра, игровая деятельность. (Практический метод)
- Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки. (Наглядный метод).
Слайд 6. - проверка
4 конкурс
Слайд 7. «Да» или «Нет»
Я зачитаю утверждения, а вы по очереди ответите, верны ли они. Отвечайте кратко: «Да» или «Нет».
- Общение — ведущее средство развития речи. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 2-3 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносят звуки).
- С помощью повторного чтения можно сформировать восприятие литературного произведения. (Да)
- Литературное произведение нужно читать, не отрываясь от книги. (Нет)
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. (Да)
5 конкурс
Слайд 8. «Расскажи стихи руками»
Посмотрим, чьи пальчики самые артистичные и гибкие. Выберите двух участников из своей команды. Подойте ко мне. Я прочитаю короткие стишки, а вы будете показывать их на пальцах.
Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого брата.
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.
И с козликом козлик стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались
и в речке глубокой вдвоем оказались.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Слышит: шорох раздается.
За кустом лиса крадется.
Вот лиса раскрыла пасть!
Зайка — скок, скок, скок,
Прыгнул вбок — и наутек!
6 конкурс
Слайд 9. «Литературная страница»
С 1,5 лет для развития речи малышей начинают проводить игры-занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениями народного творчества (потешки, песенки, прибаутки).
Задание командам:
- Подберите потешки про "разговор" о каше, молоке ("Нужно кашу варить, будем Сашу кормить";"Уж я Танюшке пирог испеку";"Кто кашу не ест, молоко не пьёт, забодаю»)
- Подберите потешки, песенки о роли воды («С гуся вода, а с Ванюшки худоба!»; "Водичка, водичка, умой Тане личико".)
- Подберите потешки, песенки про значение первых детских шагов ("Киска, киска, киска. Брысь! На дорожку не садись: наша Танечка пойдёт, через киску упадёт"; "Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке")
- Потешки игрового содержания ("Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке!"; "Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? - Ванечка хороший, Ванечка пригожий").
7 конкурс
Слайд 10. (только заголовок) «Назовите требования»
Перечислите основные требования к оформлению книжного центра.
Щелчок На слайде:
- Рациональное размещение в группе
- Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
- Соответствие интересам детей
- Постоянная сменяемость
- Размещение 3-4 книг, несколько экземпляров одного названия
- Эстетическое оформление
- Востребованность
В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать центр книги, либо книжную полку. Она должна располагаться в хорошо освещенном месте, на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.
Мы уже отмечали, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с образовательной работой в группе.
В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящей для возраста детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не надо давать, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Педагог должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой, а для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать детям текст, рассказывать о правилах пользования книгой (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми ручками и т. д.)
8 конкурс
Слайд 11. «Расшифруй сказку» (на экране)
Трудно представить детство без сказок и детских книг! Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения.
В наборах букв зашифрованы русские народные сказки. Расшифруйте названия сказок.
- МОКРЕТЕ («Теремок»), БОКЛОКО («Колобок), ЗОРКОМО («Морозко)
- ГУКАРОСНЕЧ («Снегурочка»), КАШЕЧРОХАВ («Хаврошечка»), ПКАРЕ («Репка»)
- Спасибо за активную работу команд, а следующая страничка деловой игры Слайд 12. «Презентация опыта работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе».
- Практикум: просмотр и анализ ООД с использованием художественной литературы (воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
- Опыт работы по приобщению детей 2-3 лет к художественной литературе» (воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
- Обзор программно-методического обеспечения по приобщению детей к художественной литературе, просмотр и анализ выставки книжек-самоделок, (воспитатель МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка)
- - В завершение нашей встречи мне хотелось бы вам прочитать одну притчу от Шалвы Александровича Амонашвили, великого Учителя современности, легенды гуманной педагогики. Послушайте её и задумайтесь над её смыслом.
- Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Обмен мнениями.
- Действительно, как много может сделать человек любящий, который верит в свои силы и в того, кого учит и воспитывает.
Рекомендации.
- Создавать условия для воспитания интереса и любви к чтению.
- Использовать приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества в разных видах совместной деятельности и деятельности детей.
- В процессе ознакомления детей 2-3 лет с художественной литературой развивать слуховое внимание, понимание речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
- Соблюдать требования к оформлению центра книги.
- Использовать опыт работы коллег в своей работе по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе.
Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой
- Словесный метод:
Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи.
- Практический метод:
Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, разные виды театра, игровая деятельность.
- Наглядный метод:
Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки.
Требования к оформлению книжного центра
- Рациональное размещение в группе
- Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
- Соответствие интересам детей
- Постоянная сменяемость
- Размещение 3-4 книг, несколько экземпляров одного названия
- Эстетическое оформление
- Востребованность
Рекомендации
- Создавать условия для воспитания интереса и любви к чтению.
- Использовать приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества в разных видах совместной деятельности и деятельности детей.
- В процессе ознакомления детей 2-3 лет с художественной литературой развивать слуховое внимание, понимание речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов.
- Соблюдать требования к оформлению центра книги.
- Использовать опыт работы коллег в своей работе по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе.